Методика обучения детей 6-7 лет спортивным способам плавания

Лучшее формирование навыков плавания у детей дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде (В.А.Аикин, 1988; Ю.А.Короп, С.Ф.Цвек, 1985). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде (Т.И.Осокина, 1985) для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежном и правильном освоении ими плавательных движений. Между тем (Ле Ван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на воде с нахождением преподавателя в бассейне для лучшей организации проведения занятий. Непосредственная помощь взрослых по обучению детей плаванию в детских садах приведена Б.И.Оноприенко (1969) с учетом морфо-функциональных и гидродинамических показателей, что имеет лучшее значение для их лучшего формирования и развития.

Дети в возрасте 5-7 лет по своим двигательным возможностям вполне готовы к освоению сложных плавательных движений, которые по мере освоения должны постепенно усложняться и детализироваться. Обоснована преемственность обучения двигательным действиям при освоении воды – в младших и средних группах детского сада, до формирования навыков плавания при изучении техники облегченными и спортивными способами – в детских и подготовленных группах (Т.С.Козаковцева, 1989).

Детей рекомендуется обучать также с помощью картинок по следующим разделам: 1) специальные упражнения на суше; 2) упражнения для освоения водной среды; 3) погружение в воду с головой; 4) дыхание с выдохом в воду; 5) статистическое (пассивное) плавание в воде; 6) скольжение в воде; 7) движение ногами кролем на груди, на спине; 8) движения руками кролем на груди, на спине; 9) плавание кролем без выноса рук; 10) плавание кролем на спине без выноса рук; 11) плавание кролем на груди и на спине без выноса рук; 12) спортивные способы плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс (Э.Г.Черняев, В.И.Чепелев, 1987). Подробным способом раскрыто индивидуальное обучение детей азбуке плавания, рекомендуемое родителям, бабушкам и дедушкам (А.А.Литвинов и др., 1995).

Образные выражения, жесты, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение (В.В.Пыжов, 1977) в доступном овладении изучаемых упражнений (И.А.Ганчар, 1998).

В недельном цикле могут быть рекомендованы двухразовые занятия. Занятия могут проводиться как в первой, так и во второй половине дня. Перед занятиями в бассейне уделяется должное внимание вопросам гигиены. Медицинский работник обязан проводить осмотр детей и решать вопросы о допуске ребёнка к занятиям (В.Васильев, Б.Никитский, 1973; Т.И.Осокина и др.,1991).

При занятиях плаванием с детьми 5-7 лет следует иметь в виду, что дети в группе могут быть различной подготовленности. В тех группах, где есть дети, только приступающие к регулярным занятиям плаванием, необходимо начинать обучение с освоения детьми воды, с выполнения подготовительных упражнений. Только после того, как большинство детей будут чувствовать себя в воде уверено, смогут передвигаться в ней, приобретут навыки скольжения, научатся правильно дышать, можно перейти к разучиванию способов плавания в целом (П.П.Литвинов, Е.В.Ивченко, В.М.Федчин, 1995).

Дети 5-7 лет обычно быстро осваиваются в воде. Они сознательно подходят к выполнению подготовительных упражнений, проявляют настойчивость, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому период освоения детей этой возрастной группы с водой значительно короче, чем младших. Раньше можно переходить к упражнениям, помогающим овладеть техникой плавания кролем на груди и на спине (Н.Ж.Булгакова, 1997).

Но, прежде всего, необходимо научить детей самостоятельно входить в воду, передвигаться по дну бассейна различными способами (шагом, бегом, опираясь на руки), на различной глубине (от колена до пояса), научиться погружаться в воду, открывать в ней глаза, научить правильному вдоху и выдоху в воду, лежанию в воде на груди и на спине, скольжение на груди и на спине (Н.Г.Дундуков, А.В.Фомин, 1975). А  так же выполнение простейших попеременных движений ногами (по типу кроля). Для выполнения этих задач разработано множество различных упражнений и игр («Карусель», «Фонтан», «Крокодил», «Краб», «Качалка», «Хоровод», «Мотор», «Найди клад», «Водолазы», «Кто больше» и т. д.).

Упражнения для выработки умения держаться на воде в горизонтальном положении: «Медуза», «Звёздочка», «Поплавок», «Стрелка на груди» и другие.

Важной задачей является научить детей выходу в воду. Этому способствуют такие упражнения и игры как: «У кого больше пузырей?», «Погружение с головой и выдохом в воду в парах», «Выдох с поворотом головы», «Ворота» и д. р.

Следующим этапом обучения является обучение координационным возможностям в воде. Начать следует с обучения движений ног при плавании кролем на груди и на спине. Для этого используют упражнения, как на суше, так и в воде (Ю.В.Шапошников, 1979). Попеременные движения ногами, сидя на полу, попеременные движения ногами, лёжа на скамейке, движения ногами в воде, сидя на бортике, на дне бассейна, движения ногами в воде, опираясь на руки, скольжения, на груди и на спине с переменными движениями ног и т.д.

Далее можно переходить к обучению движений рук в плавании на груди и на спине. Обучение начинается с обучения движений рук на суше. Это могут быть упражнения подготовительного и имитационного характера (выполнение различных вращений вперёд, назад, одной и двумя руками, имитация гребковых движений и т.д.). Обучение движений рук проводится первоначально при произвольном дыхании ребёнка, затем на задержке дыхания, а после этого обучение движений рук с выдохом в воду (И.Ю.Кистяковский, 1976).

После освоения всех упражнений по данной задаче (А.А.Волошин, М.М.Киселёв, 1980) эти упражнения закрепляются и совершенствуются в играх и развлечениях в воде с постепенным усложнением условий выполнения (различные варианты глубины, использование вспомогательного инвентаря – досок, надувных игрушек и т.д.).

Следующим этапом является обучение сочетание движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду. Обучение координации руками и ногами осуществляется параллельно на груди и на спине. В качестве подготовительных упражнений рекомендуются различные вращения одной, двумя руками, вперёд, назад, одновременные, попеременные, а также движения ног. При выполнении имитационных упражнений уделяется внимание, в первую очередь, на правильность выполнения гребковой фазы движения, а затем – подготовительной фазы – выведение рук в исходное положение для гребка. При выполнении упражнений на суше тренер оказывает непосредственную помощь ребёнку, придавая правильное положение рук в отдельных фазах гребка (Л.П.Макаренко, 1985).

Освоение плавательных движений в сочетании с дыханием представляет главную трудность при обучении детей плаванию (В.Я.Лопухов, 1995). К разучиванию движений рук в сочетании с дыханием приступают в положении стоя в воде, нагнувшись вперёд. Дошкольников желательно приучить поворачивать голову для вдоха направо и налево. Попытки сочетать плавательные движения с дыханием могут долго не получаться у детей. Стремление приспособить дыхание к движениям нарушает координацию, часто ведёт к грубым ошибкам. Поэтому можно разрешать детям плавать с задержкой дыхания на вдохе длительное время. Это упрощённая форма способа плавания, построенная на технически правильной основе.

Плавание на спине для многих детей оказывается легче, чем плавание на груди. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают сначала на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом с помощью плавательной доски, затем переходят к разучиванию движений ног в скольжении на спине после отталкивания от стенки бассейна. Вначале детей приучивают держать руки свободно опущенными вдоль туловища, не делая никаких движений. Затем положение рук усложняется: одна рука остаётся свободной вдоль туловища, другая выносится вперёд и располагается по направлению движения. При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами, а также упражнения в парах: один удерживает другого за ноги. Постепенно дети начинают выполнять согласованные движения руками и ногами, чтобы овладеть ритмом движений, они выполняются на счёт. Упражнения выполняются многократно на коротких дистанциях (В.Ю.Давыдов, 1993).

Естественно, что в начале обучения дети могут совершать ошибки. Чаще всего это зависит от недостаточной общей физической и координационной подготовленности дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности многим детям с трудом удаются чёткие движения в воде. Не надо требовать от них большой точности в технике плавания. Это возможно лишь в результате упорного труда в течение нескольких лет. Но грубые ошибки в технике нужно последовательно исправлять.

Высокое положение головы, например, вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание (В.Н.Мухин, Ю.И.Родыгин, 1988). Прежде всего, надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания.

При низком положении таза глубоко погружаются ноги, нарушается равновесие. Иногда дети производят резкие, неритмичные, несогласованные движения ногами, сильно сгибают их. Вначале нужно исправить ошибки в положении тела и движений ног и только затем приступать к совершенствованию движений рук и общей координации.

У многих новичков при повороте головы в сторону для вдоха наблюдается замедление работы руками и особенно ногами. Детям легче приспособить дыхание к движениям рук и ног в соответствии со своими возможностями. Это нельзя считать ошибкой, постепенно с течением времени этот недостаток исчезнет (Г.Левин, 1981).

При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность плавать всеми способами – кролем на спине, кролем на груди, дельфином и брассом. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким-либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно и нужно позволять ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше (А.А.Волошин, Н.Б.Кулибаба, 1982).

Для многих детей в возрасте 5-6 лет более доступным способом плавания является брасс. Принято сравнивать движения брассиста с действиями лягушки. Действительно, в них много общего, и дети могли наблюдать этот момент в своей жизненной практике, поэтому этот способ некоторым детям более понятен.

Процесс изучения элементов способа плавания, брасс начинается на суше с освоения движений ног, работа которых является важнейшим элементом в технике данного способа плавания. Для этого используют разнообразные подготовительные и подводящие упражнения и игры в воде.

С техникой движений при плавании брассом тоже знакомятся сначала на суше. Для этого имитируют движения рук в положении стоя в наклоне вперёд, прогнувшись, руки вытянуты вперёд ладонями вниз-кнаруже.

В воде движения рук разучивают, стоя на глубине по грудь и наклонившись вперёд так, чтобы подбородок лежал на поверхности воды. Затем это упражнение повторяют в согласовании с дыханием. Важно разучивать дыхание с самого начала, уже во время подготовительных упражнений, так как ритм дыхания в брассе чётко совпадает с движениями рук.

Обратить внимание надо на следующее: не поднимать голову, смотреть вперёд во время гребка; в конце гребка немного приподнять подбородок вперёд-вверх и сделать вдох через рот; когда руки выводятся вперёд, подбородок и рот опускаются в воду, начинается продолжительный выдох, который продолжается в течение почти всего гребка (В.Г.Ровчин, 1984).

Дошкольникам рекомендуется разучивать согласование движений рук и ног брассом в скольжении на груди. Во время скольжения на задержке дыхания сначала 2-3, а потом и более циклов движений. Затем ребёнок останавливается, делает выдох-вдох и вновь повторяет согласование движений рук и ног в скольжении. Движения рук и ног в дальнейшем сочетаются с дыханием (А.А.Волошин, М.М.Киселёв, 1980). Правильное согласование движений в полной координации устанавливается постепенно в процессе тренировки.

Многие дети 5-6 летнего возраста осваивают технику плавания способом дельфин, хотя она считается более сложной по сравнению с другими способами. Это особый способ плавания. В его технике имеются элементы и брасса и кроля, поэтому изучать этот способ плавания надо после того, как ребёнок освоит технику плавания кролем и брассом.

Обучение детей способом плавания способом дельфин также начинается с подготовительных упражнений на суше и в воде. В волнообразных движениях участвует всё туловище – плечевой пояс, поясница, таз и ноги, поэтому этот способ плавания представляет собой отличное, разносторонне развивающее упражнение. Сомкнутые ноги движутся одновременно, напоминая хвост дельфина, поэтому, используя образное мышление детей, нетрудно научить их выполнять это движение.

Сложнее произвести ребёнку гребок обеими руками, так как он выполняется одновременно двумя руками, движение каждой напоминает гребок при плавании кролем.

Согласование движений в дельфине сложное. Упражняться лёжа на груди удобнее с доской в руках, а осваивать координацию в скольжении. НЕ все дети в возрасте 5-6 лет в состоянии освоить этот способ плавания, и в этом нет необходимости. Достаточно ознакомить с ним детей (В.Ю.Давыдов, 1993).

ИГРЫ используются с самых первых занятий для освоения детей с водой, что помогает детям преодолевать детям чувства неуверенности и страха, способствует быстрому процессу адаптации в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями (Х.Ф.Лейнус, 1977).

Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости навыков (Н.Ж.Булгакова, 1997).

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнований, эстафеты.

Выбирая игры и методические приёмы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений.

Игры подбираются в соответствие с поставленной определённой воспитательно-образовательной задачей. Важно чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.

Для наиболее эффективной организации занятий с детьми 5-6 лет используют различные поддерживающие средства. Это доски из пенопласта, надувные игрушки (резиновые круги, мячи и т.д.), а также мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывания глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч», «Поезд в туннель» и т.д.) (Н.Ж.Булгакова, 1997).

Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде (Г.Левин, 1981).

Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.

Большое количество разнообразных игр, забав на воде приведено в книге «Обучение плаванию в детском саду» авторов Т.И.Осокиной, Е.А.Темофеевой, Т.Л.Богиной (1991). Игры имеют подробное описание, конкретно поставленные задачи, полезные методические указания.

Игры подобраны в соответствие с поставленной задачей занятий, и позволяют на протяжении всех занятий увлекать детей, пробуждая в них интерес, активность, коллективизм.

В книге авторами приводятся примеры того, как можно организовать в бассейне различные праздничные мероприятия для детей, приводится сценарий «Праздника Нептуна». Дети с огромным удовольствием участвуют в таких мероприятиях.

 


 Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Методы исследования:

1. Анализ научно - методической литературы

2. Педагогические наблюдения.

3.Антропометрические методы

4.Метод хронометрирования

5. Педагогическое тестирование

6. Метод экспертной оценки

6. Метод математической обработки.


Анализ научно -методической литературы включал в себя следующие вопросы:1) Особенности развития детей дошкольного возраста; 2) Особенности формирования двигательных действий в дошкольном возрасте; 3) Контроль за качеством формирования двигательных действий в дошкольном возрасте; 4) Методика обучения детей 6-7 лет спортивным способам плавания

Педагогические наблюдения осуществлялись в течение всего времени исследования, с целью получения данных о степени изменения физических качеств в ходе занятий. И процессе освоения техники спортивных способов плавания.

Антропометрические методы. С их помощью определялись антропометрические характеристики детей. Рост измерялся в сантиметрах при помощи ростомера. Вес – на медицинских весах (Э.Г. Мартиросов, 1982) Окружность грудной клетки измерялась сантиметровой лентой в покое.

Жизненную емкость легких измеряли при помощи сухого спирометра. Перед началом измерения ребенок выполнял два-три предварительных максимальных вдоха с последующими выдохами, после чего самостоятельно брал спирометр в руку и на высоте максимального вдоха мундштук вставлял в рот и плотно охватывал его губами (одновременно другой рукой зажимая нос) производил плавно максимально-глубокий выдох продолжительностью примерно четыре-пять секунд.

Метод хронометрирования использовался для регистрации времени преодоления дистанции 3х10 м в челночном беге, а также при подсчете ЧСС, и времени выполнения тестовых упражнений в плавании. Регистрация производилась механическим хронометром. При подаче команды «Марш!» секундомер - включался, при пересечении линии финиша - выключался. ЧСС регистрировалось за 10 секунд. Также регистрировалось время выполнения задержки дыхания, проплывание дистанции при помощи ног, рук и в координации.

Динамометрия использовалась для определения силовых качеств. Измерялась кистевая динамометрия по общепринятой методике. Силу мышц правой и левой кисти измеряли “детским” динамометром. Исследуемому ребенку предлагалось максимально сжать динамометр поочередно правой, а затем левой рукой. Регистрировался лучший результат из двух попыток.

Точность мышечных усилий также измерялась динамометром, но предлагалось сжать динамометр в полсилы, т.е. показать половину своего максимального результата (во время исследования на динамометр смотреть не разрешалось) левой и правой руки.

Отклонения регистрировались. Точность мышечных усилий измерялась сразу же после выявления максимальной силы при помощи этого же динамометра в двух попытках. Регистрировался лучший результат.

Педагогическое тестирование включало в себя методы оценки физического развития. Оценка физического развития детей и степени адаптации их к физической нагрузке осуществлялось по комплексу показателей (параметры длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой силы, контрольных упражнений: прыжка в длину и высоту, метание мяча, “челночный бег”, частоты и продолжительности заболеваний детей по временам года).

О физическом развитии детей судили по показателям: длины тела (l), массы тела (m), окружности грудной клетки (ОГК), спирометрии (ЖЕЛ) и динамометрии.

Длина тела ребенка измерялась при помощи стандартного ростомера, а также рассчитывалась по формуле:

 

   l = рост ребенка   + (5 см х n) в возрасте 1 года   ,  

где n - возраст ребенка.

Если рост в 1 год у ребенка не известен, то для расчета применяли средний рост годовалого ребенка, равный семидесяти пяти сантиметрам (Э.Г.Маркеросов, 1982). Масса тела у детей измерялась путем взвешивания детей на стандартных медицинских весах, и по формуле:

 m = вес ребенка в     + (2 гк х n)     возрасте 1 года ,

где n - возраст ребенка.

Если вес ребенка в один год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный десяти килограммам (Ю.А.Гронбах, 1996).

Рост и вес детей оценивался по результатам зависимости веса тела (в кг) от роста (в см) у детей в возрасте от 6 до 7 лет, путем сравнения с данными приведенными в среднестатистических таблицах.

Двигательные координации исследовали по результатам стандартных контрольных упражнений, широко используемых в детских дошкольных учреждениях: прыжок в длину и высоту, метание мяча, “челночный бег”.

Прыжок в длину с места выполнялся ребенком с трех попыток. Регистрировался лучший результат.

Прыжок вверх выполнялся по В.Н.Абалакову с двух попыток. Регистрировался лучший результат.

Метание набивного мяча (весом в один килограмм) производилось ребенком из-за головы из положения “сидя на бедрах”. Выполнялось две попытки. Регистрировался лучший результат.

Затем, мы секундомером регистрировали показатели в “челночном беге” (3х10 м). Ребенку предлагалось сделать пробную попытку в среднем темпе без учета времени. Контроль за двигательной активностью осуществляли посредствам промышленного стандартного шагомера - “Заря”, фиксирующего основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе, беге, приседания, подскоки, наклоны).

Гибкость оценивали по величине наклона вперед из положения стоя при максимально низком опускании рук.

Учет заболеваемости детей вели по справкам, представленным в детском образовательное учреждении за период с сентября 2002 года по май 2004 года.

Параллельно осуществляли контроль за правильностью построения занятия, его моторной плотностью, с помощью секундомера, а также с точки зрения педагогического наблюдения.

Для контроля за показателями изменения психомоторных и познавательных параметров использовались следующие тесты:

- Поиск чисел в порядке возрастания и убывания по таблице Шульте-Горбова – объем внимания;

- интенсивность запоминания картинок и чисел – объем памяти;

- воспроизведение длины скольжения, силы тяги, времени задержки дыхания, дистанции проплываемой с различными условиями.

Экспертная оценка использовалась для определения качества техники плавания. Оценка проводилась квалифицированными тренерами.

Методы математической статистики. Полученные результаты обрабатывались известными статистическими методами. Определялись - средняя арифметическая величина (х), ошибка средней арифметической величины (s), среднеквадратическое отклонение (+ м), с помощью t- критерия Стьюдента рассчитывалась достоверность различий (р) статистических характеристик (Т.М. Михайлина, В.В. Лысенко, 1990).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: