У Цзы-му. «Мэнлянь лу»

«Мэнлянь лу» – описание г. Ханчжоу, созданное сунским ав­тором У Цзы-му в период между 1241 и 1274 гг.

Для хрестоматии русский перевод сделан с последнего издания «Мэнлянь лу» в сборнике «Дунцзин мэнхуа лу» (вайсычжун), Шанхай, 1957 г.

 

Торговля рисом (гл. 16)

Наша область (Ханчжоу) кормится за счет того, что из Су[чжоу], Ху[чжоу], Чан[чжоу], Сю, Хуай[иани], Гуан1 приез­жают купцы и привозят рис. На хучжоуском рынке2 у мостов Мишицяо (Мост рисового рынка) и Хэцяо (Черный мост) расположены рисовые ханы, приезжающие купцы продают им рис... Рис доставляется прямо в каждую лавку и там про­дается. Хозяин лавки называет день, когда он вносит деньги за рис. На других рынках есть мелкие маклеры (сяояцзы), которые лично являются в каждую лавку и приводят торгов­цев для заключения сделок. Кроме того, за воротами Синь-каймэнь на улице Наньцзе, что находится ниже Цаоцяо (Травяной мост), есть еще 30 – 40 семейств, образующих ри­совый рынок; они заключают сделки с торговцами и распре­деляют рис по лавкам для продажи....В Ханчжоу непрерывно прибывают лодки с рисом, движение не прекращается ни днем, ни ночью.

1 Сучжоу, Хучжоу, Чанчжоу и др. – название областей Китая, сла­вившихся разведением риса. Гуан – провинции Гуандун и Гуанси на юге Китая.

2 Рынок, на который приезжают купцы из Хучжоу.

 

«Дунцзин мэнхуа лу». Шанхай, 1957, стр. 239, 240, 269.

Пришли мы вот сюда и расскажем Вам о величии этого города; поговорить о нем следует. Бесспорно, это самый луч­ший, самый величавый город в свете... Город в округе около 100 миль, и 12000 каменных мостов в нем, а под сводами каждого моста или большей части мостов суда могут прохо­дить...

...Было там 12 ремесел, и для каждого ремесла было 12000 домов; в каждом доме было по меньшей мере 10 человек, а в ином – 15, а то – 30 или 40; не все, конечно, ма­стера, но и работники, что по указанию мастера работают; и всем было дело, потому что отсюда снабжаются многие другие города в области.

Много здесь богатых купцов, и бойко они торгуют; и ни­кто об этом истинной правды не знает, так тут много купцов. Скажу вам еще: знатные люди и их жены и те мастера, о ко­торых вам рассказывал, собственными руками ничего не де­лают, живут в таком довольстве и так чисто, словно цари...

Крепко сторожит этот город великий хан1, и много тут его войска; город этот самый главный в области Манги2. Богатства тут много, и доход великого хана большой; коль порассказать о нем, так и веры не дадут. Боится еще великий хан, что город взбунтуется, а потому и велит большому войску сторожить его.

1 Монгольский хан Хубилай, который перенес столицу в г. Пекин.

2 Так Марко Поло называл Южный Китай. Монгольские завоеватели считали жителей Юга особо опасными своей власти и поставили их в крайне угнетенное положение.

 

«Книга Марко Поло», М., 1955, стр. 159 – 161.



Указы и декреты о добыче полезных ископаемых

(Цинъюань тяофа шилэй)

«Цинъюань тяофа шилэй» – сборник сунских законов, состав­ленный в годы правления императора Нинцзуна (девиз правления Цинъюань, 1195 – 1200 гг.).

В хрестоматию включен раздел законов о добыче полезных ископаемых. Перевод сделан с ксилографа, изданного в 1948 г. библиотекой Яньцзинского университета в Пекине с неполного сунского издания.

 

Если у частных лиц обнаружат медь... то за один лян меди наказывать 80 ударами палки, а за каждый цзинь1 меди повышать наказание еще на одну степень.

За 15 цзиней меди отправлять в ссылку в города соседних областей, но не клеймить лицо.

Людей, которые изготовляют для других различную утварь из меди, судить одинаково с хозяевами вещей: самих отправлять в ссылку, а их инструмент конфисковать в казну.

(Это в равной степени относится и к тем, кто производит для себя2).

Если у частных лиц обнаружат свинец (чистый свинец подсчитывается только после того, как переплавлены свинцо­вые смеси и желтые каменные шары3), то за каждый цзинь свинца наказывать 50 ударами плети, а за 20 цзиней свинца увеличивать наказание на одну степень.

1 Цзинь=596,816 г,

2 Здесь и далее в круглых скобках дан текст источника.

3 Свинцовые смеси – один из видов свинцовой руды; желтые камен­ные шары, очевидно, какое-то химическое соединение, использовавшееся в XII в. китайцами при выплавке свинца из руды.

 

Если количество свинца превысит 20 цзиней, то виновный получает 100 ударов палкой, а за 30 цзиней наказание увели­чивается на одну степень.

После того как преступник будет наказан, сослать его на каторжные работы на три года.

Для тех людей, которые на рудных месторождениях част­ным образом ведут плавку [свинца], увеличивать наказание еще на одну степень.

Всех людей, которые повинны в нарушении налоговых правил на монопольные товары (на медь, свинец, медную руду это не распространяется), за две степени вины прису­ждать наказание в одну степень, а потом ссылать на каторгу не более чем на три года...

Гл. 28, стр. 266.

Если сюньбугуань (чиновники, занимавшиеся инспекцией и сыском) в период выполнения должностных обязанностей совершат упущение, в результате которого медь уйдет на сторону, или если они не обнаружат, что частные лица, уста­новившие печи и занимающиеся плавкой, не сдают [металл] в казну, а ведут частную куплю-продажу, то подобных чи­новников следует схватить и подвергнуть наказанию в соответствии с количеством цзиней металла1...

(...Если чиновник совершит упущение или не обнаружит хищения [металла], но количество металла не превышает 200 цзиней, то понизить его в должности на один ранг, но использовать на службе).

10 цзиней медной, свинцовой или оловянной руды или 5 цзиней неочищенной меди, переплавляющейся в чистую медь, приравниваются к одному цзиню меди.

Если лица, ответственные за инспекцию (сюньбужэнь)2, не обнаружат, что кто-то остановился в их местности, спря-. тал товары и торгует3, или если недоглядят, что частные лица держат у себя монопольные товары, а об этом будет написан донос другими людьми и преступники будут схва­чены и осуждены к наказанию палками, то и сюньбужэнь наказывается 40 ударами плети; если преступника осудят к каторжным работам, то сюньбужэнь наказывается 80 ударами палки; если преступника осудят к ссылке, то сюньбужэнь получает 100 ударов палкой.

1 Имеется в виду количество металла, ушедшего из-под контроля инспекции, но выявленного по доносу или при поимке торговцев.

2 Сюньбужэнь – люди, ответственные за инспекцию, но не занимаю­щие при этом в отличие от сюньбугуаней чиновничьей должности. На наш взгляд, сюньбужэни назначались из каких-то групп мест­ного населения в порядке выполнения трудовой повинности. Поэтому-то наказания за упущения в сыске, назначенные сюньбужэням, во много раз тяжелей, чем наказания чиновников-сюньбугуаней (отстранение от должности, понижение в чине у сюньбугуаней и тяжелые телесные нака­зания для сюньбужэней).

3 Торговля частных лиц разрешалась только после того, как они за­явят о своем приезде властям, уплатят налоги с товаров и внутренние таможенные пошлины.

 

Гл. 28, стр. 27а.

Если сюньбужэни, сферой действия которых является район добычи медной руды, совершат упущение и не обнару­жат, что частные лица незаконно торгуют медью или само­вольно ведут плавку и изготовляют на продажу медные со­суды, то каждое из наказаний сюньбужэням повышать на одну степень.

Если в местах добычи меди, свинца и олова старшины (цичжан) не обнаружили, что частные лица построили печи и ведут плавку, а эти частные лица были пойманы по доносу других людей, а также если баофу1или баочжэнчжан узнали об этом и не приняли никаких мер, то всех их наказать по закону о лицах, «не обнаруживших [торговцев], останавливаю­щихся и прячущих товары или торгующих монопольными товарами».

 

Гл. 28, стр. 276.

Всех частных лиц, которые имеют медные гонги (имеются в виду те гонги, которые используются для военных нужд), наказывать 100 ударами палки и позволить другим людям доносить на них.

([Этот закон] не распространяется на гонги, где есть по­метки начальников бао, цуней и сянов2, а также на гонги, выданные властями).

1 Цичжан – старшина, баофу – старейшина, бао, баочжэнчжан – начальник бао.

В феодальном Китае существовала система баоцзя, по которой каж­дые 1000 дворов составляли бао, подразделявшиеся на десятидворки – цзя. Члены цзя и бао были связаны круговой порукой. Во главе бао и цзя стояли старшины, старейшины, начальники бао, назначаемые из более состоятельных слоев населения. В их обязанности входило докладывать властям обо всем, что происходит на территории бао: о тайной торговле, об укрывающихся преступниках и т. п., помогать властям в сборе налогов и наборе войск.

2 Цунь, сян – административные единицы (чаще всего совпадающие с деревнями).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: