Динамика абсолютной работоспособности дошкольников

в возрасте 6-7 лет (PWC150 рассчитывается вт/мин)

Момент

контрольная группа

основная группа

 
исследования

девочки

мальчики

девочки

Мальчики

Р1-2
  x m x m x m x M  
1. До исследования 5,5 +0,4 4,5 +0,3 5,8 +0,7 4,3 +0,6 <0,5
2. 6 месяц 6,3 +0,3 5,3 +0,6 19,2 +0,4 13,7 +0,4 <0,05
3. 9 месяц 8,4 +0,7 7,1 +0,7 22,7 +0,6 18,6 +0,9 <0,01
4. 12 месяц 13,5 +1,1 15,7 +1,2 26,6 +1,3 31,4 +1,3 <0,01

 

Как видно из таблицы, выраженное повышение показателей абсолютной физической работоспособности в основной группе по сравнению с контрольной обнаруживали дети, начавшие занятия сложнокоординационными упражнениями (акробатика с элементами гимнастики) с 1 сентября.

Это связано с тем, что в основе повышения физической работоспособности у физически более подготовленных детей с большой двигательной активностью лежит процесс экономизации сердечной деятельности, более совершенные реакции на стандартную нагрузку (Осокина Т.И., 1971).

Так в контрольной группе с возрастом отмечалось повышение частоты сердечных сокращений в процессе выполнения пробы PWC150 при увеличении мощности нагрузки. В основной группе этого не происходило.

При анализе полученных данных в результате пробы PWC150 были выявлены следующие изменения реакций сердечной деятельности на нагрузку у мальчиков: реакция сердца на нагрузку оказывалась более выраженной, как в контрольной, так и основной группе соответственно 158-161 удар в минуту, а у девочек основной группы, по сравнению с контрольной, реакция сердца на нагрузку была стабильной - 152 удара, а в контрольной от 156 до 162 удара.

При сравнении полученных данных, можно судить о том, что реакция сердца на нагрузку более выражена у девочек основной группы.

В ходе исследования, при анализе полученных данных установлено, что под влиянием занятий упражнениями повышенной координационной сложности темпы возрастного повышения относительной физической работоспособности увеличиваются. Это подтверждается приростом ее через 6 месяцев от начала занятий на 0,3 вт/кг мин (16,7 %) у мальчиков и на 0,2 вт/ кг мин (12,5 %) у девочек, и отсутствием его у детей контрольной группы. К 9 месяцам относительная физическая работоспособность в основной группе возросла на 0,6 вт/ кг мин (33,3 %) у мальчиков и на 0,7 вт/ кг мин (43,8 %) у девочек, в контрольной соответственно у девочек и мальчиков на 0,3 вт/ кг мин (18,8 % и 16,7%) (таблица 2).

Таблица 2

Динамика относительной работоспособности дошкольников в возрасте 6-7 лет (PWC150 вт/мин  кг)

Момент

контрольная группа

основная группа

 
исследования

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Р1-2
  x m x m x m x m  
1. До исследования 0.11 +0,02 0,75 +0,03 0,12 +0,02 0,8 +0,01 <0,5
2. 6 месяц 0,11 +0,02 0,75 +0,03 0,32 +0,04 1,1 +0,3 <0,01
3. 9 месяц 0,41 +0,03 1,05 +0,6 1,02 +0,3 1,7 +0,4 <0,05
4. 12 месяц 0,71 +0,06 1,35 +0,12 1,32 +0,5 2,0 +0,8 <0,05

 

При сравнении данных, приведенных в таблицах 1, 2, мы видим, что показатели основной и контрольной групп различны, как при оценки абсолютной, так и относительной работоспособности. При анализе минимальных и максимальных показателей наблюдается повышение, как абсолютной, так и относительной работоспособности, это имело место при высоко организованной двигательной активности, при низкой двигательной активности физическая работоспособность оставалась неизменной.

Так в летнее время, совпадающее с периодом родительских отпусков, при сокращении физкультурных занятий до одного -двух в неделю, достоверного повышения физической работоспособности не происходило. Это подтверждается данными, приведенными в таблице. С 9 по 12 месяцы исследования прирост относительной физической работоспособности, как в основной, так и в контрольной группах составил 0,3 вт/мин кг.

Активные занятия сложнокоординационными упражнениями и психо-эмоциональными играми после “каникул” в течение трех месяцев способствовали увеличению физической работоспособности в основной и контрольной группах.

Выявленная закономерность, явилась, по-видимому результатам не только координационных способностей детей, но и из-за повышения двигательной активности, путем увеличения моторной плотности оздоровительного занятия, повышалась, как абсолютная, так и относительная работоспособность.

В соответствии с данными работ Е.К.Аганянц, Е.М.Бердичевской (1991) включение в двигательную активность упражнений повышенной координационной сложности, влияет на повышение межассоциативных связей и положительно влияет на системы жизне - и энергообеспечения.

По-видимому моторная плотность занятий привела к повышению энергозатрат и экономизации обменных процессов, увеличению кардиореспираторной выносливости, а также производительности всего организма в целом (А.Н.Поборский, В.С.Котевникова, 1996).

Следовательно, расширение адаптационных возможностей организма сказалось, и на динамике физической работоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: