Инструкция. Определите уровень знаний, умений и навыков в перечисленных областях и оцените их от 0 до 9. Чем больше получится итоговая сумма, тем выше воспитанность и степень воспитуемость ученика.
Таблица 1.
| 1.Нравственные знания. | |
| Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе. Нравственные знания понимает, умеет рассуждать. Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций. | Недостаточный запас знаний о нормах межличностных отношений. Нравственные знания повторяет по подражанию. Нравственные знания мало используются в жизни. |
| 2.Нравственные убеждения. | |
| Использует нравственные знания как основу своих личностных ценностных ориентаций, мотивов. Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решения. Отстаивает свои позиции и убеждения. Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за своё решение. Умеет ставить реалистичные цели, Достигать их в ситуациях помех и затруднений. Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смыслы. Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера. | Решения принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов. Конформист, легко меняем свои убеждения. Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности. В случае затруднений цели разрушаются. В кризисных ситуациях малоспособен к построению новых замыслов, подвержен срывам. Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив. |
| 3. Нравственное поведение | |
| Поступки и поведение соответствуют нравственным нормам. Поведение соответствует личным убеждениям. | Имеется разрыв в том. Что говорит и что делает. Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативное и не подчиняется внутреннему контролю. |
| 4. Возможности дальнейшего личностного развития. Воспитуемость. | |
| В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку. Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности. Ставит самостоятельно задачи самовоспитания. Проявляет инициативу в социальных ситуациях. Стремится осознать способы личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность. | В новых социальных условиях пассивен. Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности. Самостоятельно не ставит задачи своего развития, тяготеет к целям извне. Инициативу не проявляет. Живёт текущим днём, не задумывается о перспективах своего личностного развития. |
Таблица 2. Уровни воспитанности учащихся
| Уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
| Качества | |||
| Практический гуманизм (нравственность) | Не помогает другим, не совершает полезных действий, поступков | Эпизодически, по просьбе помогает другим, делает полезные дела | По своей инициативе приходит на помощь, делает полезные дела |
| Ответственность свобода | Всегда ищет в других людях или обстоятельствах причины своих неудач, поступков, не может делать свободный выбор | В объяснении своих неудач, поступков эпизодически, под влиянием других может проявлять самокритичность, делать свободный выбор | Всегда отвечает за свои действия, умеет делать свободный выбор |
| Дисциплинированность | Не сдержан, часто нарушает дисциплину | Может эпизодически нарушать дисциплину, проявлять несдержанность | Всегда сдержан, дисциплинирован |
| Духовность (интересы, эрудиция) | Нет духовных интересов, мало эрудирован | Есть узко направленные духовные интересы, эрудирован по отдельной области | Разнообразие духовных интересов и богатство знаний по различным областям (соответственно возрасту) |
| Трудолюбие | Не занимается трудовой деятельностью | Выполняет трудовые поручения по необходимости | Проявляет инициативу в выполнении трудовых поручений |






