Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт слабовидящему обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество)» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

В рамках данного предмета, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями слабовидящего младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

Окружающий мир как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение в классах слабовидящих младших школьников.

В основе методики изучения учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» слабовидящими детьми нового знания, обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных и социальных представлений; расширение круга специфически формируемых у детей со зрительной депривацией предметно-практических умений и навыков; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни. Такой подход позволяет скорректировать недостатки познавательной деятельности слабовидящих младших школьников, охватить природное многообразие, нравственную сферу отношений не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. 

Поэтому, уроки окружающего мира оказывают существенное положительное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы слабовидящего ребенка.

В этом курсе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Содержание учебного предмета за курс 1 класса (распределение тем, увеличение или уменьшение количества часов на изучение тем, особенности проведения лабораторных работ в соответствии с особенностями контингента) соответствует адаптированной учебной программе.

Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, натуральные объекты и т.д.).

Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно.

Формы проведения занятий:

Безусловно, при организации занятий со слабовидящими учащимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие. Тем не менее, занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе. Кроме этого, в обучении должны учитываться состояние зрительных функций, наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.  

Таким образом, при организации занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Направления работы.

Диагностическое: выявление уровня подготовленности слабовидящего ребенка к усвоению школьной программы, уровня сформированности представлений об окружающем мире. Анализ результатов.

Организация учебной деятельности. Проведение уроков окружающего мира, и при необходимости коррекционной работы, выбор наиболее рациональных дидактических пособий.

Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.

Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

По учебному плану на учебный предмет «Окружающий мир» предусматривает в 1 классе – 66 часов за год (2 урока в неделю).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: