способностей
Результаты исследования показали, что для оценки развития психомоторных способностей применительно к плаванию можно рекомендовать ряд тестов, отражающих точность воспроизведения временных, пространственных и силовых параметров. Чтобы проследить эффект направленных воздействий на развитие психомоторных и познавательных способностей традиционная 36-часовая программа обучения плаванию насыщалась специально разработанными упражнениями, приемами и задачами, побуждающими учеников задействовать свои познавательные и психомоторные способности.
В качестве средств, способствующих развитию психомоторных способностей при обучении детей плаванию, применялись следующие упражнения: на различение пространственных параметров; на совершенствование «чувства времени»; на развитие темпа движений; на дифференцировку силы тяги; упражнения выполняемые с различной амплитудой, а также игры на развитие пространственного различения и «чувства времени». В каждое занятие включалось по 4-5 упражнений, или 2-3 игры для развития познавательных и психомоторных способностей. Общая продолжительность применения этих средств в уроке составляла до 10-15 минут (Рис. 1).
|
|
Как видно, специально организованные педагогические воздействия в виде психотехнических игр и упражнений в процессе обучения плаванию привели к существенному развитию психомоторных способностей детей 6-7 лет. Так, мальчики экспериментальных групп по психомоторному развитию опередили детей контрольных групп: по точности воспроизведения временных параметров - на 16%, девочки соответственно - на 17%; по точности воспроизведения пространственных параметров движений мальчики опережали на 14%, девочки на 11%; по точности воспроизведения силовых параметров на 11%, девочки на- 18%.
девочки
мальчики
Рис. 1 Прирост показателей пространственно временных характеристик (%)
F- силовые характеристики, S- пространственные; t- временные.
Применение акцентирующих педагогических воздействий на психомоторную сферу учащихся в соответствующие сенситивные периоды оказало большее развивающее воздействие: в точности воспроизведения временных параметров.
Специально организованные педагогические воздействия отразились и на уровне проявления познавательных способностей учеников (рис. 2).
Как видно из рисунка 2 у детей экспериментальных групп -достоверно выше показатели объёма памяти, интенсивности запоминания, продуктивности внимания и его объёма. Так уровень развития аттенционных способностей (поиск чисел в возрастающем порядке) у мальчиков экспериментальных групп в среднем выше, чем у их сверстников из контрольных групп на 37%, у девочек - на 31%. Продуктивность внимания при поиске чисел в убывающем порядке выше у мальчиков экспериментальных групп на 23%, у девочек - на 21%. В отношении мнемических способностей отмечалось улучшение показателей интенсивности запоминания у мальчиков экспериментальных групп на 25%, у девочек - на 21%, объёма памяти -на 42%, 33% соответственно.
|
|
Применение в процессе обучения плаванию акцентирующих педагогических воздействий на познавательную сферу учащихся в соответствующие сенситивные периоды оказывает большое развивающее воздействие.
Рис. 2 Уровень прироста познавательных способностей
1- поиск чисел в возрастающем порядке; 2- поиск чисел в убывающем порядке; 3 – интенсивность запоминания; 4- объем памяти.
Для выяснения вклада познавательных способностей в повышение качества обучения плаванию был проведён сравнительный анализ оценок за обучение плаванию у детей контрольных и экспериментальных групп. Проанализировав удельный вес оценок мальчиков и девочек за освоение техники плавания можно отметить, что в экспериментальных группах выше процент высоких оценок, в контрольных группах - процент средних и низких оценок (рис. 3).
Наибольший удельный вес высоких оценок у мальчиков и девочек экспериментальной группы преимущественно в 7 лет.
Мальчики | Девочки | ||
6 лет | |||
К | Э | К | Э |
7 лет | |||
К | Э | К | Э |
Рис.3 Удельный вес оценок за технику плавания после применения методики (%)
-Высокие (5-4,5); -Средние (4,4-4); - Низкие (3,9-2)
Для выяснения вклада психомоторных способностей в повышение качества обучения плаванию был проведен сравнительный анализ оценок за обучение технике плавания детей контрольной и экспериментальной групп по окончанию соответствующего этапа (Рис 4). Как видно из рисунка мальчики и девочки экспериментальной групп имели больший удельный вес высоких и средних оценок. Наиболее ярко эти различия проявляются также к 7 годам.
Мальчики | Девочки | ||
6 лет | |||
К | Э | К | Э |
7 лет | |||
К | Э | К | Э |
Рис.4 Удельный вес оценок за технику плавания после воздействия на психомоторные способности детей(%)
-Высокие (5-4,5); -Средние (4,4-4); - Низкие (3,9-2)
Выявлена также корреляционная взаимосвязь результатов выполнения контрольных нормативов и оценок за овладение техникой плавания. Так, время задержки дыхания взаимосвязано с упражнениями выполняемыми в статическом положении.. Между оценками за технику плавания и уровнем развития психомоторных, аттенционных и мнемических способностей в экспериментальных группах обнаружена значимая (г=0.45-0.91) корреляционная связь по всем показателям. У детей контрольных групп все изученные показатели психомоторного развития и большинство показателей познавательных способностей слабо коррелируют с оценкой за обучение плаванию.
Выявленная корреляционная зависимость оценок за освоение техники плавания с показателями психомоторных и познавательных способностей, а также вскрытые возможности развивающих воздействий средствами плавания определяют необходимость включения в учебный процесс соответствующих психотехнических средств. Экспериментальная технология развития психомоторных и познавательных способностей обеспечивает повышение качества обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
|
ВЫВОДЫ
1. Изучение физической работоспособности у детей 6-7 лет показало, что абсолютная и относительная работоспособность (на начальном этапе исследования) была ниже средней, причем физическая работоспособность у девочек выше, чем у мальчиков, как в контрольной, так и в основной группах. Но к завершению исследования в основной группе показатели относительной и абсолютной физической работоспособности возросли и достигли показателей среднего уровня у мальчиков и выше среднего у девочек.
|
|
2. Программа разработана с целью повышения моторики и общей физической работоспособности, она включает в себя игры и упражнения на развитие координационных способностей детей, произвольности внимания и самоконтроля, а также развития двигательных действий. Моторная плотность занятий достигала в основной группе 80-85%, двигательная активность составляла три тысячи локомоций за 30 минут, что полностью удовлетворяет генетическую потребность (детей в возрасте 6-7 лет) в движении.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что начиная с трех месяцев в экспериментальной группе были зафиксированы достоверные изменения абсолютной и относительной физической работоспособности, что соответствует у мальчиков 81,8 %, у девочек - 94 % по сравнению с исходным состоянием. В контрольной группе подобных изменений не происходило.
4. Включение в двигательный режим сложнокоординационных упражнений повысило показатели координационых способностей детей, гибкости, ловкости, быстроты, что позволило более 50 % детей быть принятыми в спортивные секции по гимнастике, акробатике, теннису и танцам. В основной группе произошло снижение заболеваемости детей, следовательно применение сложнокоординационных упражнений способствует повышению уровня здоровья ребенка.
5. Использование разработанных психотехнических игр и методических приёмов в процессе обучения плаванию приводит к существенному развитию психомоторных и познавательных способностей, о чём свидетельствует опережение в соответствующем развитии детей экспериментальных групп: в точности воспроизведения временных параметров: у мальчиков и девочек в среднем на 17%; в точности воспроизведения пространственных параметров движений на 13%; в точности воспроизведения силовых параметров - на 15%; по уровню аттенционных и мнемических способностей: на 28% и 23% соответственно.
|
|