Керамическое производство в XI – XII вв

[А.] Ко времени правления «Пяти династий» (907 – 959) на этом месте собралось множество народа. Они обрабаты­вали землю и занимались производством керамики (тао)1. В результате этого здесь возник населенный пункт и рынок, начались богослужения в выстроенном храме.

В начале правления чжоуского Сяньдэ2 это место назы­валось гаотансянскими и линцзянлискими туанями3, [имевшими] керамические печи, и был начальник (туаньцзюнь), управлявший этими туанями. В Сунское время место это по­степенно достигло процветания.

В центре Цзиндэ был установлен рынок чжэня4, учрежде­ны должность инспектора чжэня и управление, руководившее керамическими печами, населением и общими делами. Уста­новлены были кварталы и переулки, улицы и рынки. Страна в это время была спокойна. Народ приходил отовсюду, и жило здесь несколько тысяч семейств.

1 Иероглифом «тао» в XI – XII вв. обозначались и керамика, и фар­фор, Можно предположить, что в этот период в Цзиндэчжене производи­лись уже сосуды из фарфоровидной массы.

2 Чжоуский Сяньдэ (Гунди) – император последнего периода «Пяти династий» (954 – 959).

3 Туань – одна из форм принудительной организации ремесленников в Сунское время. Туани находились под строгим контролем феодальных властей, Из текста следует, что туани керамических мастеров находились даже под военным надзором туаньцзюня. Гаотансян, Линцзянли – местности в уезде Цзиндэ, провинции Цзянси.

4 Чжэнь – административно-территориальная единица в средневеко­вом Китае, стояла по положению выше уездного центра, но прав города не имела.

 

«Дукчан гуцзи чжи» («Описание исторических памятников в Дунчане»), «Вэньу цанькао цзыляо», 1953, № 9, стр. 90.

 

[Б.] К востоку и к западу от столицы1 находятся керами­ческие печи.

Управление распоряжается керамической массой для производства кирпича, черепицы, сосудов, которые исполь­зуются для обеспечения нужд строительства... Есть мастера по изготовлению черепицы, мастера по изготовлению кирпи­чей, мастера, загружающие печи, мастера, занимающиеся лепкой, мастера, создающие фигурки зверей, птиц и едино­рогов, мастера по изготовлению посуды, работники, собираю­щие готовые изделия, работники кладовых, мастера, приго­тавливающие краски, – всего 10 различных видов.

1 Столица Северо-Сунского Китая – г. Кайфын

 

«Сун хуйяо цзигао» («Материалы по сунской экономике», сост. Сюй Сун, 1809), Пекин, 1957, стр. 5758.


10. Производство фарфоровых (селадоновых) 1 изделий в Лунцюане,


Провинции Чжэцзян, в XI – XIII вв.

Глава 1. Селадоновые сосуды Чжан Шэн-эра. Фамилия Чжан. Имя Шэн-эр. Не известно, когда он родился. Он был хозяином печи в Лютяне. Сосуды, сделанные его старшим братом, в народе называют [сосудами] из печей старшего брата. А сосуды младшего брата называют Шзн-эр Чжан.

Все сосуды из печи [Чжан] Шэн-эра изящны и блестящи.

Они настолько чисты и совершенны, что подобны самой лучшей яшме.

Из печи, хозяином которой является Чжан Ши-и, выходят беловатые сосуды с кракелюрами, которые называются «100 трещин». В [Сунское] время они считались непревзой­денными.

 

1 Селадон – плотные глазури серого, серовато-зеленого, зеленого или голубовато-зеленого цвета. Эти глазури получались путем добавления в глазурные массы окислов железа и наносились на керамические и фарфо­ровые изделия. Изделия с глазурями типа «селадон» ценились в Китае и за его пределами.

«Лунцюаньсянь чжи» («Описание уезда Лун-цюань»), «Юйдигуцзи» («Древние памятники местности»).

Цит. по: Чэнь Вань-ли. Краткая история китай­ского селадона (кит.), Шанхай, 1957, стр. 23, 27, 26.

 



Частное шелкоткацкое производство в Ханчжоу в середине XIV в.

Сюй И-куй. Шифэнгао»

Сюй И-куй – чиновник и писатель, живший в XIV в. в г.Хан чжоу. Трактат «Шифэнгао» («Заметки о началах богатства») напи­сан им в конце Юаньского времени, по-видимому в 1350 – 1355 гг. Издан в 1893 г. Здесь приводятся отрывки из первого раздела книги «Разговор с ткачами».

 

В Цяньтане1на террасе Сяньаньли я снимал квартиру у одного богача, руководившего ткацкой мастерской.

Каждую ночь после 2-й стражи начинал петь голос, и ему весело вторил хор. Это пели ткачи.

«До чего же им весело», – вздыхая сказал я. Однако, когда я проходил мимо того места, то увидел старую лачугу, которая вот-вот обрушится. В ней находилось 4 или 5 ткац­ких станков, а с севера на юг друг против друга сидели тка­чи – более 10 человек. Руками они тянули, а ногами тол­кали2; от тяжелой работы лица их были изнурены.

Проходя мимо, я спросил их: «Вижу, что ваша жизнь и работа тяжела. Отчего же вы так веселы?»

Ткачи отвечали: «...хоть наше занятие и ничтожно, мы нанимаемся за 200 минь3 в день, и кроме того, хозяин дает нам одежду и пищу. И нашего ежедневного заработка хва­тает, чтобы прокормить отца, мать, жену и детей.

И хотя пища наша не слишком сладка и обильна, голода и холода мы не испытываем...»

Китайский историк Чжэн Тянь-тин предполагает, что в этой части текста есть ошибка, допущенная переписчиками книги. Цифра 200 слишком велика, так, по данным «Юань ши» («История династии Юань»), в других провин­циях плата наемного ткача составляла 3 – 5 минь в день. По мнению Чжэн Тянь-тина, либо вместо 200 должно быть 20, либо вместо слова «день» – слово «месяц».Так как работа ткачей очень искусна, она нравится лю­дям нашего времени. Поэтому хозяину легко продать, а на­нятым работникам легко получить плату... (л. За, 4а).

1 Цяньтан – старое название Ханчжоу.

2 В тексте описан шелкоткацкий станок для узорного ткачества с ножным приводом.

3 Минь – связка китайских монет, имевших хождение в конце XIV в. (при династии Юань) и равная 1000 цяней.

 

Чжэн Тянь-тин. О книге Сюй И-куя «Разговор с ткачами». Журнал «Лиши яньцзю», 1958, № 1, стр. 65 – 76.

 



Ханчжоу в XII – XIV вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: