Конституционные альтернативы для новых демократий

Две основополагающие альтернативы, перед которыми оказы­ваются творцы новых демократических конституций, - это, во-первых, выбор между избирательными системами, основанными. соответственно, на принципе большинства и на принципе пропор­ционального представительства, и, во-вторых. - между парла­ментской и президентской формами правления...

Сравнительное изучение демократий показало, что тип изби­рательной системы значимым образом связан с развитием пар­тийной системы страны, с типом существующей в ней исполни­тельной власти (однопартийное или же коалиционное правитель­ство) и с отношениями между исполнительной властью и законо­дательным органом. В странах, где на выборах действует принцип большинства (на выборах общенационального уровня почти все­гда применяемый в одномандатных округах), скорее всего утвер­ждаются двухпартийные системы, появляются однопартийные правительства и существует доминирующее положение испол­нительной власти по отношению к соответствующим законода­тельным органам. Таковы основные особенности вестминстерской, или мажоритарной, модели демократии, при которой власть со­средоточивается в руках партии большинства. Напротив, пропор­циональное представительство скорее ассоциируется с многопар­тийными системами, коалиционными правительствами (часто вплоть до широких и всеобъемлющих коалиций) и с более урав­ненным соотношением исполнительной и законодательной вла­стей. Этими особенностями характеризуется консенсусная модель демократии, которая - в противоположность однозначному и без­раздельному правлению большинства - воплощает стремление к ограничению, разделению, разграничению и распределению вла­сти различными способами.


По поводу данных двух групп взаимосвязанных характеристик необходимо отметить еще три момента. Во-первых, зависимость между этими характеристиками обоюдная. Скажем, выборы, про­водимые на основе принципа большинства, благоприятствуют ут­верждению двухпартийной системы; но и существование двухпар­тийной системы благоприятствует сохранению мажоритарного принципа, дающего обеим главным партиям большие преимуще­ства, от которых они едва ли откажутся. Во-вторых, если при вне­дрении демократического политического строя хотят способство­вать утверждению в нем черт, характерных для мажоритарного его типа (принцип большинства, двухпартийная система и сильный, однопартийный кабинет) или же, напротив, для консенсусного типа (пропорциональное представительство, многопартийность, коали­ционные правительства и более сильный законодательный орган), то наиболее практически-целесообразным способом достижения этого является выбор соответствующей избирательной системы...

В-третьих, системы пропорционального представительства имеют существенные разновидности. Не вдаваясь во все техниче­ские подробности, полезно провести различие между крайним ва­риантом пропорционального представительства, при котором на пути небольших партий воздвигается мало барьеров, и умеренным его вариантом. Последний ограничивает влияние малых партий, применяя принцип пропорционального представительства не в больших округах и не в общенациональном округе, а лишь в малых округах, а также вводя оговорку о необходимости для партий на­брать определенный минимальный процент голосов, чтобы полу­чить представительство в выборном органе, как, например, 5%-й минимум в Германии. Голландская, израильская и итальянская системы являются примерами крайнего варианта пропорциональ­ного представительства, а германская и шведская - примерами его умеренного варианта.

Другая основополагающая альтернатива при выборе консти­туционного устройства - между парламентской и президентской формами правления - также влияет на приобретение политиче­ской системой мажоритарного или консенсусного характера- Пре­зидентская форма правления оказывает на партийную систему и на тип исполнительной власти влияние, идущее в направлении


мажоритарной, а на отношения исполнительной и законодатель­ной властей - в направлении консенсусной модели. Президентские системы, формально отграничивая друг от друга исполнительную и законодательную власти, обычно способствуют их примерному равновесию. В то же время президентская форма способствует складыванию двухпартийной системы, так как президентство - са­мый большой политический приз и выиграть его имеют шансы лишь крупнейшие партии. Данное преимущество, которым об­ладают большие партии, часто остается за ними и на выборах в законодательный орган (особенно при одновременном их прове­дении с президентскими), даже если они проводятся по правилам пропорционального представительства. При президентской форме правления обычно формируются кабинеты, составленные единст­венно из членов правящей партии. По сути дела. президентские системы концентрируют исполнительную власть в еще большей степени, чем это происходит при образовании парламентом одно­партийного кабинета, - они сосредоточивают такую власть не про­сто в руках одной-единственной партии, но в руках одного-единственного лица.

В объяснение уже сделанного в прошлом выбора

...Каковы главные преимущества и недостатки принципа большинства принципа пропорционального представительства, а также президентской и парламентской форм?.. Наиболее отчетли­во выраженные примеры сочетания президентской формы с прин­ципом большинства дают Соединенные Штаты, а также демокра­тии. испытавшие сильное их влияние, - такие, как Филиппины и Пуэрто-Рико. Латиноамериканские страны в подавляющем боль­шинстве избрали системы, сочетающие президентскую форму с пропорциональным представительством. Парламентско-мажори-тарные системы существуют в Соединенном Королевстве и многих бывших британских колониях, включая Индию, Малайзию, Ямайку, а также страны т.н. Старого Содружества (Канаду, Австралию и Новую Зеландию). Наконец, системы, сочетающие парламентскую форму правления с пропорциональным представительством, скон­центрированы в (континентальной) Западной Европе...


Четыре основные типа демократии

Парламентская форма правления
Президентская форма правления
 

 

Пропорциональное  представительство
Выборы по мажоритарному принципу
Соединенные Штаты, Филиппины

Соединенное Королевство, Старое Содружество, Индия, Малайзия, Ямайка
Латинская Америка Западная Европа

Среди современных демократий очень немного найдется та­ких, которые нельзя подвести под данную классификацию. Основ­ными исключениями являются демократии, располагающиеся как раз посередине между чисто президентским и чисто парламент­ским типами (Франция и Швейцария), а также такие, где в избира­тельных системах применяются методики, отличные от пропор­ционального представительства или же от принципа большинства в их чистом виде (Ирландия, Япония и, опять-таки, Франция).

Два важных фактора повлияли на принятие принципа пропор­ционального представительства в континентальной Европе. Одним из них явилась проблема этнических и религиозных меньшинств;

пропорциональное представительство предназначалось для обес­печения представительства меньшинства и тем самым для проти­водействия потенциальным угрозам национальному единству и политической стабильности¼ Вторым фактором была динамика процесса демократизации...

Оба фактора актуальны и применительно к современному кон­ституционному творчеству, особенно для многих стран, где имеет­ся глубокая разделенность по этническому признаку или где суще­ствует необходимость примирения новых демократических сил с противостоящими демократии старыми группами.

Принимался ли парламентский или же президентский порядок правления - это также изначально определялось процессом демо­кратизации.

...существовало два основных способа, коими монархическая


власть могла быть демократизирована: упразднить большую часть личных политических прерогатив монарха и вменить его кабинету ответственность перед всенародно избранным законодательным органом, создавая тем самым парламентскую систему; или же уп­разднить наследственного монарха и взамен ввести нового, демо­кратически избираемого “монарха”, создавая таким образом пре­зидентскую систему.

Другими историческими основаниями были произвольное ими­тирование успешных демократий и доминирующее влияние коло­ниальных держав... огромную важность имело влияние Британии как колониальной державы. Президентская модель США широко имитировалась в Латинской Америке в XIX в. А в начале XX в. про­порциональное представительство быстро распространялось в континентальной Европе и Латинской Америке, не только в угоду носителям политических пристрастий и ради защиты меньшинств, но и в силу того, что оно широко воспринималось как самый демо­кратичный способ выборов и, стало быть, как “волна демократиче­ского будущего”.

В связи с этой настроенностью (общественного мнения) в пользу пропорционального представительства выдвигается дис­куссионный вопрос о качестве демократии, достигаемом во Всех четырех альтернативных системах. Термин “качество” подразу­мевает степень, в какой та или иная система отвечает таким демо­кратическим нормам, как представительность, ответственность (подотчетность) (accountability), равенство и участие. Заявлявшие­ся позиции и контрпозиции слишком хорошо известны, чтобы надо было здесь долго о них говорить, но имеет смысл подчеркнуть, что расхождения между противоположными лагерями не столь велики, как часто полагают. Прежде всего, сторонники пропорциональной системы и сторонники принципа большинства не согласны друг с другом не столько в том, каковы, соответственно, последствия этих двух методик проведения выборов, сколько в том, какой вес этим последствиям придавать. Обе стороны согласны в том, что принцип пропорционального представительства обеспечивает большую пропорциональность представительства вообще, а также представительство меньшинств, а принцип большинства способст­вует складыванию двухпартийных систем и однопартийных орга-­


нов исполнительной власти. Расходятся спорящие в том, какой из этих результатов считать более предпочтительным, причем сто­ронники принципа большинства утверждают, что только в двухпар­тийных системах достижима четкая ответственность за правитель­ственную политику.

Кроме того, обе стороны спорят об эффективности обеих систем. Пропорционалисты ценят представительство меньшинств не просто за демократическое качество [такого порядка], но и за его способность обеспечивать сохранение единства и мира в раз­деленных обществах. Сходным образом, сторонники принципа большинства настроены в пользу однопартийных кабинетов не только ради их демократической подотчетности, но и ради обеспе­чиваемой ими, как это считается, твердости руководства и эффек­тивности при разработке и проведении политики. Обнаруживается также и некоторое различие в акценте, какой обе стороны делают соответственно на качестве и на эффективности. Пропорционали­сты склонны придавать большее значение представительности правления, тогда как мажоритаристы более существенным сооб­ражением считают способность управлять.

Наконец, спор между сторонниками президентской и парла­ментской форм правления, хоть он и не был столь ожесточенным, отчетливо обнаруживает свое подобие спору об избирательных системах. И здесь заявленные позиции и контрпозиции вращаются вокруг и качества, и эффективности. Сторонники президентской формы рассматривают как важную демократическую ценность прямое всенародное избрание главного носителя исполнительной власти, парламентаристы же считают не соответствующей демо­кратическому оптимуму сосредоточение исполнительной власти в руках одного-единственного лица. Но в данном случае предметом серьезных дискуссий была в большей степени проблема эффек­тивности, когда одна сторона подчеркивала роль президента как обеспечивающего сильное и эффективное руководство, а другая -опасность конфликта и тупика в отношениях исполнительной и за­конодательной властей...







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: