Школьный этап. 11 класс

Всероссийская олимпиада

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных

в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования

г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

а) разум

б) практика

в) опыт

г) ощущение

д) соглашение ученых

1.3. Критерием прогресса можно считать

а) уровень разделения труда в обществе

б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека

г) уровень развития производительных сил

1.4. Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6. Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти

б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия

субъектам и контролирует их полный суверенитет

г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

 

По 1 баллу за каждую верную позицию, всего - 16 баллов.

Ответ:

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

________________________________________.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей

_________________________________________.

3.Наиболе четкое разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей, всенародное избрание президента, отсутствие поста премьер-министра, подотчетность правительства перед президентом

__________________________________________________________.

Ответ: _____________________________________________________________________________

По 3 балла за каждую верную позицию, всего - 9 баллов.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! 1.____________________ являются результатом сотрудничества парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц 2. __________________. Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число 3______________ из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное 4 __________________. Они действуют преимущественно в период 5________________________________. 6____________________ в большинстве своем сформировались вне парламента. Главная особенность партий такого типа – наличие строго-организованной структуры, массовое членство 7 ________________. Образцом массовой партии стала ____________________ партия.

Список слов для вставки:

1. Правящие партии 2. Кадровые партии 3. Нотабли 4. Массовые партии 5. Избиратели 6. Членство 7. Обществен но- политические движения 8. Политическая социализация 9. Выборы 10. Немецкая социал- демократическая

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Институциональная подсистема, политические идеалы и ценности государства, партии, общественно политические движения, политическая система, культурно-идеологическая подсистема, политическая культура, политическая психология, политическая идеология, функциональная подсистема, политический режим, форма правления, нормативная подсистема.

По 1 баллу за каждую верную позицию, 1 балл за правильное расположение основного понятия, всего - 14 баллов.

5.Решите правовую задачу.

5.1. В средствах массовой информации опубликовали, что с этого дня вступают в силу изменения в законодательстве. Клевета как вид правонарушения переходит из уголовного правонарушения в административное. Антон Игоревич обрадовался, так как против него две недели назад было возбуждено дело по данной статье. Он обвиняется в клевете. Его радость объясняется тем, что теперь он понесет ответственность не уголовного, а административного характера. Оправдана ли его радость?

Ответ: ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________.

 

5.2. Водителя трамвая Михайлова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня в парке отдыха, суд приговорил к аресту на 15 суток. После отбытия наказания Михайлов узнал, что его уволили за прогул. Правомерно ли увольнение Михайлова? В какие органы следует обратиться Михайлову?

Ответ: ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу. В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

До 10 баллов за верный ответ с обоснованием.

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и … Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ.

Ответ: ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

До 10 баллов за верный ответ с обоснованием.

8. Решите экономическую задачу В таблице представлены часы труда, необходимые для производства одной единицы хлеба и ткани в стране Альфа и стране Бета

 

Какая из стран обладает абсолютным преимуществом в производстве ткани? Приведите решение.

Ответ: ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

3 балла за верный ответ, 4 балла за верное решение. Всего 7 баллов

9. Решите кроссворд. 

По горизонтали: 1. Использование служебного положения в личных целях (Коррупция)

5. предание суду парламента или отрешение от должности высших должностных лиц государства

7. деклассированные слои в антагонистическом обществе (бродяги, нищие, уголовные элементы и т.п.)

8. Родовое наименование всевозможных отношений типа равенства

9. Схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.)

13. Положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением

По вертикали: 1. Форма межгосударственного объединения, союз государств для выполнения определенных задач: экономических, политических, военных и др.

2. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба

3. Многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил

4. Политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам

6. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности

10. Решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу

11. Обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц

12. Политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями

По 1 баллу за каждую верно указанную позицию, всего - 14 баллов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: