Семиотика клинических форм дизартрии

Бульбарная дизартрия. Симптомокомплекс двигательных расстройств,

развивающийся в результате очагового поражения ядер,

корешков или периферических стволов IX, X или XII черепно-

мозговых нервов, относящихся к бульбарному отделу мозга, называется

бульбарным параличом. Бульбарный паралич является

частным случаем параличей, при которых страдает периферический

двигательный нейрон... Проявления периферического

паралича — атрофия, атония и арефлексия — в случае бульбар-

ного паралича обнаруживаются в мышцах, иннервируемых IX, X

и XII черепно-мозговыми нервами (языкоглоточными, блуждающими

и подъязычными), т. е. в мышцах глотки, гортани, нёба,

языка. Функционально вялые параличиэтих мышц выражаются

в расстройствах глотания (дисфагия или афагия) с поперхивани-

ем и закашливанием во время еды и питья, глухом (дисфония

или афония) или гнусавом голосе, ограничении подвижности

языка во время еды, невнятной и «смазанной» речи. Последний

симптом называют бульбарной дизартрией. В это понятие обычно

включают и дефекты артикуляции звуков, обусловленные вялыми

параличами мышц губ, щек и нижней челюсти, хотя, строго

говоря, иннервирующие эти мышцы лицевой (VII) и тройничный

(V) нервы не относятся к бульбарным (ядра лицевого и

тройничного нервов располагаются в варолиевом мосту). Вялые

параличи жевательных и мимических мышц, кроме симптомов

дизартрии, проявляются расстройствами жевания, невозможностью

закрыть рот, гипо- или амимией.

Наиболее выраженная форма бульбарной дизартрии наблюдается

при двусторонних поражениях упомянутых ядер, корешков

или периферических нервов. Односторонние (безразлично

левые или правые) поражения продолговатого мозга или исходящих

из него черепно-мозговых нервов бульбарной группы (IX, X

и, XII) тоже ведут к развитию симптомов бульбарной дизартрии,

но менее тяжелых, чем при двусторонних поражениях.

Комплексное неврологическое и фонетическое исследование

больных бульбарной дизартрией позволяет лучше понять

патогенез ее клинических проявлений... Обработка материалов

нейрофонетического обследования больных показала, что

вялые параличи отдельных групп мышц клинически проявляются

различными нарушениями в произношении звуков, в связи

с чем речь больного теряет звуковое богатство и разнообразие.

Окружающие перестают понимать значения произносимых

больными слов.

Так, парез мышц голосовых связок ведет к тому, что голосовые

связки смыкаются неполностью и неравномерно, а их колебания

становятся редкими, аритмичными и недостаточной амплитуды.

В силу этого голос становится недостаточно мелодичным,

слабым, глухим и истощающимся. Неполное смыкание голосовых

связок во время произнесения звонких согласных приближает

аэродинамические условия в гортани (соотношение величины

над- и подсвязочного давления) к тому, что бывает при

произнесении глухих согласных,и звонкие согласные частично

или полностью оглушаются... Пытаясь воспроизвести голос, больной

напрягает различные агонисты и синергисты мышц голосовых

связок, в частности мышцы глотки и корня языка. Это ведет

к тому, что гласные звуки приобретают несвойственные им шумовые

призвуки мало определенного фарингального характера.

Поэтому даже различия гласных и согласных звуков в речи больных

стираются, а это очень затрудняет ее восприятие и понимание

окружающими.

Паралич мышц глотки и нёбной занавески приводит к тому,

что все звуки речи начинают произноситься при свободном проходе

выдыхаемого воздуха через нос и поэтому приобретают носовой

оттенок... Кроме того, утечка воздуха через нос ведет к

ослаблению специфических речевых шумов, возникающих при

артикуляции ротовых звуков, которые составляют большинство

согласных.

Паретическое состояние мышц языка препятствует возможности

создания полной преграды на пути выдыхаемой воздушной

струи. Возникает как бы редукция взрывных звуков и афри-

кат в соответствующие щелевые звуки... При этом круглая форма

щели, свойственная основным русским щелевым звукам (язык в

форме желоба), тоже оказывается чрезмерно сложной для паре-

тичных мышц языка, и круглощелевые русские звуки превращаются

в плоскощелевые, характерные, например, для английского

языка... В целом все смычные звуки (шумные и сонорные)

приближаются по звучанию к соответствующим щелевым звукам,

и, следовательно, фонематическое и артикуляторное противопоставление

звуков по признаку смычный-щелевой в устной

речи больных не реализуется.

Сочетание трех факторов — оглушение звонких согласных,

превращение смычных согласных в щелевые и упрощение круглой

щели в плоскую — приводит к тому, что все разнообразие

переднеязычных согласных как бы конвергирует к единому глухому

плоскощелевому звуку.

Заменителем всех заднеязычных звуков становится щелевой

звук с малоопределенным местом образования — то заднеязычным,

то верхне-, то нижнефарингальным.

Аналогичным образом губные звуки разного способа образования

имеют тенденцию конвергировать к единому глухому щелевому

губно-губному звуку.

Так же как согласные конвергируют в сторону наименее дифференцированных

в двигательном отношении глухих щелевых

звуков, гласные конвергируют к звуку типа безударного русского

а или ы со стиранием в устной речи больного противопоставленности

гласных по ряду, подъему и огубленности (наибольшую

индивидуальность обычно сохраняет гласный а). Кроме того,

гласные искажаются щелевыми призвуками заднеязычного или

фарингального типа.

Если у больного имеется и вялый парез мышц мягкого нёба,

то все ротовые звуки приобретают неприятный гнусавый тембр:

развивается открытая гнусавость.

В связной устной речи отмеченные изменения в звучании звуков

достигают максимальной степени.

Описанная общая тенденция изменения артикуляции, естественно,

может иметь различные варианты в зависимости от распределения

паретических явлений в мышцах голосовых связок,

мягкого нёба, языка и губ, а также от физической сложности тех

или иных звуков. Так, при равномерном поражении всех мышц

преимущественно нарушаются самые дифференцированные переднеязычные

звуки Но при преобладании пареза в мышцах

корня языка можно наблюдать преимущественное нарушение

артикуляции заднеязычных звуков. Так как артикуляция мягких

звуков требует менее дифференцированной иннервации мышц

языка, чем артикуляция твердых, то при бульбарной дизартрии

оки обычно нарушаются меньше и позже твердых. Однако в случае

поражения именно мышц спинки языка страдает в первую

очередь артикуляция мягких звуков и среднеязычного /

Псевдобульбарная дизартрия. Поражение центральных двигательных

нейронов в любом участке пирамидного пути клинически

вызывает центральный паралич, который по ряду своих признаков

резко отличается от периферического. В отличие от

атрофии, атонии, арефлексии, свойственных периферическим

параличам, при центральных параличах наблюдается иная клиническая

картина. Нет атрофии мышц с фибриллярнщми подергиваниями

в них и реакцией перерождения. Нет и атонии мышц.

Наоборот, сегментарные аппараты спинного мозга растормаживаются

и возникает повышение тонуса мышц — их спастичность

(центральный паралич— это спастический паралич)... Если при

периферическом вялом параличе нарушаются все движения —

произвольные и непроизвольные, то при центральном спастическом

параличе страдают прежде всего произвольные движения,

а непроизвольные могут сохраниться.

Те волокна пирамидного пути, которые несут корковые импульсы

к двигательным ядрам черепно-мозговых нервов, называются

кортико-нуклеарными, или кортико-бульбарными. Параличи

мышц, возникающие при их поражении, имеют все черты

описанных центральных спастических параличей. В отличие от

вялых бульбарных параличей эти параличи называют псевдобуль-

барными.

Уменьшение объема и силы движений паретичных мышц языка,

а также других мышечных органов речевого аппарата, естественно,

проявляется в процессе речи. Голос больных бывает

слабым, глухим и затухающим; смычные звуки часто артикулируются

как щелевые, а щелевые звуки со сложной формой щели

превращаются, как правило, в плоско щелевые. При этом всегда

в первую очередь страдают звуки с наиболее тонкими и сложными

артикуляционными укладами, произношение которых предполагает

тонкую мозаику сокращенных и расслабленных мышечных

пучков и групп волокон.

Так, мы не наблюдали ни одного больного с двусторонним

центральным парезом языка, у которого не была бы расстроена

артикуляция звука р. Этот звук утрачивал вибрирующий характер,

а нередко и звонкость, и заменялся щелевым звуком с преимущественно

переднеязычным местом образования.

Часто изменяется и артикуляция звуков л, ш \\ к Твердый л

смягчается, так как исчезает активный прогиб спинки языка вниз,

а когда исчезает приподнятость краев языка и смычка приподнятого

кончика языка с твердым нёбом, то л начинает звучать как плос-

кощелевой более или менее звонкий звук с довольно широким и

мало определенным фокусом образования. Звуки шиж тоже

смягчаются или артикулируются всей поверхностью спастического

языка, что акустически мало отличается от того, что выходит

у больного в попытках артикуляции звуков р и л. В артикуляции

звука ц обычно подчеркивается его щелевой компонент, а

примерно в 20% случаев звук ц просто заменяется его щелевым

компонентом... В половине всех случаев произнесения звука ч

тоже подчеркивается его щелевой компонент., а иногда ч заменяется

щеДевым звуком полностью...

Значительно реже... смычные звуки п> п\ б, б\ к, к' и другие

заменяются щелевыми.

Мягкие звуки устойчивее в речи больных, чем их твердые пары.

Это и понятно, так как артикуляционные уклады мягких звуков

ближе к нейтральной позиции языка. Они не требуют произвольного

прогиба спинки языка вниз. Такие твердые звуки, как му н,

ру Л, бу ду в, Зу произносятся некоторыми больными смягченно.

Таким образом, артикуляционные симптомы паретического

состояния мышц, другими словами, симптомы выпадения, очень

сходны при бульбарной и псевдобульбарной дизартриях. Но имеются

и отличия, обусловленные разным характером пареза.

Периферические вялые парезы при бульбарной дизартрии,

распределяющиеся неравномерно по отдельным мышечным группам

артикуляторного аппарата, проявляются в избирательных

расстройствах артикуляции. В одних случаях щелевыми заменяются

только губные смычные звуки, в других — только заднеязычные

смычные, в третьих — переднеязычные смычные.

Спастический центральный характер пареза при псевдобульбарной

дизартрии проявляется тоже в избирательности артикуляторных

нарушений, но совсем другого типа. Во всех случаях

псевдобульбарной дизартрии избирательно страдают наиболее

сложные и дифференцированные по своим артикуляционным

укладам звуки ру лу щ, х, цу ч.

Эта характерная для псевдобульбарной дизартрии избирательность

артикуляторных расстройств сочетается с не менее характерным

избирательным нарушением произвольных движений, а

не движений вообще, как при бульбарной дизартрии (произвольных

и непроизвольных).

В некоторых случаях псевдобульбарной дизартрии расстройства

произвольных движений губ, щек, языка, нижней челюсти,

мягкого нёба и глотки контрастируют с возможностью сложных

эмоциональных выразительных движений. Радость, горе, удовольствие,

переживаемые больным, реализуются в нормальных мимических

движениях.

Псевдобульбарная дизартрия и анартрия у детей. Частота диагноза

«псевдобульбарная» дизартрияв детской речевой патологии

заставляет остановиться на этой клинической форме.

Выявление «псевдобульбарной» дизартрии у детей, страдающих

детским церебральным параличом, имеет практическую значимость

даже при ее незначительной выраженности. Монотонность

речи, нарушения ее плавности и невнятное произнесение

звуков могут мешать в ряде случаев развитию навыков письма и

чтения и задержанному формированию интеллектуальных функций

(Эйдинова М. Б., Правдина-Вина)рская Е. Н., 1959)...

Для выявления легких форм детской «псевдобульбарной»

дизартрии имеет значение хорошо собранный ранний анамнез.

У детей, бывших под нашим наблюдением, предвестниками

будущей дизартрии были расстройства сосания: дети

поздно, на 7—20-й день брали грудь, сосали слабо, поперхи-

вались. Они мало и слабо кричали, голос у некоторых уже в

крике имел носовой оттенок. Дети смеялись и плакали не так,

как их сверстники. С возрастом выявлялись расстройства жевания

и слюно!ечения.

Такого рода анамнестические сведения подкреплялись данными

неврологического обследования, вскрывавшего характерные

черты спастических параличей в речевой мускулатуре:

нарушения произвольных, в том числе речевых, движений

при сохранности двигательных автоматизмов более низких

функциональных уровней (например, плача, кашля, облизывания

испачканных губ и т. п.); трудности произвольного расслабления

мышц и произвольного дыхания с изменениями

по речевой инструкции длительности вдоха и выдоха, направления

воздушной струи то через рот, то через нос. Пирамидные

спастические параличи при «псевдобульбарной» дизартрии

у большинства детей сочетаются с разнообразными

гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух

такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно-,

нередко она характеризуется повышенной громкостью и напряженной

замедленностью.

Иногда дизартрия в клинике детского церебрального паралича

достигает степени анартрии. В этих случаях связывание речевой

патологии детей с псевдобудьбарным синдромом становится

еще условнее.

Далеко идущие системные последствия дизартрии в детском

возрасте имеют место в большей или меньшей степени у всех

детей. И в этом принципиальное отличие детской дизартрии от

дизартрии взрослых. Диагноз любой формы дизартрии в детском

возрасте, не только «псевдобульбарной» должен быть дополнен

анализом вторичных системных последствий первичного очагового

поражения мозга.

Экстрапирамидная дизартрия. Эта форма дизартрии, наряду с

псевдобульбарной, относится к числу наиболее частых. Она обусловливается

очаговыми поражениями таких ядер, как хвостатое,

чечевичное (скорлупа и бледный шар), таламус, субталамичес-

кие, красная, черная субстанции, а также их связей с другими

структурами мозга. Как известно, при поражениях экстрапирамидной

системы возникают расстройства локомоции, мышечного

тонуса и тонической позной активности, врожденных автоматизмов,

в том числе различных мышечных синергии; появляются

гипо- и гиперкинезы (хореоатетозы, тремор, миоклонии). Экстрапирамидные

гиперкинезы подчас имеют тенденцию к исчезновению

в процессе выполнения произвольных движений.

От перечисленных расстройств зависит патогенез экстрапирамидной

дизартрии и ее отдельных клинических вариантов. У

больных наблюдаются расстройства темпа речи, то его ускорение,

то замедление, нередко неравномерное во времени; внезапные

и постепенно развивающиеся остановки речевой продукции;

разнообразные стереотипии и персеверации (отдельных

звуков, слогов, слов). Изменяется голос: он может быть слабым,

глухим, неопределенного тембра, с колеблющейся звонкостью.

Артикуляция звуков может быть невнятной, как бы оборванной,

в других случаях она достаточно разборчива при резких нарушениях

речевой просодии.

Мозжечковая дизартрия. Характерным симптомом очаговых

поражений мозжечка и его проводящих систем считается нарушение

плавности речи — ее так называемая скандированность.

Другими словами, это диспросодия, в первую очередь с ненормативной

ритмикой речи. Кроме того, страдает и внятность речи,

т.е. суперсегментные расстройства сочетаются с сегментными.

Больк (1902, 1906) считал, что к функциям фонации и артикуляции

имеет отношение передняя доля мозжечка. Физиологи

связывали разные отделы червя с функцией голосообразования.

По мнению некоторых клиницистов (Холмс, 1922; А. С. Пен-

цик, Л. А. Синегубко, 1936), нарушения речи возникают при преимущественных

поражениях червя мозжечка.

Обсуждая патогенез мозжечковой дизартрии, М. Б. Кроль (1933)

считал возможным рассматривать скандированность речи, а также

ее монотонность, скандированность, взрывчатость, замедлен

ность как следствие проявлений мозжечковой атаксии, адиадо-

хокинезии и асинергии в мышцах речи. С атаксией связывал

скандированную речь мозжечковых больных и Л. Б. Литвак (1959).

По его мнению, мозжечковая атаксия в речи проявляется зат-

руднением, замедлением и толчкообразностью, эксплозивным характером

голоса, отсутствием его правильной модуляции, равномерной,

но независимой от смысла акцентуацией потока речи,

что и делает ее похожей на скандирование латинских стихов.

По данным И. М. Иргера (1959), дизартрия с наличием скандированной

речи развивается при обширных поражениях мозжечка:

его правого полушария, правого полушария мозжечка и

червя, обоих полушарий.

Lecours, Lhermitte (1979), рассматривая мозжечковую дизартрию,

обращают внимание на десинхронизацию элементов мышечных

синергии, используемых в речи (особенно гортанных),

уменьшение речевой продукции в единицу времени, нарушение

плавности и замедление ее темпа вследствие увеличения времени

произнесения фонетических единиц и появления пауз между

ними, фонетически немотивированные колебания громкости,

звучности и структуры согласных и гласных.

Наши наблюдения подтверждают данные литературы о том,

что в основе мозжечковой дизартрии лежат те же явления адиа-

дохокинезии, дисметрии, асинергии и интенционного тремора,

которые наблюдаются в движениях конечностей больных.

Дискоординация речевых движений относится к числу самых

чувствительных симптомов очаговой мозжечковой недостаточности.

Среди симптомов дизартрии, прежде всего, нужно отметить

напряженность речи, которая констатируется на слух и проявляется

в поведении больных. Нередко они сидят в напряженной

позе, говорят с усилием, что сопровождается вазомоторными

реакциями и потливостью. Больные устают от речи и

начинают от нее воздерживаться. По-видимому, напряженность

речевыхдвижений — прямое следствие дискоординации работы

отдельных мышц, когда одновременно иннервируются аго-

нисты и антагонисты и, наоборот, функциональные синергис-

ты вступают в действие не одновременно. Характерным

примером дискоординации ведущей к напряженности речи,

может служить нередкое удлинение времени произнесения

слогов речи при неизменной или даже возросшей степени их

редукции. Другими словами, увеличение длительности слога

сочетается не с возрастанием контраста между антагонистически

работающими мышцами в начале слога (согласный) и в

конце слога (гласный), а с его уменьшением. Такая дискоординация

речевых движений с замедлением времени переключения

с иннервации тех или иных мышечных групп на иннервацию

антагонистических (адиадохокинез), естественно ведет

к замедлению темпа речи.

Перечисленные особенности просодической стороны речи у

больных с поражениями мозжечка делают ее невнятной и недостаточно

членораздельной — дизартричной.

Характерным симптомом мозжечковой дизартрии являются

нарушения плавности речи, что в литературе обозначается термином

«скандированность».

Речь больных не является метрически организованной, а ги-

перметричное выделение элементов не имеет мерного характера

и осуществляется вразнобой и разнообразным набором средств

(длительностью, громкостью, высотой тона, качеством тембра,

комбинацией нескольких средств).

Корковая дизартрия. В литературе встречается термин «корковая

дизартрия». Существование этой формы речевой патологии

признается не всеми авторами. Нередко этим термином обозначаются

весьма различные расстройства. Часто корковую дизартрию

приравнивают к проявлениям моторной афазии.

Очаговые поражения коры головного мозга клинически проявляются

расстройствами внешней речи не только афазическо-

го, но и относительного более элементарного моторного типа.

Эти моторные расстройства речи коркового уровня могут быть

обозначены как корковые дизартрии.

Исходя из того, что в коре мозга различают моторные зоны

разного функционального значения — проекционные и вторичные

праксические, можно думать, что понятие корковойдизартрии

является собирательным. Очень вероятно, что существуют

формы корковой дизартрии, обусловленные спастическим парезом

артикуляторных мышц (Bay, 1967) и обусловленные апрак-

сией {Nathan, 1947).

Можно предполагать наличие по крайней мере двух клинических

форм апраксической дизартрии: при одной из них распадаются

кинестетические топологические схемы артикуляции, при

другой — нарушается топологическая последовательность артикуляторных

движений. Первую из этих форм, очевидно, следует

искать у больных с кинестетической апраксией, а вторую — у

больных с кинетической апраксией.

Постцентральная апраксическая дизартрия. У больных этой

формой корковой дизартрии при неврологическом обследовании

часто, но не обязательно, наблюдаются правосторонний спастический

гемипарез.., расстройства кожной и мышечно-суставной

чувствительности на той же половине тела, апраксия в движениях

руки и оральная апраксия с характерными «поисками» требуемого

движения, расстройства пространственных ориентировок

и различные проявления афазии.

Подчеркнем, что в редко встречающихся «чистых» случаях по-

стцентральной апраксической дизартрии у больных может не быть

никаких афазических расстройств. Они свободно понимают устную

и письменную речь, не испытывают никаких затруднений в

процессах письма и так называемой внутренней речи. Нарушена

у них лишь исполнительная двигательная сторона таких речевых

актов, как собственная речь, повторение и чтение вслух.

Артикуляторная апраксия...проявляется, с одной стороны,

неверной и нечеткой артикуляцией звуков, а с другой — активными

поисками правильной артикуляции, что делает речь неплавной

и расчлененной. В самых легких случаях постцентральной

апраксической дизартрии нарушения плавности речи, за

которыми скрываются «апраксические поиски», становятся ведущими

в клинической картине. Поэтому начальные или, наоборот,

остаточные формы постцентральной апраксической дизартрии

иногда могут быть приняты за заикание.

При этой форме корковой дизартрии нарушения артикуляции

отличаются от имеющих место при бульбарной, псевдобульбарной,

а также и корковой премоторнойдизартриях. Прежде

всего трудности произнесения согласных резко преобладают над

трудностями произнесения гласных.

Такой клинический симптом постцентральной артикулятор-

ной апраксии, как поиски артикуляции, являются поисками комплекса

команд, необходимых для артикуляции слога с определенным

количественным и качественным составом признаков

слогового контраста. Эти комплексы артикуляторных команд и

выступают в роли искомых артикулем.

Трудности воспроизведения в составе слова конкретных слогов

русской речи обнаруживаются литературными парафазиями,

которые не всегда бывают полными. У всех больных имеют место

и частичные замены согласных в составе слога. Внешне это выражается

в произнесении нужного звука либо косноязычно, искаженно,

либо с предшествующим или последующим призвуком.

Степень... нарушений артикуляции тоже непостоянна и выражается

то в полных, то в частичных литеральных парафазиях

согласных звуков... Один и тот же согласный звук может быть и

заменяемым, и заменяющим. Этот факт свидетельствует о том,

что трудности больных состоят именно в дифференциации артикуляционных

укладов согласных, в их выборе...

Премоторная апраксическая дизартрия. При очаговых поражениях

премоторного отдела мозга доминантного полушария топологически

организованные во времени двигательные навыки

теряют свое единство и автоматизированность. Они распадаются

на отдельные составляющие их движения, которые приобретают

персевераторный характер.

Возникающая кинетическая апраксия может быть охарактеризована,

по Н. А. Бернштейну, следующими признаками. Движения

больного неловки, замедленны, лишены непринужденной

непосредственности.

При этом расстройства речи возникают часто и в большинстве

случаев бывают комплексного характера: премоторная ап-

раксическая дизартрия сочетается с явлениями моторной афазии.

К ним относятся замедленность и напряженность речи,

бедность активного словаря, аграмматичное построение речи

вплоть до так называемого «телеграфного стиля», характерные

нарушения чтения и письма.

При очаговых поражениях премоторной области левого полушария

у больных может наблюдаться кинетическая апраксия с

расстройствами временной топологии двигательного навыка не

только в движениях языка, губ и щек, но и в специализированных

артикуляторных движениях этих последних мышечных органов.

Артикуляторные движения становятся напряженными, замедленными,

инертными, целостные артикуляторные навыки

распадаются на составляющие их элементы, переключение с одного

из этих элементов на другой затрудняется, появляются персеверации.

Эти расстройства артикуляторных движений клинически обнаруживаются

специфическими фонетическими нарушениями —

частичными и полными заменами звуков, их вставками и пропусками.

Распад навыков плавной артикуляции целостных слов и их

сочетаний делает речь больных с премоторной корковой дизартрией

неплавной. Такую речь иногда называют послоговой.

Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия. Поскольку нами

принято рабочее определение дизартрии как невнятной, «смазанной

» речи, следует остановиться на описании еще одной клинической

формы.

Структуры лимбико-ретикулярного комплекса (ретикулярная

формация ствола, в том числе среднего мозга, ряд гипотала-

мических и таламических ядер, гиппокампальные и поясные

извилины коры полушарий и пр.) нередко называют неспецифическим

энергетическим блоком мозга, обеспечивающим

необходимый уровень возбудимости или активности специфических

— чувствительных и двигательных его отделов. Понимаемая

таким образом неспецифичность лимбико-ретику-

лярных структур обнаруживается в клинике своеобразными

формами дизартрии, обозначаемых нами по наиболее частой

локализации очага поражения как мезенцефально-диэнцефаль-

ная дизартрия.

Синдром представляет крайнюю степень снижения речевой

активности...

Опишем стадии развития этого синдрома.

Преходящее снижение речевой активности. Речь больных на этой

стадии напоминает речь утомленного человека. В основном они

жалуются на усталость от речевых усилий, особенно в процессе

монологов. На слух слушателя такая речь недостаточно звучна,

внятна, выразительна; монотонна, т. е. дизартрична. Кроме этих

дизартриеподобных симптомов,наблюдаются отдельные замены

и персеверации фонем и целых слов, упрощенность грамматического

строя речи и тенденция к использованию привычных

речевых оборотов и автоматизмов. Даже кратковременный отдых

улучшает качество речи, поэтому больные говорят замедленно,

с затянутыми паузами.

Постепенное снижение речевой активности. Все нарушения

речи, в том числе и ее дизартричность, становятся более или

менее стабильными. С одной стороны, они усугубляются при

утомлении, а с другой — становятся менее выраженными или

даже исчезают при эмоциональной заинтересованности больного

в теме беседы. Испытывая постоянные трудности в процессе

речевого общения, больные начинают его избегать. Появляются

и некоторые трудности в восприятии речи, особенно при одновременном

разговоре нескольких людей. Если больной концентрирует

внимание на одном собеседнике, то все, что говорят другие

от него ускользает. При речевом утомлении все чаще

констатируются персеверации, эхолалии и вегетативные признаки

общего утомления в виде потливости, сосудистых реакций и

т.п. Больные все больше времени проводят в постели, перестают

слушать радио и смотреть телепередачи и даже постепенно теряют

интерес к газетам и книгам.

Постоянное снижение речевой активности с эпизодами мутиз-

ма. Общая и речевая аспонтанность нарастает. Больные переходят

на постельный режим.

Спонтанно в речевой контакт больные вступают редко, хотя

им вполне доступна диалогическая речь на личностно значимые

темы. Отвечают они обычно по существу, но лаконично. Голос у

них тихий, речь отличается замедленностью, монотонней и нечеткой

акцентуацией. Артикуляция звуков невнятная. Дизартричность

речи нарастает при затягивании беседы, возникают

паузы, персеверации, эхолалии, учащаются замены фонем и слов,

временами речь становится шепотной или, оставаясь достаточно

звучной, оказывается полностью неразборчивой.

Иногда развиваются эпизоды мутизма длительностью в несколько

минут, после которых дизартричность речи резко нара-

283

стает и сохраняется в течение нескольких часов. Постепенно

эпизоды мутизма учащаются и удлиняются.

Составляя рассказна основе сюжетной картинки, больные

обычно ограничиваются перечислением изображенных на ней

предметов, а пересказывая текст, — кратким сообщением его

смысла. Если же удается создать у больных эмоциональную заинтересованность

в выполнении заданий, то качество рассказов

и пересказов значительно улучшается: больные, хотя и лаконично,

но связно передают содержание картинки и сообщает о деталях

прослушанного текста.

Стабилизирующийся акинетический мутизм. Больные безмолвно

проводят весь день в постели. На вопросы они отвечают, но

тихо, монотонно и почти неразборчиво. Высказывания фрагмен-

тируются не соответствующими смыслу паузами, которые по мере

продолжения беседы затягиваются, речь становится неразборчивой

и переходит в беззвучное артикулирование. Целенаправлено

и повторно побуждая больного, всегда можно добиться громкого

и внятного произнесения им любого звука и любого слова.

В ситуациях повышенной эмоциональности или при необходимости

удовлетворения насущных физиологических потребностей

констатируются и спонтанные высказывания достаточной

внятности.

Кроме трудностей порождения высказывания и реализации

его во внешней речи, наблюдаются и некоторые трудности понимания

больными речи окружающих, особенно, если она ведется

в быстром темпе и характеризуется лексико-грамматической

сложностью.

Содержательный пересказ прослушанного текста или составление

рассказа по сюжетной картине при психологическом обследовании

уже недоступны, хотя, судя по односложным ответам

больных, видно, что смысл текста или картины они поняли...

Полный акинетический мутизм. Больные полностью пассивны

в постели, неопрятны. Пищу принимают неохотно и лишь в том

случае, когда она вкладывается в рот. Никаких просьб они не

выражают, на появление близких отвечают легкой эмоциональной

мимической реакцией, на вопросы реагируют легкими жестами,

опусканием век, покачиванием головы... Другими словами,

для больных возможны лишь паралингвистические способы

коммуникации.

Состояние акинетического мутизма при утяжелении очагового

поражения переходит в сопор, а затем и кому...

Винарская Е. Н., Пулатов А. М.. Дизартрия и ее

диагностическое значение в клинике очаговых поражений

мозга. — Ташкент, 1989. — С 9—105.

284

Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова

Развитие фонетико-фонематической

стороны речи / дошкольников

со eyedrop фермой дизартрии

Особенности фонетико-фонематических нарушений

у дошкольников со стертой формой дизартрии

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений

при стертой форме дизартрии (Г В. Гуровец, С. И. Маевс-

кая, Р И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович и др.),

отмечается, что|фонетико-фонематические нарушения являют-

ся распространенными, имеют стойкий характер, сходны по сво-

им про^вле™

представляют значительные т^удност^

диагжэс™ "оказывают отрицательное влия-

нйе^Т'фор^гирование и развитие других сторон речи, затрудняют

процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Особенности фонетических нарушений

Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой

формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны

речи. Фонетический^уровень составляет материальную, основу

языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству

других, более высоких уровней этой сист

"В ^исс^тедованияха посвященных состоянию речи при стертой

форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение,

смазанность речи, B_jpj^^^yaae&^^ назализацией,

различные фонационные; ил^о£9Дические расстройства

(ОГДГТбкарёва^ТПйГГТ^артъшова, Г В. ТуровГцГ^лИТ^1^№ская

и др.).

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в

органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны

черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного

звукообразования, определяют разнообразие и особенности

фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии,

которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-

мышечного аппарата органов артикуляции.

По мнению многих авторов (О. А. Токарева, Е. Ф. Соботович,

А. Ф. Чернопольская, Г В. Гуровец, С. И. Маевская и др.), нару-

285

шения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой

формой дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях, в

заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является

упрощение артикуляции,когда сложные звуки заменяются более

простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам:

щелевые — взрывными, звонкие — глухими, шипящие — свистящими,

твердые — мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие

их звуковые элементы.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное_взаи-

м о д е и с т ъ ^ ^

просод^ средства о]£о£мления

высказывания (темп, ритм, ударение, интонация), тесным o^ga-"

зом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание,Лак

и отношение говорящего к содержанию^ У детей со стёртой фор1

мой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость,

внятность, эмоциональный рисунок речи.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволило

выявить особенности фонетических нарушений у детей дошкольного

возраста со стертой формой дизартрии.

Исследование состояния звукопроизношения показало, что для

этих детей характерно полиморфно^ нарушение звукопроизношения.

Наиболее распространенными/ них-^врю нарушение про-

изношениУт^х f j f f i n ^. Во

всех случаяЯ^отмечалось нарушение произношения группы свистящих

звуков. Среди других групп звуков чаще оказывались нарушенными

шипящие звуки, р, л, а сохранными — заднеязычные

и звук й.

Анализ экспериментальных данных показал, что количественная

характеристика нарушений произношения различных фонетических

групп звуков у детей со стертой формой дизартрии

не совпадает с количественной характеристикой неправильного

произношения звуков речи у дошкольников в целом (см..

Александровская М. А., 1955). По данным нашего эксперимента,

распространенность нарушений всех групп звуков у дошкольников

со стертой формой дизартрии больше, чем по данным

М. А. Александровской. Количественные соотношения по

группам звуков также не совпадают. Если у детей-дошкольников,

по данным М. А. Александровской, количество нарушений

определяется артикуляторной сложностью звуков, то у детей дошкольного

возраста со стертой формой дизартрии в нашем эксперименте

эти соотношения несколько иные.

Распространенность нарушений произношения различных

групп звуков у детей со стертой формой дизартрии характеризуется

определенными особенностями, которыеобусловлены слож-

ным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов

у данной категории детей. Наиболее распространенными

здесь являются нарушения произношения свистящих звуков.

На втором месте по распространенности — нарушения

произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения

звуков л, р-р и переднеязычных т, д> н. Это свидетельствует

о том, что распространенность нарушений звукопроизношения

отдельных групп звуков у детей со стертой формой

дизартрии определяется не только артикуляторной сложностью

звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически

близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артику-

ляторно более сложные, но акустически противопоставленные

соноры р и р\ По-видимому, вследствие тормозящего влияния

речедвигательного анализатора у детей со стертой формой дизартрии

задерживается и слуховая дифференциация звуков отсутствующих,

заменяемых или искажаемых в произношении.

Наиболее характерными для детей со стертой формой дизартрии

являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно

в искажении и отсутствии различных групп звуков.

На втором месте по распространенности стоят звукопроизноси-

тельные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений

нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения,

характеризующиеся одинаковым видом искажений

различных групп звуков. Менее распространенными оказываются

звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных

искажениях и заменах звуков. В общей сложности

искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием

и заменами) отмечались у всех детей со стертой формой

дизартрии. Случаи замен и отсутствия звука не наблюдалось.

Среди искажений в группе свистящих, шипящих,

переднеязычных звуков и звука л самым распространенным является

межзубное произнесение, среди искажений звуков р-р9 —

велярный ротацизм.

У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами

звукопроизношения, выявились нарушения интонационной

выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения

интонационных структур предложения. При этом

наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной

интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной

структуры, предполагающее в данном случае слухопроизно-

сительную дифференциацию повествовательной и вопросительной

интонации, вызывает значительные трудности у детей. При

этом более нарушенным оказывается процесс слуховой диффе-

287

ренциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной

реализации.

Особенности фонематических нарушений

Ряд авторов отмечает, что в основе некоторых звукопроизно-

сительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия,

которые могут оказаться производными, т.е. носить

вторичный характер (Е. Г Корицкая, В. С. Минашина, Е. Ф. Собо-

тович и др.). Как указывает Р Е. Левина, «такое явление наблюдается

при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических

и двигательных поражениях органов речи». Элементы

вторичной недостаточности ярко проявляются у детей с

псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности

зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с

дизартрией трудно выполнимыми оказываются различение близких

по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор

картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. Таким образом,

мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние

на звуковое восприятие всей звуковой системы данного

языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой дизартрией

имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их

смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования

четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более

усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение

собственного неправильного произношения и произцоше-

ния окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной

артикуляции с целью достижения определенного акустического

эффекта.

Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептивном,

так и на фонематическом уровне) у детей со стертой формой

дизартрии и до настоящего времени остается недостаточно

изученной. При овладении звукопроизношением сенсорный и

моторный компоненты речи образуют единую функциональную

систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов

речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушений функции

речедвигательного анализатора между сенсорными моторным

компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся

от существующих в норме.

Как показало наше исследование, у дошкольников со стертой

формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов

приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными

признаками звуков. Таким образом, создается помеха

для их различения. Речедвигательный анализатор в данном

288

случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной

речи, создавая вторичные осложнения в слуховой диференциа-

ции звуков. |В свою очередь вдсутствиец четкого сл^

ngwrrirajf^

произноситедьньис.дефектов ]з речи. ТГоэтому решение проблемы

имеет существенное значение в процессе разработкит методов

коррекционно-логопедического воздействия.

