Политические исследования. 1992. № 5-6. С. 156-162


Г. Алмонд*


ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДЕМОКРАТИИ ПЯТИ НАЦИЙ

...Термин “политическая культура”... относится... к политиче­ским ориентациям - взглядам и позициям относительно политиче­ской системы и ее разных частей и позициям относительно соб­ственной роли в этой системе. Мы говорим о политической культу­ре так же, как могли бы говорить об экономической культуре или религиозной культуре. Это совокупность ориентации относительно определенной совокупности социальных объектов и процессов...

Когда мы говорим о политической культуре какого-либо обще­ства, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в соз­нании, чувствах и оценках населения...

Политическая культура нации - распределение образцов ори­ентации относительно политических объектов среди членов нации. Перед тем как определить это распределение, нам необходимо систематизировать индивидуальные ориентации относительно по­литических объектов. Другими словами, нам нужно определить и обозначить модусы (модели) политической ориентации и классы политических объектов. Наши определения и классификации ти­пов политических ориентации следуют подходу Парсонса и Шилза. “Ориентации” относятся к интернализованным аспектам социаль­ных объектов и отношений. Ориентации включают:

1) “когнитивные ориентации”, т. е. знания и веру относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей, того, что система берет из окружающей среды и что отдает (что “на входе” и что “на выходе” системы);

2) “аффективные ориентации”, или чувства, относительно по­литической системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в нее людей;

 


3) “оценочные ориентации”, суждения и мнения о поли­тических объектах, которые обычно представляют из себя комби­нацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств.

Классификацию объектов политической ориентации начнем с “общей” политической системы. Мы имеем здесь дело с системой в целом и говорим о таких чувствах, как патриотизм или отчужден­ность, таких знаниях и оценках нации, как “большая” или “ма­ленькая”, “сильная” или “слабая”, и политики, как “демократиче­ская”, “конституциональная” или “социалистическая”. Мы разли­чаем ориентации относительно “себя” как политического актора (деятеля); содержание и качество норм личных политических обя­зательств, содержание и качество чувства персональных отноше­ний с политической системой. Трактуя компоненты политической системы, мы различаем, во-первых, три широких класса объектов:

(1) специфические роли или структуры, такие, как законодатель­ные органы, исполнители или бюрократия; (2) ролевые обязанно­сти, такие, как монархи, законодатели, администраторы; (3) кон­кретная общественная политика, решения или обстоятельства, порождающие решения. Эти структуры, обязанности и решения могут быть классифицированы шире: вовлечены ли они в по­литический, “на входе” (input), или в административный, “на вы­ходе” (output), процессы. Под политическим, или “входным”, про­цессом мы подразумеваем поток требований общества к политике и конвертацию (обращение) этих требований в авторитетную поли­тику. Прежде всего в этот “входной” процесс вовлечены полити­ческие партии, группы интересов и средства массовой коммуника­ции. Под административным процессом, или процессом “на выхо­де”, мы понимаем процесс, посредством которого политика осу­ществляется и подкрепляется. В этот процесс прежде всего вклю­чены такие структуры, как бюрократии и суды.

То, что мы сказали об индивидуальных ориентациях относи­тельно политики, может быть объединено в простую таблицу.




Таблица 1.1.

Измерения политических ориентации

    Система вообще как объект Объекты “на входе” системы Объекты “на выходе” системы Отношение к себе как к объекту
Знания Чувства Оценки                

 

Таблица 1.1 позволяет систематизировать политические ори­ентации индивидов, если мы установим следующее:

1. Каким знанием обладает индивид о своей нации и о полити­ческой системе вообще, о ее истории, размере, расположении, си­ле, “конституциональных” характеристиках и т.д.? Каковы его чувства относительно этих системных характеристик? Каковы его более или менее осознанные взгляды и суждения о них?

2. Что знает индивид о структуре и ролях разнообразных поли­тических элит и о политических предложениях, инициативах, кото­рые вовлечены в “восходящий” поток “делания” политики? Како­вы его чувства и взгляды относительно этих структур, лидеров и политических предложений и инициатив?

3. Что знает индивид о “нисходящем” потоке политического принуждения, о структурах, индивидах и решениях, вовлеченных в этот процесс? Каковы его чувства и взгляды относительно их?

4. Как осознает себя индивид в качестве члена политической системы? Что знает он о своих правах, возможностях, обязанно­стях и о доступе к влиянию на систему? Как ощущает он эти свои возможности? Какие нормы участия и исполнения усваивает и ис­пользует он при формировании политических суждений и взгля­дов?

Характеристика политической культуры нации по сути пред­ставляет собой заполнение таблицы 1.1 для репрезентативной выборки населения. Политическая культура - это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оце-


ночные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов “на входе” и “на выходе”, и себя как политического актора.


Таблица 1.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: