1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного воспитательного мероприятия.
2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).
3. Цели и задачи проводимой работы.
4. Организация подготовки учащихся к данному воспитательному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.
5. Содержание и методика проведения воспитательного мероприятия:
§ Соответствие содержания поставленной цели;
§ Познавательная и воспитательная ценность
§ Эмоциональная насыщенность, интерес детей к мероприятию, их активность:
§ Приемы и методы, использованные во время мероприятия, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
§ Связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
6. Особенности личности воспитателя, проводящего мероприятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.
7. Педагогическая ценность проводимого воспитательного мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания и предложения).
Приложение 4
Критерии оценки зачётного воспитательного мероприятия
Зачетное мероприятие оценивается по следующим параметрам (от 0 до 3 баллов, где 0 – плохо, 1 – слабо, 2 – хорошо, 3 – отлично):
- Замысел (основная идея)
- Соответствие возрасту
- Заинтересованность детей
- Занятость детей в проведении мероприятия
- Организация
- Творческий подход руководителя
- Осуществление руководства детьми
- Культура общения
- Эстетичность оформления
- Разнообразие методов и приемов
- Степень вовлечения детей на этапе подготовки
- Воспитательная ценность.
Студент, набравший:
30-36 баллов, получает “5”, 24-29 баллов – “4”,
18-23 балла – “3”, ниже 18 баллов – “2”.
Приложение 5
Схема самоанализа воспитательного мероприятия
Организация начала воспитательного мероприятия; педагогический эффект
- Выдерживание основной цели на протяжении воспитательного мероприятия.
- Внутренняя логическая связь всех частей воспитательного мероприятия.
- Приемы воздействия на познавательную сферу деятельности школьников; познавательная активность
- Приемы воздействия на чувства, выражение эмоциональной активности, общий эмоциональный фон во время воспитательного мероприятия.
- Организация концовки воспитательного мероприятия. Была ли достигнута поставленная цель?
- Новизна и нравственное значение воспитательного мероприятия.
- Общая оценка воспитательного мероприятия.
Приложение 6
Педагогический анализ воспитательных аспектов урока
1. Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет.
2. Тема, цели урока. Обучающие, развивающие, воспитывающие цели урока.
3. Начало урока. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на уроке. Эмоциональный настрой.
4. Организация урока. Структура, последовательность этапов, виды деятельности учащихся на уроке, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
5. Содержание урока. Воспитательная направленность содержания учебного материала. Воспитательный потенциал урока.
6. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся во время урока. Контакт с учащимися. Осуществление сотрудничества на уроке. Оценочные суждения (положительные, нейтральные, негативные) используемые учителем. Учёт индивидуальных особенностей учащихся, их возраст. Формы поощрения используемые учителем.
7. Общий психологический фон урока. Эмоциональный тонус учителя (приветлив, бодр, спокоен, раздражителен).
8. Личность учителя. Общая культура и эрудиция, культура речи, эмоциональность, искренность, отзывчивость, убеждённость, внешний вид, жесты, мимика. Воспитательное влияние личности учителя.
9. Методы воспитания. Методы воспитания (убеждение, упражнение, стимулирование) применяемые учителем во время урока.
10. Дисциплинарное воздействие на уроке. Реакция учителя на ситуации нарушения дисциплины. Характер замечаний (выговор, порицание, взывание к стыду, выражение недовольства и т.п.). Воздействие на сознание и чувства учащихся. Приёмы воспитательного воздействия (указания, распоряжения, обращение к мнению учащихся и т.п.). Педагогический такт учителя.
11. Отметьте воспитательные моменты и воспитательные ситуации, возникшие в ходе урока.
12. Общее впечатление от урока. Выводы и предложения.
Оформление анализа воспитательных аспектов урока
Дата ___________________________________
Урок (предмет)___________________________
Класс___________________________________
Учитель_________________________________
Тема ____________________________________
Цель наблюдения _________________________
Основные этапы и ход урока | Деятельность учителя, деятельность учащихся | Наблюдения, примечания (воспитательные моменты) |
Выводы и предложения___________________________________________
Приложение 8
Определение уровня нравственной воспитанности и