Методика преодоления фонетических нарушений

у дошкольников со стертой формой дизартрии

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной

сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного

акта, особенности нарушений моторных функций,

артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных

типов слогов у дошкольников со стертой формой дизартрии,

мы разработали методику коррекции нарушений ручной

и артикуляторной моторики в процессе преодоления

звукопроизносительных нарушений и последовательность использования

речевого материала для формирования правильной

артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в различных

условиях произношения.

Основное внимание в данной методике уделялось формированию

кинестетической основы движений рук и артикуляторных

движений. Система'упражнений по развитию моторной

функции предусматривала одновременное воздействие на

кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую

и динамическую координацию движений, формирование

различных уровней движений и постепенное их усложнение.

Пчэскол^

тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроиз-

ношения и просодики) и поскольку у детей с^<е6^тв*рфврмой

элементов речд,. РШМйЯТММ методику,^

т о Ж ^ ^

лингвистические представления об интонации^ а также осоВен-

ност!Пшто структуры предложений в речи йсследуе-

мб^^тёщдаи д а р е й -

Работепо_^^

речи предшествует ритмические удражнения, Они подготавливают

"к восприятию интонационной выразительности, спосоВно-

сти "ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического

ударения, правильного членения фраз. ^

Методика преодоления фонематических нарушений

у дошкольников со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений

у доппготтыщтгоДро стертой формой пптардрии осуществляется

с учетом сов^мганых^ррдставлёь1ий о многоуровневой

структуре процесс^восгшйяти^речш^'с ^четом соотношения

элементарных и высишх 1|с^ическюь^фун^ций в процессе развития

ребенка и наганых/данкых об этапах развития фонематических

функций в с^тоге^езеГОсобое^нимание в^етодике фор-

миЕОВЗЖЩ восприятия устной речи направлено на развитие

дифференциации как смыслоразличительных (фонематических)

признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличитель-

ными (фонетических). г

Развитие лексико-грамматической стороны

речи у дошкольников

со стертой формой дизартрии

Особенности лексико-грамматического строя речи

у дошкольников со стертой формой дизартрии

В исследованиях ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Г В. Гуро-

вец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Собо-

тович, Л. В. Лопатина и др.) отмечается, что у детей со стертой

формой дизартрии, наряду с ведущими расстройствами фонетической

стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического

строя речи.

Особенности лексики

В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников

с речевой патологией придается большое значение...

Однако вопрос об особенностях лексики у дошкольников со стертой

формой дизартрии недостаточно изучен.

При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией

перспективным и значимым является психолингвистический

подход, современные представления о процессе развития

лексики и о различных аспектах ее изучения: о структуре значения

слова, о ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и

особенностях их формирования в рнтогенезе (Л. С. Выготский,

290

А. А. Леонтьев, Н. А. Уфимцева, А. М. Шахнарович, Г А. Чере-

мухина, Л. В. Сахарный, А. Р Лурия, С. Н. Карпова, И. Н. Колобова

и др.)...

Экспериментальное исследование, проведенное нами с учетом

указанных теоретических положений, позволило сделать следующие

выводы об особенностях лексики у детей дошкольного

возраста со стертой формой дизартрии.

В процессе усвоения значения слова ребенок-дошкольник

прежде всего овладевает денотативными признаками семантической

структуры слова. По мере развития процессов классификации,

развития лексической системности в значении слова начинают

осознаваться и понятийные, лексико-семантические

признаки.

У дошкольников со стертой формой дизартрии отмечается

задержка в развитии семантической структуры слова, отклонения

в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов

значения, особенности обобщающих слов (в пользу

преобладания денотативного компонента).

У детей 6—7 лет активно формируются семантические поля,

однако дифференциация внутри семантического поля еще не

сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются

потенциальные возможности такой дифференциации,

у детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации

элементов семантического поля отсутствуют.

Исследованием выявлен более низкий, по сравнению с нормально

развивающимися дошкольниками, уровень выполнения

многих заданий: на переименование предметов (Л. С. Выготский),

объяснение значений слов, особенно слов обобщенного

значения, на усвоение грамматического значения слова, дифференциацию

слов, сходных по семантике.

Так, сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым

развитием и детей со стертой формой дизартрии при

объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных

различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих

слов и, таким образом, о их различной структуре.

В процессеопределения слова детьми с нормальным речевым

развитием денотативные признаки использовались лишь в

16,7 % случаев, в то время как у детей со стертой формой дизартрии

они имели место в 58 %, т. е. являлись доминирующими

(овощи — в земле растут, мебель — сделана из дерева).

При объяснении значения слов дети 6—7 лет со стертой формой

дизартрии преимущественно используют денотативные признаки,

что свидетельствует об их преобладании в структуре значения

слова.

Использование понятийных (лексико-семантических) признаков

наблюдалось в преобладающем количестве ответом детей с

нормальным речевым развитием и лишь у относительно небольшого

количества детей с речевыми нарушениями.

Дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно

подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы

по русскому языку, предпосылками овладения которой

является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова.

Поэтому очевидна необходимость перестройки логопедической

работы в группах дошкольников со стертой формой дизартрии

по формированию лексики путем целенаправленного воздействия

на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание

слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического

и грамматического значения.

Особенности грамматического строя речи

Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматического

строя речи у детей со стертой формой дизартрии (Е. Ф. Собо-

тович, Л. В. Лопатина). Однако вопрос о его особенностях до

настоящего времени остается одним из наименее изучаемых в

логопедии.

С точки зрения уровня несформированности грамматического

строя речи, категория детей Со стертой формой дизартрии

характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики:

от незначительной задержки формирования морфологической

и синтаксической системы языка до выраженных аграмма-

тизмов в экспрессивной речи.

Отмечается, что основным механизмом несформированности

грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии

является нарушение дифференциации фонем, что вызывает

трудности различения грамматических форм слова из-за нечеткости

слухового и кинестетического образа слова и особенно

окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая

система языка, формирование которой тесно связано с

противопоставлением окончаний по их звуковому составу.

Методика развития лексики у дошкольников

со стертой формой дизартрии

Учитывая особенности лексики у детей со стертой формой

дизартрии и современные психолингвистические представления

о закономерностях формирования лексики в онтогенезе... мы

разработали методику коррекции нарушений лексического раз-

вития. Основное внимание в данной методике уделяется формированию

ориентировки на семантическую структуру слова, на

организацию лексико-семантических полей, на развитие парадигматических

и синтаксических связей слова и актуализацию

словаря.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования,

в данную методику...были включены задания на

словообразование, целью которых является уточнение структуры

значения слова, овладение системой грамматических значений,

закрепление связей между словами.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

со стертой формой дизартрии

Формирование словоизменения

Развитие словоизменения у дошкольников со стертой формой

дизартрии осуществляется с учетом онтогенетической последовательности

появления форм слова у детей (дифференциация

именительного падежа единственного и множественного

числа, закрепление форм винительного, родительного, дательного,

творительного) сначала беспредложных, затем конструкций

с предлогами (предложного падежей)...

Лопатина Л. С, Серебрякова Н. В.. Логопедическая

работа в группах дошкольников со стертой формой

дизартрии. — СПб, 1994. — С. 3—8, 36—42.

Раздел 4. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Ф. А. Ивановская

О методике занятий при некоторых

расстройствах голоса

Основанием для построения методики является положение о

целостности.функционирования всего речевого аппарата: дыхания,

голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии

и координировании этого взаимодействия корой головного

мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят

наши теоретики,специалисты в области фониатрии. Так, проф.

Работнов в одной из своих книг пишет: «Голосовая функция человека

тесно связана с дыхательной, так как с анатомической

стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами

», а проф. Заседателев в книге «Научные основы постановки

голоса» указывает: «Работа органов артикуляции значительно

облегчает работу горта«и и делает ее более спокойной».

Исходя из этого, больной путем соответствующих бесед приводится

к спокойному, уравновшенному настроению и активно

и целенаправленно включается в работу над голосом. Правильно

организованное дыхание и артикуляция (вначале как одни движения,

потом как шепот) служат основой для постепенного и

осторожного включения голоса. Залогом успеха является постепенность

в нарастании трудностей, точная дозировка заданий,

сохранение основного дидактического правила — от легкого к

трудному. В самом деле, тщетно пытаться вызвать голос сразу

одной просьбой: «скажите «а», громче, еще, протяните» и т. д.

Поэтому при восстановительной работе над голосом отводится

заключительный этап занятий, гласные звуки берутся после

согласных, звонкие согласные после глухих, громкая речь после

шепота. План занятий можно поставить следующим образом:

1. Вступительная беседа.

2. Гимнастика артикуляционного аппарата.

3. Дыхание.

4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных согласных

(ф, с, ш, х).

294

5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных

(в, з, ж, м, ну л, р), т.е. постепенное включение голоса.

6. Гласные.

7. Развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и

тембра.

8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной

речи и пении.

Более детально занятия складываются из следующих упражнений:

1. Г и м н а с т и к а а р т и к у л я ц и о н н о г о аппарата

ч е л ю с т и: а) опускание челюсти,

б) движение челюсти вправо — влево,

в) движение челюсти вперед;

губы а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,

б) подтягивание верхней тубы («пф»),

в) опускание нижней губы («вы-вы»),

г) натягивание губ на зубы при открытом рте;

язык: а) высовывание языка,

б) движение языка вперед и вниз за зубами,

в) движение языка вверх и вниз на губах,

г) круговое движение языка под губами,

д) укладывание языка«чашечкой»,

е) дутье на кончик языка,

ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,

з) промазывание широким языком нёба и др.

2. Дыхание

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое

«речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется

коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или

недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упорядочению

дыхания.

Вот несколько первых упражнений.

1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже

через нос.

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-

ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не настаиваем

на диафрагмальном дыхании для всех; каждому человеку

свойственен индивидуальный тип дыхания.

2. Вдох — небольшая задержка (1—2 сек.) — выдох.

3. Вдох через нос — задержка (1—2 сек.) — выдох через рот

(слегка приоткрытый).

4. Комбинированный вдох — задержка, выдох через нос.

5. Комбинированный вдох — задержка, выдох через рот (слегка

приоткрытый).

Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиняется.

Например, на «раз» — вдох, на «раз-два» — задержка, на

«раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет логопед.

Одновременно с дыхательными упражнениями начинается

подготовка к артикуляционным упражнениям:

1. Укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).

2. Укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).

3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого

звука).

4. Последовательные, движения губ, кончика языка и корня

языка на сочетаниях птк... птк...

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох

дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х, сначала отдельно

на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь возможны

различные вариации:

1) слоги со взрывными (пап, пат, пак),

2) слоги с проторными (фас, фат, фак),

3) слоги смешанные (паф, фап, cam).

Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и

больше. Например, вдох, на выдохе пап, вдох, на выдохе пап-

пап; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т.д. Гласные берутся только

артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении

сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз,

поговорок, скороговорок.

Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет,пика, кот, ток,

пакт, паук, кушак, факт*и т. д.

Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук.

Купи паштет и др.

Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов

бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по

полю летит и т.д.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются

голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым

ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь)

фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з)

и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно

вводятся звуки ж, л, р, н, м.

Для закрепления длительности звучания даются слоговые упражнения:

296

1. Ав ов VB ыв,

2. Аз оз V3 ыз,

3. Аж ож уж и т.д.

4. Пав паз паж пал пар пан пам

пов поз пож пол пор пон пом

пув пуз пуж пул пур пун пум

пыв пыз пыж пыл пыр пын пым

пив пиз пиж пил пир пин пим

пев пез пеж пел пер пен пем

и другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и

т. д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного

звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных прибавляются

упражнения в силе звука. Сначала тренируем усиление,

потом ослабление звучания и после этого совместные упражнения

в усилении и ослаблении:

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и

голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осторожным

включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется

первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции

и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.

Вот целый ряд таких упражнений:

вув ВОВ вэв выв вив вав

вуз воз вэз выз виз ваз

вуж вож вэж выж виж важ

вул вол вэл выл вил вал

вур вор вэр выр вир вар

вун вон вэн вын вин в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: