Посмотрите на рис. 5, лишенный определенного смысла. Вы не видите ни одного конкретного объекта. Теперь посмотрите на рис. 8. Вернувшись после этого к рис. 5, вы увидите знакомый объект. Ничего удивительного в этом нет: стоит только понять, что это такое, как становится трудно смотреть на рис. б и не видеть этого.
Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа
Поскольку чтение — хорошо изученный и распространенный вид деятельности, оно может быть использовано для демонстрации перцептивной установки. Прочтите две строчки на рис. 6.
Большинство испытуемых воспринимают верхнюю строчку как ряд чисел от 11 до 14, а нижнюю — как первые четыре буквы (латинского)
1 См.: Dallenbach KM. A puzzle-picture with a new principle of concealment // American Journal of Psychology. 64.1951. P. 432.
350
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Рис. 6. Кажется, что верхняя строчка образована исключительно числами, а нижняя — буквами. Однако один символ, имеющий двойной смысл, у них общий
алфавита. Однако обратите внимание на то, что числительное «13» и буква «В» в обеих строчках представлены одинаково. Мы склонны воспринимать неоднозначный символ в соответствии с ожиданиями, созданными контекстом.
|
|
Точно так же всякий раз, сталкиваясь с такими текстуальными символами, как слова, мы испытываем непреодолимую потребность прочесть их. Чтение кажется таким привычным, хорошо отработанным и знакомым занятием, что тяга к нему проявляется автоматически и может даже мешать другим видам деятельности. Справедливость этих слов подтверждается эффектом Струпа. Этот эффект, названный именем психолога Дж. Ридли Струпа, проявляется в том, что испытуемые, которых просят сказать, какого цвета данные слова, медленно справляются с заданием и допускают ошибки, если слово напечатано одним цветом, а обозначает другой, никак не связанный с первым. Как правило, тестирование проводится следующим образом: испытуемый получает список слов, обозначающих цвета, причем каждое слово напечатано краской, цвет которой отличается от цвета, обозначаемого данным словом, Например, слово «красный» напечатано синей краской <...>.
Тестируемый должен выполнить задание как можно быстрее, называя только цвет краски, которой напечатано каждое из слов. Иными словами, тест Струпа требует от испытуемых игнорирования семантики цветных слов и внимания только к цвету красок, которыми они напечатаны. Однако в ходе выполнения этого задания проявляется сильная автоматическая перцептивная установка, или тенденция к чтению, мешающая перечислению названий цветов. Иногда испытуемые сами чувствуют результат попыток подавить эту тенденцию, и бывает даже заметно, каких усилий им стоит выполнение этого задания: они начинают говорить тише, в голосе появляется неуверенность, а порой вместо того, чтобы назвать цвет, читают слово.
|
|
Одно из объяснений эффекта Струпа заключается в том, что назвать цвета — непростое задание, ибо трудно игнорировать или подавлять процесс чтения и семантическую релевантность стимулов: присутствие слов запускает автоматическую, но ошибочную перцептивную установку на чтение. Однако значение слов конкурирует с правильным
Шиффман X. Перцептивная установка
351
выполнением задания, заключающегося в том, чтобы назвать цвета красок, которыми напечатаны слова, мешая ему и создавая «конфликт ответов». (Причиной эффекта Струпа может быть не только непроизвольный, автоматический процесс чтения1.)
Восходящие или нисходящие процессы?
<...> [Ранее] мы впервые ввели и подчеркнули такое понятие, как bottom-up-протхесс, обозначающее такой механизм распознавания, в соответствии с которым оно начинается с извлечения базовой сенсорной информации, фиксируемой рецепторами (т.е. информации о различиях в светлоте, информации об углах, контурах, ориентации). Затем эта информация интегрируется и обрабатывается зрительной системой до тех пор, пока стимул не будет распознан. Однако в этой главе при обсуждении многих проблем мы подчеркивали роль нисходящих процессов, т.е. такой организации восприятия, в которой главную роль играют контекст, предшествующий опыт и общие знания человека, перцептивная установка, ожидания и т.п.
Восприятие базируется на процессах обоих типов. Как правило, на наше восприятие влияют не только извлечение, интеграция и анализ информации о базовых признаках стимулов, но также формирующий перцептивную установку контекст и ожидания. Например, беглый осмотр кухни может подсказать, что именно изображено на рис. 7.
Рис. 7. Контекст и нисходящий процесс. Увиденный в кухне, этот предмет, скорее всего, будет принят за буханку хлеба, увиденный вблизи дома, на сельской дороге, — за почтовый ящик
Исходя из определенного контекста — предмет находится в кухне, вы, возможно, решите, что это буханка хлеба. Однако тот же самый предмет, мельком увиденный па сельской дороге, скорее всего, будет принят вами за почтовый ящик. Контекст на основании нисходящего процесса
1 См., например: Besner D., StolzJA., Boutllier С. The Stroop effect and the myth of automaticity // Psychonomic Bulletin and Review. 1997. 94. P. 221-225; Hunt E. R., Ellis H.C, Fundamentals of cognitive psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1999; Luo C.R.. Semantic competition as the basis of Stroop interference: Evidence from color-word matching tasks // Psychological Science. 1999. 10. P. 35-40.
352
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Рис. 5 Решение проблемы, представленной на рис. 5 Контур головы коровы в левой части этого рисунка основан на детали рис. 5. Если вы увидели голову коровы на этом рисунке, вы без труда увидите ее и на рис. 51
создает условия для правильного восприятия2. Что происходит, когда мы заглядываем в стоящую на плите кастрюлю, не зная, что в ней может вариться? Чтобы понять, что варится, нужно выявить какие-то отличительные признаки ее содержимого. Можно начать с определения формы (длинное, тонкое, нитевидное), цвета (белесый), а также с других характеристик, и так до тех пор, пока мы не поймем, что в кастрюле варятся макароны. В данном случае наше восприятие основано на восходящем процессе. Следовательно, восприятие, как правило, является результатом как top-down, так и bottom-up-процесса.
1 См.: Hochberg J. Visual perception // Stevens Handbook of Experimental Psychology.
N. Y.: John Wiley, 1988. Vol. 1. P. 268.
2 См.: Palmer S.E. The effects of contextual scenes on the identification of objects /,/
Memory and Cognition. 1975. 3. P. 519-526.
Дж. Брунер
ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ1
На протяжении всей истории современной психологии вплоть до самого последнего времени восприятие понималось так, как если бы воспринимающий субъект был всего лишь пассивным регистрирующим прибором, хотя бы и весьма сложного устройства. Ничего не стоит в большинстве экспериментов описать его с помощью тех же самых графиков, которые строятся в качестве рабочих характеристик для мельчайших деталей регистрирующих приборов, приобретаемых по дешевке в каких-либо магазинах точных приборов. Такая психология, существующая in vitro, потерпела крах из-за неспособности понять, как происходит восприятие в повседневной жизни, точно так же, как прежняя нервно-мышечная психофизиология оказалась несостоятельной, так как не могла объяснить фактов повседневного поведения. Обе они были в высшей степени полезны — каждая в своей области.
|
|
Имена Вебера, Фехнера, Вундта, Титченера, Гехта и Крозиера, безусловно, должны быть начертаны золотыми буквами в любом достойном уважения психологическом пантеоне. Однако их работа, как и работа «нервно-мышечников», — это только начало.
Ибо, как сказал Л.Тёрстон, «в наши дни, когда так часто и настойчиво высказывается убеждение о взаимозависимости всех сторон личности, трудно утверждать, что какая-либо из этих функций, например, восприятие, изолирована от остальной части той динамической системы, которая составляет личность»2. Действительно, проблема состоит в том, чтобы понять, как влияют на процесс восприятия другие психические функции и как протекание процессов восприятия в свою очередь влияет на эти функции.
1 Брунер Дж, Психология познания. М.: Прогресс, 1977. С. 65-79.
2 См.: Thurstone L.L. A factorial study of perception. Chicago, 1944.
354 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Если у вас есть темная комната и испытуемый с высоким уровнем мотивации, для вас не составит труда убедиться в справедливости законов субъективного восприятия движения. Но выведите вашего испытуемого из темной комнаты на рыночную площадь и попытайтесь узнать, что и при каких условиях он видит движущимся; законы психофизиологии восприятия, хотя и ничуть не поколебленные, описывают ситуацию немногим лучше, чем законы смешения цветов способны объяснить переживания человека перед полотнами Эль Греко. Этим различием между темной комнатой и рыночной площадью мы в прошлом считали удобным пренебрегать, обращаясь к различным dei ex machina: вниманию, апперцепции, бессознательному умозаключению, установке и т.д. Подобно грозному и неожиданно появляющемуся австралийскому кузену — типичному персонажу скверных детективов, они всегда оказываются под рукой в трудную минуту, готовые выполнить любую тяжелую работу. Хотя подобные понятия, без сомнения, полезны, в центре внимания психолога должно всегда оставаться само восприятие. Перенос внимания на малопонятные промежуточные переменные ни к чему хорошему не ведет. Прежде чем обращаться к таким переменным, необходимо изучить, каким вариациям подвержено само восприятие, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законы психофизиологии.
|
|
Прежде чем мы обратимся к фактам, свидетельствующим, что подобные феномены восприятия поддаются научному измерению в терминах соответствующей метрики не хуже таких излюбленных психологами явлений, как слияние мельканий, константность или звуковысотные отношения, сделаем небольшое отступление и наметим некоторую рабочую терминологию. Мы будем различать в последующем изложении два типа детерминант восприятия; назовем их автохтонными и поведенческими детерминантами. Первый тип объединяет такие высокопредсказуемые свойства нервной системы, которыми объясняются явления вроде образования простых пар, завершения незаконченных форм и контраста или же — на другом уровне — явлений маскировки, суммарных и разностных тонов, слияния мельканий, парадоксального холода и бинауральных биений. В идеальных условиях темной комнаты, при отсутствии отвлекающих раздражителей средний индивид реагирует на набор физических стимулов именно такими относительно постоянными способами. Короче говоря, автохтонные детерминанты восприятия прямо отражают характерные электрохимические свойства рецепторов и нервной ткани.
К категории поведенческих детерминант мы относим те активные приспособительные функции организма, которые имеют тенденцию к контролю и регуляции всех функций более высокого уровня, включая восприятие. Это законы научения и мотивации, такие динамические
Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 355
свойства личности, как подавление, действие таких типов характера, как интроверсия — экстраверсия, социальные потребности и позиции и т.п. В основе этих поведенческих детерминант лежит, несомненно, множество физиологических механизмов. Вряд ли стоит, однако, откладывать экспериментальное изучение роли поведенческих детерминант в процессе восприятия до того времени, когда эти механизмы станут известны. Физиология закона Вебера все еще более или менее загадочна, тем не менее его плодотворность признали все — в том числе и физиологи, для которых этот закон был вызовом, побуждающим найти его физиологическую основу.
Хотя мы не имеем возможности дать здесь сколько-нибудь исчерпывающий обзор литературы по тому динамическому аспекту восприятия, который мы называем поведенческим, необходимо все же коснуться вкратце некоторых наиболее важных фактов и экспериментов, которые побудили нас провести такое различение и высказать предположение об измеримости поведенческих детерминант.
Прежде всего существуют факты «сенсорного обусловливания» — термин, впервые использованный Кейзоном1. Начиная с работы Перки2 1910 г. было неоднократно показано Брауном3, Эллсоном4, Коффином5 и другими, что испытуемого можно заставить видеть какой-то объект и слышать какой-то звук в точности так же, как можно вызвать у него коленный рефлекс, мигание или слюноотделение. Предъявите испытуемому достаточное число раз определенный звук в паре с некоторым зрительным изображением, затем прекратите предъявление изображения, субъект будет видеть отсутствующее изображение всякий раз, когда он услышит данный звук. Каждый специалист по внушению независимо от того, изучил ли он исчерпывающую библиографию вопроса, составленную Бердом6, или нет, знает это. Мне скажут, что это не восприятие. А почему бы и нет? Испытуемый видит то, о чем он сообщает, так же отчетливо, как он воспринимает «фи-феномен», феномен кажущегося движения.
1 См.: Cason H. Sensory conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1936. 19.
P. 572-591.
2 См.: Perky C.W. An experimental study of imagination // American Journal of
Psychology. 1910. 21. P. 422-452.
3 См.: Brown W. Individual and sex differences in suggestibility // University of California
Publications in Psychology. 1916. 2. P. 291-430.
4 См.: Ellson D.G, Hallucinations produced by sensory conditioning // Journal of
Experimental Psychology. 1941. 28. P. 1-20.
5 См.: Coffin Т.Е. Some conditions of suggestion and suggestibility: a study of some
attitudinal and situational factors influencing the process of suggestion // Psychological
Monographs. 1941. P. 241.
6 См.: Bird C. Suggestion and suggestibility: a bibliography // Psychological Bulletin. 1939. 36. P. 264-283.
356 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Сюда же относятся эксперименты Хаггарда и Роуза1, Прошанско-го и Мэрфи2, Шафера и Мэрфи3, демонстрирующие влияние поощрения и наказания на организацию восприятия. Хаггард и Роуз показали, что интенсивность автокинетического движения можно изменять с помощью системы поощрений; Прошанский и Мэрфи, — что тем же путем можно достичь заметных различий в восприятии длины линий и веса; Шафер и Мэрфи, — что при наличии двойственных конфигураций «фигура — фон» на восприятие испытуемого можно воздействовать посредством системы поощрений и наказаний.
Другая группа исследователей показала, что то, как мы видим сложную конфигурацию, определяется не только законами гештальта, но и практикой. Среди исследователей, подтвердивших это положение, были такие экспериментаторы, как Хенли4, Ферер5, Брейли6, Липер7 и Чжан8. Сюда же относятся и опыты Таулесса9, показывающие, что константность восприятия, или, по его выражению, «регрессия к реальному объекту», отражает навыки индивида. Люди искусства, например, видят реальные предметы — их цвет, форму и яркость — хуже, проявляя большую константность восприятия, чем обычные люди без специальной эстетической подготовки. Фон Фиандт10 установил, что восприятие светло-серых бликов на затененной части предмета и темно-серых на его освещенной части легко вызвать с помощью обычных павловских условных рефлексов; условным раздражителем здесь является звук или кнопка в поле зрения испытуемого. И наконец, все мы очень любим ссы-
1 См.: Haggard E.R., Rose G.J. Some effects of mental set and active participation in the
conditioning of the autokinetic phenomenon // Journal of Experimental Psychology. 1944.
34. P. 45-59.
2 См.: Proshansky H., Murphy G. The effects of reward and punishment on perception
// Journal of Psychology. 1942. 13. P. 295-305.
8 См.: Schafer it, Murphy G. The role of autism in a visual figure-ground relationship // Journal of Experimental Psychology. 1943. 32. P. 335-34.3.
4 См.: Henle M. An experimental investigation of past experience as a determinant of
visual form perception // Journal of Experimental Psychology. 1942. 80. P. 1-21.
5 См.: Fehrer E.V. An investigation of the learning of visually perceived forms // American
Journal of Psychology. 1935. 47. P. 187-221.
6 См.: Braly K.W. The influence of past experience'in visual perception // Journal of
Experimental Psychology. 1933. 16. P. 613-643.
7 См.: beeper R. A study of a neglected portion of the field of learning - the development of sensory organisation // Journal of General Psychology. 1935. 46,P. 41-75.
8 См.: Djang S. The role of past experience in the visual apprehension of masked forms
II Journal of Experimental Psychology. 1937, 20. P. 29-59.
9 См.: Thauless R.H. Individual differences in phenomenal regression // British Journal
of Psychology. 1932. 22. P. 216-241.
10 См.: Fieandt K. von. A new constancy phenomenon in color perception // Annates
Academiae Scientiarun Fennicae (Finland). 1938. 41; Dressurversuche an der Farben-
wahrnehmung // Archiv fiir die Gesamte Psychologie. 1936. 96. S. 467-495.
Брунер Дж. Ценности и потребности гак организующие факторы… 357
латься на работу, проведенную Хэддоном с туземцами Торресова пролива. Он показал, что этиостровитяне, добывающие рыбу примитивным способом, с помощью копья, гораздо меньше нашего подвержены иллюзии Мюллер-Лайера, скорее всего, вследствие своего уникального опыта обращения с копьем.
Классические работы Шерифа1 о социальных факторах восприятия достаточно хорошо известны, и мы не будем здесь останавливаться на их изложении. Дальнейшим развитием этой темы являются эксперименты Зук-Кардоса2 и Фазиля3, учеников Эгона Брунсвика. Они обнаружили, что субъективная оценка числа марок или монет в стопке при подборе изменяющегося числа марок или монет, равного некоторому постоянному количеству, частично зависит от их достоинства. Эти опыты, внеся многие уточнения и дополнения, повторил в Америке Ансбахер4.
Можно было бы упомянуть еще множество других экспериментов, однако в нашем кратком обзоре мы этого делать не можем. Поэтому мы остановимся в заключение лишь на двух работах, одной французской и другой швейцарской, указывающих на возможность установления зависимости между общими чертами личности и качеством восприятия. Вине5, Мейли и Тоблер8 высказали предположение, что ребенок сильнее подвержен иллюзиям, в большей степени находится во власти тех организующих факторов восприятия, которые мы, взрослые, называем искажающими. Вине показал, что у ребенка подверженность иллюзии Мюллер-Лайера с возрастом слабеет. В свою очередь Мейли и Тоблер обнаружили, что с возрастом у него повышается порог стробоскопического эффекта. Можно ли из этих двух экспериментов, да еще из случайных наблюдений вроде того, что ребенку кажется, будто луна следует за ним (Пиаже7), делать вывод об увеличивающемся с годами реализме восприятия у человека, остается неясным. Тем не менее для людей, стремящихся к дальнейшим исследованиям в этой области, путь открыт.
1 См.: Sherif M. A study in some social factors in perception // Archives of Psychology.
1935. № 187.
2 См.: Zuk-Kardos I. Perzeptionale Zuganglichkeit von Anzahl, Flliche und Wert unter
verschiedenen Umstands-konstellationen (цит. по: Ansbacher H. Perception of number as
affected by the monetary value of the objects // Archives of Psychology. 1937. № 215).
3 См.: Fazil A. Miinzenversuche Uber Anzahl-Grossen, und Wertwahrnehmung (цит. по:
Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the objects //
Archives of Psychology. 1937. № 215).
4 См.: Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the
objects // Archives of Psychology. 1937. № 215.
5 См.: Binet A. La mesure des illusions visuelles chez 1'enfant // Revue de Philosophie.
1895. 40. P. 11-25.
6 См.: Meili R., Tobler C, Les mouvements stroboscopiques chez les enfants // Archives de Psychologie. Geneva. 1931. 23. P. 131-156.
7 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.
358
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Так обстоит дело с предшествующими исследованиями. Существует содержательная, хотя и немногочисленная литература о поведенческих факторах восприятия. В каком же направлении следует идти дальше? Перед нами два пути. Обладая скудными и ненадежными эмпирическими данными, мы можем приступить к задаче их систематизации, обращаясь к представлениям о связи стимула и реакции или психоаналитическим конструктам — кому что по вкусу. Уже имеется одна блестящая теоретическая схема, объясняющая большую часть упомянутых выше фактов. Это работа Эгона Брунсвика «Восприятие и предметный мир»1. Мы можем также перейти к эмпирической проверке общих гипотез, касающихся связи между динамикой поведения и восприятием. И то и другое необходимо. В настоящее время, однако, нас интересуют главным образом эмпирические гипотезы. Но, разумеется, для ясной формулировки этих гипотез следует исходить из некоторой минимальной системы допущений.
Организм существует в мире сенсорных стимулов, организованных более или менее неоднозначно. То, что видит индивид, что актуально существует в восприятии, — это своего рода компромисс между тем, что определяется автохтонными процессами, и тем, что отбирается процессами поведенческими. Этот отбор, как мы знаем, определяется не только научением, но и мотивационными факторами, такими, например, как голод, о чем сообщали Санфорд2, Левин, Чейн и Мэрфи3. Процесс отбора при восприятии мы вслед за Кречевеким4 будем называть перцептивной гипотезой, понимая под этим систематическую тенденцию к реакциям определенного рода. Такая гипотеза складывается под влиянием потребности, необходимости найти решение той или иной задачи или вообще в силу определенных внутренних или внешних требований, предъявляемых к организму. Если данная перцептивная гипотеза подкрепляется, открывая организму доступ к пище, воде, любви, славе и т.д., она фиксируется. В экспериментальных работах, в особенности Эллсона5 и Липера6, показано, что фиксированные сенсорные условные рефлексы весьма стойки к угаше-
1 См.: Brunswik E. Wahrnehmung und Gegenstandswelt, Vienna, Deuticke, 1934.
2 См.: Sanford R.N. The effect of abstinence from food upon imaginal processes: a
preliminary experiment // Journal of Psychology. 1936. 2. P. 129-136; Sanford R.N, The
effect of abstinence from food upon imaginal processes: a further experiment // Journal of
Psychology. 1937. 3. P. 145-159.
3 См.: Levine R., Cheln I., Murphy O. The relation of the intensity of a need to the amount of perceptual distortion: a preliminary report // Journal of Psychology. 1942. 13. P.283-293.
4 См.: Krechevsky I. «Hypothesis» versus «chances in the presolution period in sensory
discrimination learning // University of California Publications in Psychology. 1932. 6.
P. 27-44.
5 См.: Ellson D.G. Experimental extinction of an hallucination produced by sensory
conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1941. 28. P. 350-361.
6 См.: beeper R. A study of a neglected portion of the field of learning - the development
of sensory organisation // Journal of General Psychology. 1935. 46.P. 41-75.
Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 359
нию. Как только происходит фиксация, перцептивная гипотеза становится более сильной не только в смысле частоты ее применения при наличии определенных раздражителей, но и по степени ее перцептивного воздействия. Объекты, отбор которых стал привычкой, воспринимаются живее, их отчетливость, яркость, видимая величина возрастают.
Необходимо детально рассмотреть еще два вопроса, прежде чем мы обратимся к экспериментам. Один из них касается перцептивного компромисса, другой — перцептивной неопределенности. Часто возникают две альтернативные гипотезы. Почти неизбежно одна из гипотез преобладает, и в соответствии с этим осуществляется перцептивный выбор. Тем не менее даже при преобладании одной из гипотез между ними осуществляется некоторый компромисс. Так, в экспериментах Ансбахера пачка бумажных прямоугольников воспринималась и с точки зрения их количества, и с точки зрения их стоимости как почтовых марок. В результате воспринималась как бы смешанная величина «количество — стоимость». Мы очень мало знаем о подобных перцептивных компромиссах, хотя у нас еще будет случай в дальнейшем обсудить эксперименты, показывающие их действие.
Что касается неопределенности, или двойственности, в поле восприятия, то обычно считалось, что при прочих равных условиях чем она выше, тем больше шансов на вмешательство поведенческих факторов. Именно по этой причине Шериф1 избрал явление автокинеза в качестве экспериментального объекта. Из тех же соображений Прошанский и Мэрфи2 пользовались в своих опытах припороговой освещенностью. В широких пределах этот тезис представляется справедливым, поскольку наличие неоднозначности снижает организующие возможности автохтонных детерминант восприятия. О важности этого обобщения мы, привыкшие мыслить лишь в терминах строго контролируемых экспериментов в темной комнате, слишком часто забываем. Ведь что такое восприятие в повседневной жизни? Это сплошь да рядом беглый взгляд, слушание краем уха, мимолетное прикосновение. Исключая то, что находится в самом центре заинтересованного внимания, мир ощущений куда более зыбок, чем, по-видимому, полагают авторы наших учебников психологии.
Эмпирические гипотезы
Обратимся теперь к экспериментам, которые составляют главное содержание данной статьи. Мы рассмотрим три общие гипотезы, вытекающие из только что сформулированных принципов.
1 См.: Sherif M, A study in some social factors in perception // Archives of Psychology.
1935. Ma 187.
2 См.: Proshansky H., Murphy G. The effects of reward and punishment on perception
// Journal of Psychology. 1942. 13. P. 295-305.
360 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
1. Чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Такой объект будет избирательно восприниматься среди других объектов, фиксироваться в результате условнорефлекторной деятельности восприятия и перцептивно выделяться.
2. Чем сильнее потребность индивида в некотором социально ценном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант.
3. Неопределенность объектов восприятия облегчает действие поведенческих детерминант лишь в той степени, в какой она препятствует действию автохтонных детерминант, не снижая эффективности поведенческих факторов.
В экспериментах, о которых здесь идет речь, рассматривалась лишь одна сторона поведенческого детерминирования, которую мы называем акцентуацией. Это тенденция, в силу которой искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Явления перцептивного отбора и фиксации уже были продемонстрированы в других экспериментах, правда, они остаются пока слабо систематизированными. В целях экономии изложения мы не будем рассматривать их здесь, хотя в рамках более широкого исследования они представляют собой важные переменные.
Испытуемые и аппаратура
Испытуемыми были 30 нормальных детей в возрасте 10 лет. В соответствии с некоторыми признаками, которые мы кратко укажем ниже, их разделили на три группы: две экспериментальные и одну контрольную. Аппаратура представляла собой прямоугольный деревянный ящик размером 22,5x22,5x45 см. В передней стенке ящика имелся квадратный экран из матового стекла 12,5 см2; возле правого нижнего угла экрана расположена ручка управления. В центре экрана проецируется изнутри почти круглое пятно света (16,2 свечи). Свет падает от 60-ваттной лампочки через ирисовую диафрагму, диаметр которой меняется ручкой управления в пределах от 8 до 50 мм. Испытуемый видит лишь ящик с экраном и на нем круг света, диаметр которого он может регулировать, вращая ручку. Линия, ограничивающая пятно света, не настоящая окружность, это ломаная линия, состоящая из девяти отрезков эллипса в соответствии с конструкцией ирисовой диафрагмы фирмы «Бош энд Ломб». Однако эта форма настолько близка к окружности, что испытуемые без труда выносили суждения о равенстве, которых от них требуют условия эксперимента.