Из статута Сиены XIII в

Об освобождении от повинностей тех, кто придет в город с территории, расположенной вне графства

[Если] какой-либо человек, проживающий за пределами Сиенского графства, придет в город, захочет стать горожа­нином и поселится постоянно [в городе], я (подеста) приму его в число горожан и буду защищать, как и других горожан Сиены. И такой горожанин не должен отягощаться сиенской коммуной прямыми налогами (datiis) и другими какими-либо повинностями со дня своего прихода в течение 15 лет, если это не противоречит какому-либо другому постановлению. Но [он] должен участвовать в пешем войске или кавалерии Сиен­ской коммуны и держать коня, как и другие горожане Сиены. Это постановление не распространяется на вилланов, постоян­ных горожан Сиены, которых не могут принимать, за исклю­чением тех из них, о ком говорится в другом постановлении относительно возможности принять одного из трех, сидящих на одном наделе (maxaritia). Это постановление принято в 1246 г. в сентябре месяце.

«II Constitute del comune di Siena dell’anno 1262», publ, da L.Zdekauer, Milano, 1897, p.423. Dist.IV, § 71.

 

Из статута Пистойи 1296 г.

О тех, кто проживет в Пистойе 5 лет с ведома их господ

Кто проживет в течение 5 лет в Пистойе, или ее бургах, или суббургах1, или будет жить и впредь на территории, на которую распространяется власть города (infra circulas civitatis), с ведома господина и без его противодействия и законного востребования, пусть подеста не разрешает, чтобы относительно личности этого человека и его детей, проживающих в Пистойе и ее бургах и суббургах, был возбужден какой-ли­бо иск, но должен их защищать своей властью от господина...

1 Бурги и суббурги – укрепленные поселения в округе итальянских городов.

 Zdekauer L.Liber potestatis comunis Pistorn a. 1296, L. IV, § 43, p.223.



Из статута Пизы первой половины XIII в.

Постановляем настоящим замечательнейшим законода­тельством, что, если кто-либо родится или будет проживать в городе или его бургах на земле, [принадлежащей] кому-либо, хозяином земли или кем-либо еще, имеющим право на эту землю, не должен принуждаться оставаться (manere) на этой земле, сколько бы он на ней ни прожил. Помимо этого, указываем, что, если оставит землю, не должен исполнять какие-либо повинности (servitium), если он только не яв­ляется аскриптицием; в последнем случае в соответствии с этим своим статусом должен [исполнять повинности]. Сы­новьям же или дочерям аскриптиция меньше всего следует препятствовать [покидать землю], за исключением тех слу­чаев, когда они после смерти родителей в течение 30 лет пребывают в состоянии аскриптиция1.

Подтверждаем нашим гражданским законодательством, что, если кто-либо проживет в г. Пизе на своем наделе (massaritia), но не под властью господина (поп cum domino) в те­чение 10 лет, пусть проживает как горожанин (ut civis), и никто не должен стеснять его никакой зависимостью колона или аскриптиция или подобной им (nulla colonaria vel ascripticia vel alia simili condictione) и не должен беспокоить ка­ким-либо образом. Это предписание действительно и по по­воду человека, моложе 20 лет.

1 Видимо, пребывание на держании аскриптиция в течение более ко­роткого времени (до 30 лет) еще не делало человека прикрепленным к земле, даже если его родители были таковыми людьми. В этом, безус­ловно, сказалось изменение в положении крепостных крестьян и все более широко распространяющаяся в первой половине XIII в. практика их осво­бождения.

 

Bonaini F. Statut! inediti della cittä di Pisa, Firenze, 1870, vol.II, Constitutum usus della cittä di Pisa, § 42, p.952.

Из статута Реджо-Эмилии (середина XIII – начало ХІV в.)

Того, кто проживет в городе 10 лет, не должны беспокоить по причине [принадлежности его] к крепостному состоянию.

Если кто-либо из епископства Реджо проживет постоянно в г. Реджо 10 лет со своей семьей, [никто] не может и не дол­жен беспокоить его по причине серважа или зависимости (servitutis vel manentie); и пусть это имеет место в настоя­щем, прошлом и будущем; и этот обычай пусть соблюдается нерушимо подестой или консулом1.

1 Консул – должностное лицо коммуны.

 

Vaccari P. Le affrancazioni collective degli servi della gleba nell’Emilia e Toscana, Milano, 1940, p.102. Consuetudine di Reggio Emilia 1242-1311, § 57.



ПОЛИТИКА ГОРОДА В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯНСТВА ОКРУГИ

Решение флорентийской курии относительно передачи

Земель держателей, не плативших оброки пресвитеру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: