Социализация: основные проблемы и направления исследования

Социализация способствует интеракции на основе социальных ролей, обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки. Культурные ценности – от законов до неписанных правил хорошего тона регулируют поступки и стремления людей.

Взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность.

Кули считал, что личность формируется благодаря «зеркальному Я», из нашей интерпретации мыслей и чувств других людей по поводу нас. Согласно Миду, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитация или копирование детьми поведения взрослых; игровая стадия, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей; стадия групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей.

Согласно теории развития личности Фрейда, личность включает три элемента: Ид – источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго – осуществляет контроль поведения личности на основе принципа реальности: Суперэго – выполняет нравственную и оценочную функции. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральную, анальную, фаллическую, стадию половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела – эрогенной зоной.

По теории когнитивного развития Пиаже, дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания. Стадии сменяют друг друга в строгой последовательности: сенсомоторная (от рождения до двух лет); операциональная (с 2 до 7 лет); стадия конкретных операций (с7 до 11 лет); стадия формальных операций (с 12 до 15 лет).

Колберг основывает свою теорию развития личности на процессе нравственного совершенствования, состоящем из 6 стадий. На ранних стадиях дети стремятся избежать наказания или получить вознаграждение. На средних стадиях люди осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем. На последних стадиях происходит становление нравственных принципов личности, не зависящих от общепринятых ценностей.

Брим считает, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека и социализация взрослых отличается от социализации детей особенностями: для взрослых – это главным образом изменение внешнего поведения, для детей – происходит формирование ценностных ориентаций личности. Взрослые могут оценивать нормы, а дети лишь усваивать их. Цель социализации взрослых – помочь человеку овладеть определенными навыками, детей – затрагивает сферу мотивации.

Эриксон разработал теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из них присущи взрослым людям. На каждой стадии жизни индивида возникает определенный кризис, или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса.

Кросс-культурное исследование М.Кона показало, что родители из средних слоев общества поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в духе конформизма. Было обнаружено, что в семьях католиков матери более высоко ценят конформизм, чем в семьях протестантов. Отцы негритянского происхождения в большей степени внушают своим детям конформизм, чем белые отцы.

На различия в осуществлении социализации оказывают влияние особенности культуры.

 

В.С.Агеев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: