О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии

Исследование социальных установок теснейшим образом связано с проблемой перехода от интерпсихологических к интрапсихологическим отношениям, поскольку само понятие «социальная установ­ка» можно в какой-то мере рассматривать как зону перекреста между общей и социальной психологией. Напомним, что понятие «установ­ка» приобрело право гражданства в исследованиях Вюрцбургской школы. Однако, перекочевав в социальную психологию из эксперименталь­ной психологии, оно, по сути, впервые получило свое позитивное определение. Дело в том, что в работах Вюрцбургской школы исследо­вание установок «...страдало одним методологическим недостатком, оставившим определенный след в развитии научного знания об уста­новке. На основе указанных исследований (исследований времени ре­акции, выполнения задач и т.д. — А.А. и М.К.) были определены отдельные виды установок, что повлекло за собой распадение и исчез­новение общего понятия установки».

Причину такой «слепоты» в понимании установки на заре экспе­риментальной психологии нетрудно понять. Представители экспери­ментальной психологии в целях конкретных экспериментальных ис­следований отдельных психических функций расчленяли явления пси­хической реальности, и субъект оказывался вне их поля зрения.

В исследовании У. Томаса и Ф. Знанецкого социальная установка впервые была определена как общее состояние субъекта, обращенное на ценность, т.е. в отличие от использования понятия «установка» в экспериментальной психологии понятие социальной установки с мо­мента своего введения подразумевает под установкой общее целост­ноесостояние субъекта. Для представителей социальной психологии в качестве объекта исследования сразу же выступил человек во всей его целостности; отсюда и позитивное определение установки. Но при этом выигрыш правильности понимания установки как целостности обернулся проигрышем в «психологичности» содержания этого поня­тия. При переходе к социально-психологическому исследованию на первый план выдвигалась задача обоснования именно «социальности» социальных установок. Да и те области социальной практики, для объяс­нения которых в первую очередь привлекалось понятие социальной ус­тановки, требовали прежде всего изучения таких аспектов проблемы, как функции социальных установок, возможность изменения устано­вок и т.д. Иначе говоря, ситуацию, сложившуюся в ходе изучения соци­альных установок, можно охарактеризовать следующим образом: под­чинив себя компетенции социальной психологии, социальная установ­ка до некоторой степени утратила свою «психологичность». Из поля внимания зарубежных психологов как бы выпало то, в какой форме социальная установка выступает для субъекта. Между тем в общей пси­хологии развитие проблемы установки шло по линии исследования именно этого аспекта. Именно при таком положении дел, естественно, и встает вопрос о соотнесении представлений о природе установки и ее функциях в общей и социальной психологии.

Существует множество попыток сопоставления понятий «ус­тановка» (set) и «социальная установка» (attitude). Остановимся на некоторых из них. В зарубежной экспериментальной психологии к од­ной из наиболее разработанных теорий установки относится когни­тивная теория гипотез Дж. Брунера и Л. Постмана, в которой в инте­ресующем нас плане наиболее значимым является анализ детерми­нант перцептивной готовности. В качестве одной из важнейших детерминант Брунер и Постман называют количество стимульной ин­формации. Между стимульной информацией и гипотезой складыва­ются следующие отношения.

1. Чем сильнее гипотеза, тем больше вероятность ее возбуждения и тем меньше релевантной и поддерживающей стимульной информа­ции требуется, чтобы подкрепить гипотезу. Релевантная информация может быть как позитивной, так и негативной по отношению к гипо­тезе.

2. Чем слабее гипотеза, тем большее количество информации (ре­левантной и поддерживающей) необходимо, чтобы подкрепить гипо­тезу. Чем сильнее гипотеза, тем большее, а чем она слабее, тем мень­шее количество противоречивой стимульной информации необходи­мо, чтобы опровергнуть ее.

Другими детерминантами «стойкости» гипотез являются: частота подкрепления в прошлом, число конкурирующих гипотез, мотивационная поддержка, когнитивная поддержка и «согласие с группой». Механическое прибавление этого социального фактора к детерми­нантам установки (set) представляет собой один полюс решения про­блемы соотнесения «установки» и «социальной установки» — реше­ние ценой полного игнорирования специфики социального.

На другом полюсе находится решение этой проблемы, предла­гаемое некоторыми социальными психологами. Мы коснемся схемы человеческой активности, предложенной Гринвальдом. Не останав­ливаясь подробно на этой схеме, отметим, что она наглядно иллюст­рирует необихевиористический подход к поведению. В ней представ­лены четыре блока: блок прошлого опыта, блок теоретических про­межуточных процессов, блок установки и ее компонентов и блок поведения. Блок установки идет вслед за блоком теоретических про­межуточных процессов, среди которых мы обнаруживаем и инстру­ментальное научение, и классические условные рефлексы, и процесс познания. Такое решение вопроса о месте социальной установки в регуляции поведения может быть охарактеризовано как решение по способу «надстраивания этажей»: над этажом инструментальных реф­лексов воздвигается этаж социальной установки. Критический анализ этой схемы дан Ш.А. Надирашвили, одним из представителей школы Д.Н. Узнадзе. Надирашвили справедливо отмечает, что ни инструмен­тальное научение, ни условные рефлексы не могут быть осуществле­ны без наличия соответствующей установки**. Но даже если мы пред­положим, что на этаже условных рефлексов действует, допустим, установка в форме так называемой психофизической установки ин­дивида и тем самым выступает как основа любых промежуточных про­цессов, а сверху прибавляется этаж социальной установки, то мы все равно останемся в рамках решения по способу «надстраивания эта­жей». Такого рода решение не приближает нас к ответу на вопрос о соотношении «установки» и «социальной установки», а, напротив, уводит от его решения. Напомним, что именно так обошлась традиционная психология с проблемой высших психических функ­ций, отдав, как отмечает Л.С. Выготский, «натуральные» функции детской психологии, а высшие психические функции — общей. Ре­шение по способу «надстраивания этажей» оставляет в тени действи­тельные отношения между установкой и социальной установкой, сни­мает проблему специфики каждого уровня, предлагая вместо ответа на вопрос механическое наслоение одного на другое. В социально-пси­хологических исследованиях всегда упоминают теорию Узнадзе, ког­да речь заходит об установке. Но при этом иногда допускается неоправ­данное смешение ключевого понятия этой теории — понятия первич­ной установки с понятием социальной установки — несмотря на то, что представители школы Узнадзе неоднократно выступали против такого смешения. Однако развести понятия первичной установки и социальной установки не удастся до тех пор, пока не будет решен вопрос об отношениях между установкой и деятельностью.

Представители школы Д.Н. Узнадзе в течение многих лет последо­вательно отстаивают идею о существовании первичной установки, предваряющей и определяющей развертывание любых форм психи­ческой активности (Ш.А. Надирашвили, А.С. Прангишвили, Ш.Н. Чхартишвили). Представители же деятельностного подхода (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) не менее последова­тельно отстаивают альтернативную позицию, которая может быть ла­конично передана формулой: «Сначала было дело».

Обычно в числе компонентов социальной установки называются следующие три: аффективный, когнитивный и конативный (поведен­ческий). Традиция выделения аналогичных трех планов человеческого поведения (affect, cognition, conation) восходит еще к древнеиндийс­кой и античной философии. Возвращаясь к «парадоксу Лапьера»,т.е. к несоответствию между реальным поведением и социальной установкой, мы склонны вслед за В.А. Ядовым предположить, что несовпадение обусловлено тем, «что ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции иного уровня», которая, в свою очередь, с нашей точки зрения, «включается» в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива (предмета деятельности) в иерархии мотивов личности.

 

  

 

Д. Майерс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: