Отмена рыночных и других установлений Ала уд-дина его преемником султаном Кутб уд-дином Мубарак-шахом (1316 – 1320)

В день своего вступления на трон он дал приказ об осво­бождении 17 – І8 тыс. заключенных и изгнанников времен Ала [уд-дина], [томившихся] в городе [Дели] и в различных сторонах государства. Во все концы государства были разо­сланы через гонцов приказы об освобождении арестантов и изгнанников... Он сделал войску дар (инам) в размере их шестимесячного [жалованья]; увеличил жалованье (мавад-жиб) маликов и эмиров и сделал им богатые дары. Он при­казал также принимать от нуждающихся полностью запре­щенные [прежде] прошения и представлять их престолу. В большинстве случаев на все представленные ему проше­ния...он давал [удовлетворявший писавших их] ответ. В четыре года и четыре месяца своего правления он увеличил пенсии (идрар) улемов и жалованье войска. Большое число дере­вень и земель, которые в правление Ала [уд-дина] были ото­браны в халисе, в его правление люди получили [обратно]... Султан Кутб уд-дин... упразднил [лежавшее] на народе тяже­лое бремя налогов [хараджха] и жестокие поборы (талабха-и сахт). Он устранил из [практики] диван-и везарет наказания, жестокости, побои, кандалы, заключение в тюрьму, удары палками. Благодаря его любви к удовольствиям, расточитель­ности, праздности все установления и распоряжения Ала [уд-дина] потеряли свою силу; благодаря его мягкости все люди пребывали в спокойствии и были избавлены от дурного нрава, жестокого обращения и суровых приказов Ала уд-дина. Зо­лото и золотые изделия, серебро и серебряные изделия снова появились в домах, на улицах и в [городских] кварталах. Люди избавились от [предписаний] де-делай это и не делай того, говори это и не говори того, это прячь, а это не прячь, ешь это, не ешь того, продавай, это и не продавай того-то, будь таким и не будь таким... Цены на продукты питания и зерно вздорожали, а [установленные] Ала уд-дином расценки пол­ностью исчезли, и товары продавались по ценам, назначае­мым продавцами... Мултани [вновь] занялись своей торговлей, в каждом доме били в бубен и барабан, [так как] люди ба­зара радовались смерти Ала уд-дина. Теперь они продавали по собственным ценам, обманывали и обдирали людей. Они поносили султана Ала уд-дина и прославляли султана Кутб уд-дина. Плата работникам (иджарет-и маздуриан) воз­росла на ¼, слуги (чакир), которые получали 10 – 12 танка, стали получать 70, 80 и 100 танка. Вновь начались взяточни­чество, вымогательства, злоупотребления и наступили хоро­шие дни для чиновников фиска (мутасаррифов и амилей) иобманщиков. Благодаря уменьшению налогов (хараджха) индусы1снова наслаждались благоденствием, изобилием и удовольствиями. Индусы, которые срывали незрелые колосья, [так как] нуждались в хлебе насущном, которые не имели при­личной одежды... одели теперь хорошие одежды, ездят на ко­нях, стреляют из лука. За время правления Кутб уд-дина ни от одного из установлений Ала [уд-дина] не осталось и следа: положение дел изменилось, появились новые порядки.

1 Имеются в виду средние и мелкие феодалы-индусы, хуты и др.

 

Зия уд-дин Барани, Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1861, стр. 382-385.



Упразднение некоторых феодальных сборов и повинностей с торгово-ремесленного населения городов

При его величестве [Фируз-шахе] были ученые и святые. Все, что они нашли незаконным в отношении государственных налогов, султан Фируз-шах запретил собирать, хотя это и уменьшало доходы [казны]. Они довели до сведения султана, что в прежние правления появились некоторые [незаконные] поборы, в том числе дангана1. Товары, облагавшиеся в сар-и адл2 закятом3, после уплаты [их хозяевами] закята взвешива­лись, и на них налагали один данг с каждого танка [стоимо­сти товара]. Это давало большие сборы. Купцы, как местные, так и иноземные, были очень недовольны взиманием дангана... В городе Дели был [еще один] незаконный [сбор] – мустагал. Мустагал – это рента с земли, [занятой] под домами и лав­ками. Он собирался согласно приказу прежних падишахов. Следующим незаконным [сбором] был джазари, налагав­шийся на мясников в размере 12 джиталов с каждого заколо­того ими быка; он приносил казне значительный доход. Ру-зи – являлся повинностью купцов. Когда купцы, местные или иностранные, привозят в Дели зерно, соль, сахар и другие товары, груженные на быков, чиновники дивана отбирают [у них] этих животных на один день и отправляют в старый Дели. Там находилось несколько укреплений прежних прави­телей, пришедших в состояние разрушения... Животные, [взя­тые] у купцов, посылались туда чиновниками на один день и должны были доставить оттуда груз кирпичей в Фирузабад. Ни один купец, приходивший в Дели, не мог получить разре­шение на выезд, пока его животные не выполнят этой ра­боты. Купцы стали неохотно приходить в город, в результате чего цены на зерно и соль возросли. Сведения об этих различных незаконных [сборах] были доведены до его величе­ства, и [сборы] были полностью отменены.

1 Дангана – налог по чрезвычайному сбору.

2 По-видимому, так называлось главное таможенное ведомство в сто­лице Дели (букв, дворец товаров).

3 Закят – сбор с торговли и ремесла, равный 2,5% дохода.

 

Шамс Сирадж Афиф. Тарих ч Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 375-376.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: