Особенности формирования двигательных действий

Двигательное действие - великолепный материал для изучения и демонстрации общих принципов и приемов всякого обучения. Наряду с общедидактическими положениями, процесс физического воспитания, характеризуется своими особенностями (Л.П.Матвеев, 1991).

На протяжении многих лет обучение двигательным действиям основывалось на способности детей к подражанию и запоминанию, при многократном повторении увиденного. Именно поэтому в самых разных дидактических системах подчеркивается необходимость показа и повторения, а принцип наглядности и прочности (постепенности) относится к числу первостепенных. Однако, подражание тем успешнее, чем проще упражнение, а повышение сложности упражнений затрудняет обучение (Е.К.Аганянц, Е.М.Бердичевская, Казначеев, 1991).

Важность проблемы обуславливает появление большого количества научных исследований. Становление и развитие теорий обучения подробно описано в работах (Ф.Н.Гилберт, 1934; М.Ф.Талызина, 1971; П.К.Анохин. 1975; Ю.К.Чернышенко, 1998).

Характеризуя, процесс освоения двигательного действия Н.А.Берштейн (1990) выделял два периода: в первом сначала происходит установление ведущего уровня ЦНС в управлении движением, затем определение двигательного состава движения и выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонентов движения, характера и степени точности, требу++ющихся от этих коррекций. Второй период - стабилизация. Здесь завершается освоение фоновыми уровнями компонентов двигательного состава, переключенных на них в процессе автоматизации, а также наиболее трудное - срабатывание отдельфоновых уровней с ведущим и между собой.

Завершается процесс стандартизацией двигательного акта, укреплением устойчивости его сторон и деталей против сбиваемости (Т.В.Русова, В.С.Фомин, 1996).

Двигательные действия, как правило, осваиваются ребенком по готовому образцу. Это достигается в условиях рационального построения процесса обучения. Умения и навыки характеризуют степень овладения изученным двигательным действиям, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач (Е.А.Янбург, A.H.Maslow, 1999).

Формирование умений, навыков и соответствующих знаний - одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли ступени познания, овладения действием. Вначале обучаемый формирует знания о действии, а затем овладевает действием в форме умения и навыка (М.И.Семенова, 1964; М.Н.Боген, 1991).

Биомеханические аспекты автоматизации двигательного навыка освещены (В.В.Беленович, 1959; Alonso E., 1973). Новичок осваивает внешнюю картину сложного движения, инстинктивно стремясь уменьшить число механических степеней свободы двигательного аппарата, фиксируя суставы за счет одновременного напряжения, обслуживающих их мышц. Это необходимо ему для погашения внутренних сил реакций, возникающих в многозвеньевой системе при движении.

По мере развития навыка происходит поочередное освобождение степеней свободы. Ученик учится бороться с силами реакции, короткими напряжениями, определенной мышцы в определенный момент времени (В.А.Гатаева, 1973; А.А.Бишаева, 1976; Методическая разработка ГДОИФК им.П.Ф.Лесгафта, 1990).

При дальнейшей выработке навыка организм уже использует силы реакции в своих целях, т.е. чтобы они не мешали, а способствовали движению. При этом достигается большая экономия мышечной активности. На основании полученных сведений были разработаны рекомендации по педагогике, изложены основные принципы обучения двигательным действиям (М.М.Боген, 1985).

Объект, требующий внимания при исполнении действия, называют “основными опорными точками” (ООТ), а их совокупность, составляющую программу действия, называют “ориентировочной основой действия” (ООД). ООД полноценно только в том случае, когда она содержит необходимую и достаточную информацию. Критерий необходимости и достаточности предполагает формирование представлений об изучаемом действии по каждой из ООТ. Представления должны включать зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, основанный на наблюдении, логический (смысловой) образ, основанный на объяснении (комментарии), кинестезивный на ранее сформировавшихся представлениях (накопленный двигательный опыт) и на ощущениях. Формирование логического и зрительно компонентов, как правило, происходит значительно быстрее, чем двигательного (М.М.Боген, 1985; Д.Д.Донской, 1991; Л.П.Матвеев, 1991).

Применение упражнений повышенной координационной сложности в процессе обучения понимается, как определенная, специально разработанная форма деятельности (А.И.Быкова, 1961; А.В.Кинеман, Д.В.Хухлаева, 1978; А.П.Алябышев, 1986). Деятельность характеризуется мотивом и реализуется в форме действий (С.Н.Малафеева, Л.П.Егорова, Л.В.Чекасина, 1996).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: