Из описания Индии Афанасием Никитиным

Город Джунир1 находится на каменном острове, который никем не устроен, а сотворен богом... Меня обманули псы-бу-сурмане2: они говорили про множество товаров, но оказа­лось, что ничего нет для нашей земли. Весь товар белый только для бусурманской земли. Дешевы перец и краска. Не­которые возят морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много. А разбивают все кафиры3, не христиане и не басурмане...

В Бидаре происходит торг на коней и на товар: на кам­ки4, на шелк, на всякий другой товар; можно купить на нем также черных людей. Другой купли здесь нет. А товар их весь индостанский. Съестной же – все овощи.

...Дабул же весьма большой город, и к нему съезжается все поморье, индийское и ефиопское.

1 Чюнейр – к востоку от Бомбея, входил во владение Бахманидов.

2 Мусульмане.

3 Кафир – «неверный», нехристианин. Здесь имеются в виду индусы.

4 Камка – шитая золотом цветная шелковая ткань, парча.

«Хождение за три моря Афанасия Никитина», 1466 – 1472, изд. 2, М. – Л., 1958, стр. 74, 75, 76, 79, 88.

Торговля и ремесла в Гуджарате при Махмуде Бегарре

Гуджарат теперь переживал время нового и беспример­ного процветания... Купцы спокойно занимались прибыльной торговлей, вся страна пребывала в мире и безопасности, а дороги были свободны от разбойников... Торговцы были до­вольны, так как в дни султана Махмуда передвижение по дорогам было прекрасным и безопасным: не было ни воров, ни разбойников... Прекрасные [караван-]сараи и постоялые дворы были сооружены для удобства путешественников; были воздвигнуты также великолепные медресе и мечети. Ремес­ленники были довольны, так как султан был в высшей сте­пени справедлив и милостив, и ни один человек не имел права обидеть или угрожать другому... Говорят, что в его правление цены на зерно не подымались. Все было дешево в его правле­ние – народ Гуджарата не видел [дотоле] такой дешевизны... Каждый земледелец, который выращивал на своей земле деревья, получал поощрение, так что люди сажали Деревья й выращивали [всякого рода] растения с каждым годом все больше и больше... Если в каком-либо городе, или местечке, или деревне он замечал пустую лавку или разрушенный дом, он запрашивал сельского старшину или чиновников о причине [этого] и предоставлял [все], что было необходимо для их вос­становления... Большая часть прекрасных и искусных видов ремесла, существующих в настоящее время в Гуджарате, были созданы при Махмуде Бегарре. Умные люди из отда­ленных стран и городов поселялись здесь.

 

«Мират-и Сикандари». Цит. по: Е.С. Bayley, The local Muhammadan Dynasties, Gujarat, London, 1886, p.167-171, 213.



Деятельность представителей торгово-ростовщического капитала в икта

В те дни некоторые люди по обоюдному соглашению [с ваджхдарами] покупали итлаки1 воинов, а в городе [Дели] давали им одну треть [причитающегося по итлаку содержа­ния]. Им доставалась добрая половина [доходов] в областях. Эти покупатели итлаков содержание, [полученное] по итла-кам [ваджх-и итлакат] в областях, пускали в торговлю и от этого также имели значительную пользу.

Некоторые в дни правления того повелителя мира (Фи-руз-шаха, 1351 – 1388) стали богатыми вследствие покупки содержания воинов.

1 Итлаки – документ на получение служилыми лицами довольствия из казначейства той или иной области. Букв, отпуск, отсылание.

 

Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 296 – 297.



Купеческие гильдии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: