Система земельного права

Предмет и метод земельного права

Понятие предмета – спорный вопрос.

Земельное право – самостоятельная правовая отрасль. Боголюбов определяет земельное право, как комплексную отрасль, но это не так, так как это самостоятельная отрасль.

Земельное право, как самостоятельная отрасль, появилась в 1917 году:

1. Социально-экономическая причина

Монополия государства на все природные ресурсы и изменение экономических отношений влияло на изменение отношений по поводу земли.

2. Политические причины

Появлялись учебники. В 1958 году вышел 1 учебник, определявший предмет земельного права.

Он определялся в узком и широком смыслах.

В узкомсмыслепредмет – все отношения по поводу земли, в широкомсмысле – общественные отношения по поводу земли, лесов, вод и недр. Такой подход (широкий) рассматривался не всеми, хотя и учитывался.

На сегодняшний день земельное право выделяется в отдельную отрасль. Единственная монография «предмет и система земельного права» была издана в 1981 году под авторством нескольких авторов в Алмате.

На сегодняшний день предмет исследуется только в рамках учебных дисциплин. Точки зрения по поводу предмета:

1. Предмет определяется путем установления открытого перечня видов земельных отношений посредством законодательства (Ростянов, Жаликов, Галицкая).
Данная позиция существовать может, но открытый перечень не позволяет составить представление о предмете.

2. Предмет – волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и должно регулировать правовыми нормами.

3. Предмет (легальное определение земельных отношений (статья 3 ЗК РФ)) – отношения по поводу использования и охраны земли. Хоть законодатель и закрепляет данное определение, но оно неполное, так как оно упускает отношения управленческие (мониторинг земель).

4. Авторы определяют виды земельных отношений, составляющих предмет, исчерпывающим образом (Красс).

Предмет – совокупность общественных отношений имущественного и неимущественного характера, возникающих в сфере использования, управления и охраны земли, урегулированные нормами земельного права.

3момента в данном определении:

1) имущественные и неимущественные отношения (понять это можно с помощью понятий из ГП, с помощью понятия земельного участка – он может рассматриваться как объект недвижимости и как природный ресурс; в зависимости от значения – разные отношения);

2) отношения по использованию, управлению и охране;

3) Отношения только(!) по поводу земли

Земля в земельном участке выступает в различныхаспектах:

- статья 9 К РФ – основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (данная статья была предметом рассмотрения КС РФ)

- средство производства, средства хозяйствования (когда используется верхний плодородный слой (почва), это и есть средство производства)

- пространственный предел распространения политической власти государства (когда принимается НПА РФ, сфера действия их – территория РФ, а она проходит по земельным участкам)

- земельный участок – объект недвижимости, объект собственности(классификация на движимое и недвижимое имущество была упразднена в 1921 году и восстановлена в 1992 году; в ГК РФ были внесены изменения, по которым земельный участок не может быть ничейным, он всегда чей-то)

- земельный участок – территориальный базис для размещения иных объектов, в том числе и объектов недвижимости (на земельном участке находятся все здания и сооружения)

Земля рассматривается в различных аспектах и регулируется в зависимости от понимания различными отраслями права.

Земля – как часть почвенного слоя, кот может быть объектов различных отношений.

Еще есть монография Голиновской «ЗПО»

ЗК сам не точно дает определения земли и предмета земельного права.


Метод земельного права

Метод определяется предметом. Для объединения метода существуют как объективные, так и субъективные предпосылки.

Метод – совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений, входящих в предмет земельного права.

Существует 3 способа: обязывание, дозволение и запрет. Сочетание данных 3 способов приводит к существованию императивного и диспозитивного методов. Специфика земельного права заключается в том, что зачастую используется сочетание императивного и диспозитивного методов.

В советский период использовался в подавляющем большинстве императивный метод, так как участников отношений всегда было государство. В настоящее время данные методы используются в равной степени.

Метод зависит от предмета, т.е. от того аспекта, который в данных отношениях имеется в виду.

Земельное право – система правовых норм, которая регулируется отношения в области использования, управления и охраны земель с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, сочетание интересов общества и отдельных интересов граждан, юридических лиц, а также в целях охраны жизни и здоровья человека.

Земельное право – не только правовая отрасль, но и учебная дисциплина и наука, каждая из них имеет свой предмет и метод.

Характер – объект, категория, целевое назначение, субъект.

Источники земельного права

Источник – НПА и конкретные правила (это определение из учебника, но оно неверное)

Источник – внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. это то, чем руководствуется судебная практика, таких источников3:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, ратифицированные РФ. Приоритет данных источников над национальным законодательством содержится в К РФ и дублируется в ЗК в статье 2

НПА

A. ФЗ (включая ФКЗ)

Кодифицированные акты: ЗК РФ 2002 года, ЛК РФ, Градостроительный кодекс, ГК РФ; некодифицированные: законы садоводческих земель, о кадастре недвижимости и многие иные

b. Акты федеральных органов исполнительной власти (Указы Президента, Правительство РФ – достаточно много постановлений правительства (о порядке ведения аукционов, об определение начальных ставок и прочее), также ведомственные акты (министерство природных ресурсов и прочее)

C. НПА субъектов РФ

Земельное законодательство отнесено к совместному ведению РФ, субъектов РФ, федерация устанавливает ограничение оборотоспособности земельных участков, ограничение прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, порядок ведения государственного мониторинга, основы федеральной политики в области земельных отношений и иные.

Субъекты принимают НПА с учетом социальных, демографических, экономических, культурных аспектов данного региона.

D. НПА ОМС

Правила землепользования застройки (!). В Томске приняты в ноябре 2008 года (достаточно массивный акт); также могут приниматься различные программы по развитию и охране земельных участков.

3. Обычаи – сложившие в течение длительного времени правила поведения, незакрепленные в НПА (также называется неписанное право).

Система земельного права

Система (в общем виде, в самом слабом подходе) – некая внутренняя структура, так как все отношения объединены одним предметом, также и тем, что это отношения использования, управления и охраны земель.

Система земельного права – объективно обусловленное характером земельных отношений, ролью в регулировании земельных отношений, их значимостью, упорядоченное единство земельно-правовых институтов (система построена из институтов, причем не хаотично разбросанных, а в определенном порядке (обычно строятся в зависимости от значимости того или иного института)).

Земельное право содержит Общую и Особенную части.

Общая часть включает правовые институты, регулирующие все или почти все виды земельных отношений. Общая часть включает 4 института:

1. Институт права собственности на земельные участки

Нормы определяют принадлежность земельных участков, объем прав и обязанностей собственника, основания ограничения данных прав

2. Институт иных видов прав на землю или институт землепользования

В РФ существует 5 видовправназемлю, помимо собственности:

a. Право пожизненного пользования

b. Право постоянного (бессрочного) пользования

c. Сервитут

d. Аренда

e. Безвозмездное срочное пользование

3. Институт управления в сфере использования и охраны земли

Сложный институт, который состоит из ряда простых институтов (институт земельного контроля, институт прав и обязанностей должностных лиц и прочие)

4. Институт охраны земли и защиты прав на землю

Содержит предупредительные и компенсационные меры, меры ответственности

Особенная часть формируется в зависимости от категории земель. Существует 7 категорий и соответственно 7 институтов:

1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

2. Правовой режим земель населенных пунктов

3. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, телевидения, космического обеспечения, оборудования безопасности страны и иного специального назначения (иначе называются земли специального назначения)

4. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (земли заказников, заповедников, дендрологических парков, рекреационные земли и прочие)

5. Правовой режим земель лесного фонда (самые распространенные – более 64% земель).

Могут быть лесные и нелесные земли

6. Правовой режим земель водного фонда

7. Правовой режим земель-запасов (они могут стать землей любой категории)

Теоретически не должно быть земельных участков, которые не относятся ни к одному виду земель. Данные категории – это и есть цель, назначение земель.

Данная система очень динамична, общая часть более статична, чем особенная часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: