Система сбора налогов при султане Ала уд-дине Хилджи (1296 – 1316)
...Шараф Каи, наиб-и вазир1, предъявлял строгие требования к делопроизводителям (каркунан), надзирателям (муш-рифан), чиновникам (уммал), хранителям писцовых книг (охдедаран-и дефатир), уполномоченным (гумаштеган), сборщикам (мухассилан). Производились строгие доследования, и каждый джитал, числившийся за ними, устанавливался на основании книг патвариев2. Деньги получали [с чиновников] при помощи побоев, заключения в тюрьму и кандалы. Не было никакой возможности незаконного получения от индусов или мусульман хотя бы одного танка взятки. Чиновники (уммал ва мусарифан) и хранители [писцовых книг] были под неослабным контролем, и за 500 или 1000 танка [недостачи или хищения] они подвергались заключению в тюрьму и годами содержались в кандалах. Людям служба чиновника представлялась ненавистней лихорадки. Писцовое дело было великим злом, и ни один человек не выдавал свою дочь за писца. Смерть представлялась более желанной, [чем служба чиновника]. Часто чиновники фиска попадали в тюрьму, подвергались палочным ударам и побоям.
|
|
1 Помощник вазира, главы фискального ведомства.
2 Патварии – сельские писцы, счетоводы.
Налоговые установления делийского султана Гийяс уд-дина Туелака (1320 – 1325)
По милосердию своему [он] приказал, чтобы харадж в государстве взимался бы на основаниях справедливости с учетом реальной продукции; он отменил практику обложения крестьян государства, не учитывающую потерь в урожае1. В делах, касающихся икта и областей государства, он не потакал рвачам (сайян), барышникам (моуффиран), домогате-лям-откупщикам (муката гиран). Он приказал, чтобы рвачи, барышники, откупщики и грабители не привлекались бы ди-ван-и везаретом [для сбора налогов]. Диван-и везарету он дал приказ, чтобы с икта и областей не взимали бы... более Vio – Vii [урожая]. [Чиновники дивана] должны прилагать старания к тому, чтобы процветание из года в год возрастало и сверх [уплаты] хараджа оставалось бы [крестьянам] столько, чтобы области не разрушались от тяжелых налогов, а была бы возможность увеличения [продукции земледелия]. Султан Туглак-шах неоднократно указывал, что харадж с областей должен взиматься в таком размере, чтобы крестьяне областей расширяли посевы, а количество выращиваемой продукции не только не уменьшалось, но увеличивалось из года в год. Не следует взимать сразу столько, чтобы [количество выращиваемой продукции] уменьшалось и впредь не увеличивалось бы. Области разоряются и остаются разоренными в результате чрезмерно тяжелого хараджа и непомерных требований падишахов... Султан Туглак-шах в отношении получения хараджа с крестьян завещал мукта и валиям2 государства, что индусы3 должны иметь столько, чтобы они не были ослеплены богатством, не проявляли бы неповиновения и не подымали бы мятежей; и [в то же время не следует доводить их до того], чтобы из-за бедности и нищеты они бросали земледелие и хлебопашество.
|
|
1 Отменил обложение «буд ва набуд-ра» – букв, обложение того, что было (уродилось), и чего не было (не уродилось).
2 Вали – правитель области.
3 В данном контексте – крестьяне, подавляющая масса которых в Делийском султанате по своему вероисповеданию была индусами.
Увеличение налогов Мухаммад-шахом Туглаком (1325 – 1351)
Султан Мухаммад в глубине души своей затаил несколько идей для того, чтобы весь населенный мир подчинить власти своих приближенных. Но об этих мерах он никогда не беседовал ни с кем из своих доверенных лиц и друзей. То, что он задумал, в его представлении было добром. Однако, осуществляя эти идеи, он потерял и те области, которыми владел, отвратил от себя людей, опустошил казну. Стали возникать волнение за волнением, замешательство за замешательством. По причине недовольства народ подымал восстания и мятежи. Но задуманное султаном с каждым днем проводилось все упорнее. Большинство народа вышло из повиновения... Налог (харадж1) большинства отдаленных областей и округов был потерян. Многие воины и слуги рассеялись и направились в отдаленные края. Казна оскудела... Кроме Гуджарата и Деогира, [у султана] не осталось [других отдаленных] областей. И даже в самой столичной области Дели происходили волнения и мятежи...
Первая идея, которая послужила причиной разрушения страны и разорения крестьян, заключалась в том, что султан Мухаммад вздумал увеличить харадж в двуречье [Ганга и Джамны] на V10 или Ys- Для осуществления упомянутой идеи султан ввел такие жестокие абвабы2 и наложил такой мал3, что спины крестьян надломились. Абвабы были так обременительны, что бедные райаты были полностью разорены, а богатые крестьяне, которые имели деньги и имущество, восстали; области разорились, земледелие полностью прекратилось. Крестьяне отдаленных областей, прослышав о разорении крестьян Двуречья, из страха, что этот приказ [об абвабах] будет распространен и на них, вышли из повиновения и бежали в леса. Вследствие сокращения посевов и разорения крестьян Двуречья, сокращения подвоза зерновых торговцами-караванщиками из [различных] областей Индостана, в Дели, области Дели и во всем Двуречье начался страшный голод, поднялись цены на зерновые; случился и недостаток дождей, так что голод стал всеобщим. Это продолжалось в течение семи лет. Тысячи тысяч людей погибли во время этого голода. Общины рассеялись, и многие люди лишились семей.
1 Харадж – в данном контексте совокупность различных сборов с податного населения.
2 Абвабы – всевозможные дополнительные поборы сверх поземельного налога.
3 Мал – в данном контексте поземельный налог.
Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз шахи, Калькутта, 1861, стр. 288-289, 429-430, 472-473.