Рыночные установления делийского султана Ала уд-дина Хилджи (1296 – 1316)

Установление 1. Фиксация цен на зерно. Пшеница – 7,5 джиталов за ман1, ячмень – 4 джитала за ман, рис – 5 джиталов за ман, маис – 5 джиталов за ман, горох – 5 джиталов за ман, мотх – 3 джитала за ман. В течение ряда лет, пока был жив султан Ала уд-дин, сохранялись указан­ные цены и зерно никогда не повышалось ни на один данг2, ни в годы избыточных дождей, ни засух. Постоянные цены на зерно на рынках считались одним из чудес [того] времени.

1 Ман – единица веса, колебавшаяся в разное время и в различных областях.

2 Данг – одна шестая доля; также мелкая денежная единица.

 

Установление 2. В целях сохранения дешевых цен на зерно малик Кабул Улуг-хан, мудрый и деятельный прибли­женный [султана], был назначен шихна1 рынков. Упомяну­тому шихна рынков был пожалован большой икта. С большой и пышной [свитой] из всадников и пехотинцев он объезжал [рынки]. У него были сведущие заместители (наи­бы) и агенты (кардар), которые являлись его друзьями, пред­ставленными престолу. На рынки посылались также опытные шпионы.

1 Шихна в Хулалундском Иране – ханский наместник в городе. В Северной Индии – смотрители, надсмотрщики, назначенные феодальными правителями, за рынками или группами некоторых категорий ремесленников.

 

Установление 3. Для сохранения низких цен на зерно [было необходимо] накопление больших запасов зерна в сул­танских амбарах. Султан Ала уд-дин приказал, чтобы все касаба1халиса в двуречье [Ганга и Джамны] платили бы харадж в натуре и то [количество] зерна доставляли бы в султанские амбары в городе [Дели]. Был издан приказ, что­бы в Новом городе2 и области Нового города доля султана – половина урожая – также собиралась зерном. В Джхайне и деревнях Джхайна также должны были быть сооружены амбары. [Зерно из] этих амбаров подлежало отправке в сто­лицу караванами. Благодаря этим мерам в Дели у султана сосредоточилось столько зерна, что не случалось так, чтобы одновременно не было бы два-три амбара, наполненных зер­ном. Когда ощущался недостаток дождей или по какой-либо причине не прибывали караваны и на рынках ощущался недо­статок зерна, султанские амбары открывались и зерно прода­валось по [установленным] султаном ценам согласно пожела­нию народа. Зерно вручалось купцам-караванщикам из Нового города. Благодаря этим двум правилам зерно нико­гда не убывало на рынках и никогда [цена] на него не возра­стала более чем на 1 данг над установленной.

1 Касаба – деревня или городок.

2 Шахр- и ноу – одна из частей Дели, отстроенная в конце XIII – на­чале XIV в.

 

Установление 4. Для сохранения дешевых цен на зерно купцы-караванщики были поставлены под контроль шихна рынков. Султан Ала уд-дин дал приказ арестовать нескольких глав купцов-караванщиков и доставить их в це­пях к шихна рынков, который приказал держать их [под аре­стом] до тех пор, пока они не согласятся действовать [согласно распоряжению шихна] и не дадут поручительных расписок. Но они не были освобождены до тех пор, пока не привели своих жен и детей, вьючных животных и скот, пока не при­везли свое имущество и не поселились в деревнях у берега Джамны. И пока шихна рынков не назначил смотрителей над ними, их женами и детьми и пока купцы-караванщики не были [окончательно] подчинены, цепи не были сняты с [аре­стованных] глав. Благодаря упомянутому установлению на рынках было столько зерна, что не было необходимости открывать султанские амбары, и зерно не подымалось ни на один данг над установленной ценой.

Установление 5. В целях сохранения низких цен на зерно была запрещена спекуляция. В дни Ала [уд-дина] были приняты такие [строгие] меры против спекуляции, что ни один из купцов, собственников деревень (дех-даран), баккалов1и т. п. не мог спекулировать хотя бы на одном мане зерна или продать в своем доме утаенный ман или полмана зерна дороже цены, установленной султаном, хотя бы на один данг или дирхем2. В случае если обнаруживалась спекуляция, зерно изымалось в пользу султана, а спекулянта подвергали штрафу. От наибов3 и чиновников области Двуречья диван-и везарет получил расписку в том, что ни одному человеку [в подведомственной] им области не будет дозволено зани­маться спекуляцией, а в случае если станет известно, что кто-либо в области Дуаб спекулировал, виновность ложится на наиба и чиновников, которые ответственны за это перед троном. Благодаря мерам, запрещающим спекуляцию, на рынке установленные султаном цены на зерно ни на один данг или дирхем не повышались ни в периоды избыточных дождей, ни в периоды засухи.

1 Баккал – торговец бакалейными товарами.

2 Дирхем – мелкая денежная единица, серебряная монета.

3 Имеется в виду наиб-и мукта, т. е. заместитель, наместник правителя области.

 

Установление 6. В целях сохранения дешевизны зерна от чиновников фиска (мутасаррифан ва каркунан) области брали письменное обязательство в том, что купцам-караван­щикам крестьяне будут сдавать зерно в поле [также по особо установленным] ценам. Султан приказал также, чтобы от вы­сочайшего дивана, от шихна, от чиновников области Дуаб, что близ города [Дели], взяли письменное обязательство в том, что они будут взимать харадж с крестьян с такой стро­гостью, чтобы у них не было возможности забирать домой из урожая зерно [до изъятия его части в виде налога] и спекули­ровать [им] и чтобы они продавали зерно купцам-караванщи­кам на поле по дешевой цене так, чтобы у купцов-караванщи­ков не было бы повода для отказа от доставки зерна на рынки [столицы]. Постоянное снабжение было таким образом обеспе­чено. Для того чтобы у крестьян (дехканиян) также была возможность для получения прибыли, им было разрешено везти по мере возможности свое зерно с поля на рынок и про­давать [там] по установленной цене.

Установление 7. Для сохранения дешевизны зерна султан ежедневно получал сведения о рыночных ценах и о со­блюдении рыночных установлений. Султан Ала уд-дин полу­чал... [эти сведения] из трех источников. Во-первых, отчет о рыночных ценах и состоянии рынка представлял шихна рынков; во-вторых, барид1, осведомители, которые были опре­делены на рынок, [также] делали сообщения. Если в сообще­ниях барида и осведомителей, [с одной стороны], и в докладе шихна рынков – [с другой], имелись противоречия, шихна подвергался наказанию...

Все мудрые люди времени Ала [уд-дина] удивлялись ста­бильности цен на рынках. Когда дожди выпадали [регулярно] и погода бывала благоприятной, не было ничего удивитель­ного в том, что зерно не подымалось в цене. Но подлинное чудо судьбы в дни Ала [уд-дина] состояло в том, что, случа­лось, годами бывала засуха и, казалось, неизбежен голод, но в Дели голода не бывало и ни на один данг не подымалась цена ни на султанское зерно, [продаваемое на рынках], ни на зерно, [приобретаемое у крестьян] купцами-караванщиками... Однажды или дважды в период недостатка дождей шихна рынков доложил, что цена на зерно поднялась на полджи-тала; за это он получил 20 ударов палкой. В периоды не­хватки дождей баккалам каждого квартала [города] вручали с рынка зерно в количестве, достаточном для удовлетворения потребности в зерне населения этих кварталов. Таким обра­зом, те из знатных, которые не имели деревень и земли, полу­чали зерно с рынков...

Для сохранения низких цен на одежду, ткани, сахар, овощи, фрукты, животное масло и масло для фонарей были выработаны пять [соответствующих] установлений...

[Одно из установлений султана Ала уд-дина] для сохра­нения дешевизны предусматривало суровое наказание, побои, отрезание мяса от ляжек тех, кто обвешивал... Но люди ба­зара не могли отрешиться от обвешивания. Они продавали свои товары по установленной цене, но обманывали по­купателей в весе, в особенности невежественных людей и детей. Когда султан обратил свое внимание на это, он обнару­жил, что люди базара, как правило, поступают нечестно...[По приказу султана], в случае, если... обнаруживался недовес, шихна рынков... отправлялся в лавку торговца, который не­довесил, и клал перед ним купленный у него товар. Затем шихна забирал в лавке недостающее количество [товара], а от ляжки торговца отрезал кусок мяса, равный недовеску, и бросал перед ним. Жестокость такого наказания делала тор­говцев честными и сдерживала их от недовешивания и про­чих мошеннических проделок...

1 Барид – информатор.

Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз-шахн, Калькутта, 1861, с.305-309, 318-319.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: