[А.] Ко времени правления «Пяти династий» (907 – 959) на этом месте собралось множество народа. Они обрабатывали землю и занимались производством керамики (тао)1. В результате этого здесь возник населенный пункт и рынок, начались богослужения в выстроенном храме.
В начале правления чжоуского Сяньдэ2 это место называлось гаотансянскими и линцзянлискими туанями3, [имевшими] керамические печи, и был начальник (туаньцзюнь), управлявший этими туанями. В Сунское время место это постепенно достигло процветания.
В центре Цзиндэ был установлен рынок чжэня4, учреждены должность инспектора чжэня и управление, руководившее керамическими печами, населением и общими делами. Установлены были кварталы и переулки, улицы и рынки. Страна в это время была спокойна. Народ приходил отовсюду, и жило здесь несколько тысяч семейств.
1 Иероглифом «тао» в XI – XII вв. обозначались и керамика, и фарфор, Можно предположить, что в этот период в Цзиндэчжене производились уже сосуды из фарфоровидной массы.
|
|
2 Чжоуский Сяньдэ (Гунди) – император последнего периода «Пяти династий» (954 – 959).
3 Туань – одна из форм принудительной организации ремесленников в Сунское время. Туани находились под строгим контролем феодальных властей, Из текста следует, что туани керамических мастеров находились даже под военным надзором туаньцзюня. Гаотансян, Линцзянли – местности в уезде Цзиндэ, провинции Цзянси.
4 Чжэнь – административно-территориальная единица в средневековом Китае, стояла по положению выше уездного центра, но прав города не имела.
«Дукчан гуцзи чжи» («Описание исторических памятников в Дунчане»), «Вэньу цанькао цзыляо», 1953, № 9, стр. 90.
[Б.] К востоку и к западу от столицы1 находятся керамические печи.
Управление распоряжается керамической массой для производства кирпича, черепицы, сосудов, которые используются для обеспечения нужд строительства... Есть мастера по изготовлению черепицы, мастера по изготовлению кирпичей, мастера, загружающие печи, мастера, занимающиеся лепкой, мастера, создающие фигурки зверей, птиц и единорогов, мастера по изготовлению посуды, работники, собирающие готовые изделия, работники кладовых, мастера, приготавливающие краски, – всего 10 различных видов.
1 Столица Северо-Сунского Китая – г. Кайфын
«Сун хуйяо цзигао» («Материалы по сунской экономике», сост. Сюй Сун, 1809), Пекин, 1957, стр. 5758.
10. Производство фарфоровых (селадоновых) 1 изделий в Лунцюане,
Провинции Чжэцзян, в XI – XIII вв.
Глава 1. Селадоновые сосуды Чжан Шэн-эра. Фамилия Чжан. Имя Шэн-эр. Не известно, когда он родился. Он был хозяином печи в Лютяне. Сосуды, сделанные его старшим братом, в народе называют [сосудами] из печей старшего брата. А сосуды младшего брата называют Шзн-эр Чжан.
|
|
Все сосуды из печи [Чжан] Шэн-эра изящны и блестящи.
Они настолько чисты и совершенны, что подобны самой лучшей яшме.
Из печи, хозяином которой является Чжан Ши-и, выходят беловатые сосуды с кракелюрами, которые называются «100 трещин». В [Сунское] время они считались непревзойденными.
1 Селадон – плотные глазури серого, серовато-зеленого, зеленого или голубовато-зеленого цвета. Эти глазури получались путем добавления в глазурные массы окислов железа и наносились на керамические и фарфоровые изделия. Изделия с глазурями типа «селадон» ценились в Китае и за его пределами.
«Лунцюаньсянь чжи» («Описание уезда Лун-цюань»), «Юйдигуцзи» («Древние памятники местности»).
Цит. по: Чэнь Вань-ли. Краткая история китайского селадона (кит.), Шанхай, 1957, стр. 23, 27, 26.
Частное шелкоткацкое производство в Ханчжоу в середине XIV в.
Сюй И-куй. Шифэнгао»
Сюй И-куй – чиновник и писатель, живший в XIV в. в г.Хан чжоу. Трактат «Шифэнгао» («Заметки о началах богатства») написан им в конце Юаньского времени, по-видимому в 1350 – 1355 гг. Издан в 1893 г. Здесь приводятся отрывки из первого раздела книги «Разговор с ткачами».
В Цяньтане1на террасе Сяньаньли я снимал квартиру у одного богача, руководившего ткацкой мастерской.
Каждую ночь после 2-й стражи начинал петь голос, и ему весело вторил хор. Это пели ткачи.
«До чего же им весело», – вздыхая сказал я. Однако, когда я проходил мимо того места, то увидел старую лачугу, которая вот-вот обрушится. В ней находилось 4 или 5 ткацких станков, а с севера на юг друг против друга сидели ткачи – более 10 человек. Руками они тянули, а ногами толкали2; от тяжелой работы лица их были изнурены.
Проходя мимо, я спросил их: «Вижу, что ваша жизнь и работа тяжела. Отчего же вы так веселы?»
Ткачи отвечали: «...хоть наше занятие и ничтожно, мы нанимаемся за 200 минь3 в день, и кроме того, хозяин дает нам одежду и пищу. И нашего ежедневного заработка хватает, чтобы прокормить отца, мать, жену и детей.
И хотя пища наша не слишком сладка и обильна, голода и холода мы не испытываем...»
Китайский историк Чжэн Тянь-тин предполагает, что в этой части текста есть ошибка, допущенная переписчиками книги. Цифра 200 слишком велика, так, по данным «Юань ши» («История династии Юань»), в других провинциях плата наемного ткача составляла 3 – 5 минь в день. По мнению Чжэн Тянь-тина, либо вместо 200 должно быть 20, либо вместо слова «день» – слово «месяц».Так как работа ткачей очень искусна, она нравится людям нашего времени. Поэтому хозяину легко продать, а нанятым работникам легко получить плату... (л. За, 4а).
1 Цяньтан – старое название Ханчжоу.
2 В тексте описан шелкоткацкий станок для узорного ткачества с ножным приводом.
3 Минь – связка китайских монет, имевших хождение в конце XIV в. (при династии Юань) и равная 1000 цяней.
Чжэн Тянь-тин. О книге Сюй И-куя «Разговор с ткачами». Журнал «Лиши яньцзю», 1958, № 1, стр. 65 – 76.
Ханчжоу в XII – XIV вв.