Моя царственность дает это определение Дубровницкой стране, любезным и верным гостям моей царственности. Пусть они ходят по всей стране моей царственности ради какой бы то ни было торговли, ввозят ли или вывозят, или перевозят какой-либо товар в какую бы то ни было землю или область. Пусть доходят они и до Бдина1или до Браничева; приходят и в Белград или в Тырнов, ходят и по всему Загорью2 или приходят в Преслав, либо в Карвунскую область3, либо в Крымскую область4, либо в Боруйскую, либо в Одрин5 и в Димотику, либо в Скопльскую область, либо в Прилепскую, либо в Девольскую область, либо в землю Арванскую6, либо в Солунь. Пусть ходят повсюду, покупают себе и продают свободно, без всякого ущерба, и пусть не чинятся им препятствия во всех областях моей царственности, в городах и горных проходах, но пусть они ходят, покупают и продают без опасений как верные и любезные гости моей царственности.
Если же кто причинит им в чем-либо ущерб – или в горных проходах, или на рынках, или еще где-нибудь – вопреки закону о торговле, то пусть знает, что он есть враг моей царственности, что не получит милости, но подвергнется великому гневу моей царственности.
|
|
Асень, царь болгар и греков.
1 Бдин – Видин.
2 Загорье – территория Болгарии между Балканами и Дунаем,
3 Область к востоку от Плиски.
4 Область у истоков р. Тунджи.
5 Одрин – Адрианополь,
6 Т. е. Албанскую.
Иванов Я. Български старини из Македония, София. 1939, с.578.
БОГОМИЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
8. Из Синодика 1 царя Борила (1207 – 1218)
38. Так как вселукавый наш враг – [дьявол] рассеял по всей болгарской земле манихейскую2 ересь, смешав ее с ма-салианской3, тем, кто является начинателями этой ереси, анафема.
39. Пону Богомилу, который при болгарском царе Петре4 воспринял эту манихейскую ересь и распространил ее в болгарской земле, добавив, что Христос-Бог наш родился от святой богородицы приснодевы Марии лишь по видимости и по видимости был распят, но вознес воспринятую плоть и оставил ее в воздухе, его [попа Богомила] прошлым и существующим ныне ученикам, называемым апостолами, анафема.
41. Тем, которые имеют дружбу с ними, и по единодушию едят и пьют с ними, и получают дары от них как их единомышленники, анафема.
43. Тем, кто называет сатану творцом всего видимого и повелителем дождя, града и всего, что произрастает на земле, анафема.
44. Тем, которые говорят, что сатана создал Адама и Еву, анафема...
48. Тем, которые отвращаются от всякого моления в священных и божественных церквах и от самого дома божьего, каковым является церковь, и говорят, что нужно творить лишь молитву «Отче наш» где бы ни пришлось, анафема.
|
|
49. Тем, кто отвергает святые и священные богослужения и все святительские устроения и глумится над ними, говоря, что они – изобретение сатаны, анафема.
51. Тем, которые отвергают поклонение честному и животворному кресту и святым и священным иконам, анафема.
79. Всем еретикам анафема.
98. Тем, которые называют простыми домами святые божьи церкви, в которых освящается и обновляется все христианство и славится божье имя, анафема трижды.
99. Тем, которые пытаются переданные благоверными царями и богобоязненными христианами святым церквам, епископиям, монастырям и подтвержденные златопечатными и простыми грамотами достояния нарушить или отнять что-либо из того, что посвящено богу, анафема трижды.
103. Всем болярам, малым и великим, священникам, и монахам, и всему народу, которые с покорностью хранят чистую и правую любовь к царю и архиереям, вечная им память.
1 Синодик – поименная запись в православной церкви, читавшаяся во время службы с целью прославления и поминания или с целью анафемствования (проклятья),
2 Манихеи – религиозная секта (по имени ее основателя перса Мани III в.), проповедовавшая дуалистическую систему взглядов (борьба добра – духовного начала и зла – материального) и строгий аскетизм.
3 Масалиане – религиозная секта, близкая к манихеям.
4 Имеется в виду св. Петр (927 – 969).
«Хрестоматия по истории средних веков». под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина, т.II, М., 1950, с.187-188.