в возрасте 6-7 лет (PWC150 рассчитывается вт/мин)
Момент | контрольная группа | основная группа | |||||||
исследования | девочки | мальчики | девочки | Мальчики | Р1-2 | ||||
x | m | x | m | x | m | x | M | ||
1. До исследования | 5,5 | +0,4 | 4,5 | +0,3 | 5,8 | +0,7 | 4,3 | +0,6 | <0,5 |
2. 6 месяц | 6,3 | +0,3 | 5,3 | +0,6 | 19,2 | +0,4 | 13,7 | +0,4 | <0,05 |
3. 9 месяц | 8,4 | +0,7 | 7,1 | +0,7 | 22,7 | +0,6 | 18,6 | +0,9 | <0,01 |
4. 12 месяц | 13,5 | +1,1 | 15,7 | +1,2 | 26,6 | +1,3 | 31,4 | +1,3 | <0,01 |
Как видно из таблицы, выраженное повышение показателей абсолютной физической работоспособности в основной группе по сравнению с контрольной обнаруживали дети, начавшие занятия сложнокоординационными упражнениями (акробатика с элементами гимнастики) с 1 сентября.
Это связано с тем, что в основе повышения физической работоспособности у физически более подготовленных детей с большой двигательной активностью лежит процесс экономизации сердечной деятельности, более совершенные реакции на стандартную нагрузку (Осокина Т.И., 1971).
Так в контрольной группе с возрастом отмечалось повышение частоты сердечных сокращений в процессе выполнения пробы PWC150 при увеличении мощности нагрузки. В основной группе этого не происходило.
|
|
При анализе полученных данных в результате пробы PWC150 были выявлены следующие изменения реакций сердечной деятельности на нагрузку у мальчиков: реакция сердца на нагрузку оказывалась более выраженной, как в контрольной, так и основной группе соответственно 158-161 удар в минуту, а у девочек основной группы, по сравнению с контрольной, реакция сердца на нагрузку была стабильной - 152 удара, а в контрольной от 156 до 162 удара.
При сравнении полученных данных, можно судить о том, что реакция сердца на нагрузку более выражена у девочек основной группы.
В ходе исследования, при анализе полученных данных установлено, что под влиянием занятий упражнениями повышенной координационной сложности темпы возрастного повышения относительной физической работоспособности увеличиваются. Это подтверждается приростом ее через 6 месяцев от начала занятий на 0,3 вт/кг мин (16,7 %) у мальчиков и на 0,2 вт/ кг мин (12,5 %) у девочек, и отсутствием его у детей контрольной группы. К 9 месяцам относительная физическая работоспособность в основной группе возросла на 0,6 вт/ кг мин (33,3 %) у мальчиков и на 0,7 вт/ кг мин (43,8 %) у девочек, в контрольной соответственно у девочек и мальчиков на 0,3 вт/ кг мин (18,8 % и 16,7%) (таблица 2).
Таблица 2
Динамика относительной работоспособности дошкольников в возрасте 6-7 лет (PWC150 вт/мин кг)
Момент | контрольная группа | основная группа | |||||||
исследования | девочки | мальчики | девочки | мальчики | Р1-2 | ||||
x | m | x | m | x | m | x | m | ||
1. До исследования | 0.11 | +0,02 | 0,75 | +0,03 | 0,12 | +0,02 | 0,8 | +0,01 | <0,5 |
2. 6 месяц | 0,11 | +0,02 | 0,75 | +0,03 | 0,32 | +0,04 | 1,1 | +0,3 | <0,01 |
3. 9 месяц | 0,41 | +0,03 | 1,05 | +0,6 | 1,02 | +0,3 | 1,7 | +0,4 | <0,05 |
4. 12 месяц | 0,71 | +0,06 | 1,35 | +0,12 | 1,32 | +0,5 | 2,0 | +0,8 | <0,05 |
|
|
При сравнении данных, приведенных в таблицах 1, 2, мы видим, что показатели основной и контрольной групп различны, как при оценки абсолютной, так и относительной работоспособности. При анализе минимальных и максимальных показателей наблюдается повышение, как абсолютной, так и относительной работоспособности, это имело место при высоко организованной двигательной активности, при низкой двигательной активности физическая работоспособность оставалась неизменной.
Так в летнее время, совпадающее с периодом родительских отпусков, при сокращении физкультурных занятий до одного -двух в неделю, достоверного повышения физической работоспособности не происходило. Это подтверждается данными, приведенными в таблице. С 9 по 12 месяцы исследования прирост относительной физической работоспособности, как в основной, так и в контрольной группах составил 0,3 вт/мин кг.
Активные занятия сложнокоординационными упражнениями и психо-эмоциональными играми после “каникул” в течение трех месяцев способствовали увеличению физической работоспособности в основной и контрольной группах.
Выявленная закономерность, явилась, по-видимому результатам не только координационных способностей детей, но и из-за повышения двигательной активности, путем увеличения моторной плотности оздоровительного занятия, повышалась, как абсолютная, так и относительная работоспособность.
В соответствии с данными работ Е.К.Аганянц, Е.М.Бердичевской (1991) включение в двигательную активность упражнений повышенной координационной сложности, влияет на повышение межассоциативных связей и положительно влияет на системы жизне - и энергообеспечения.
По-видимому моторная плотность занятий привела к повышению энергозатрат и экономизации обменных процессов, увеличению кардиореспираторной выносливости, а также производительности всего организма в целом (А.Н.Поборский, В.С.Котевникова, 1996).
Следовательно, расширение адаптационных возможностей организма сказалось, и на динамике физической работоспособности.