Г. Алмонд*
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДЕМОКРАТИИ ПЯТИ НАЦИЙ
...Термин “политическая культура”... относится... к политическим ориентациям - взглядам и позициям относительно политической системы и ее разных частей и позициям относительно собственной роли в этой системе. Мы говорим о политической культуре так же, как могли бы говорить об экономической культуре или религиозной культуре. Это совокупность ориентации относительно определенной совокупности социальных объектов и процессов...
Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения...
Политическая культура нации - распределение образцов ориентации относительно политических объектов среди членов нации. Перед тем как определить это распределение, нам необходимо систематизировать индивидуальные ориентации относительно политических объектов. Другими словами, нам нужно определить и обозначить модусы (модели) политической ориентации и классы политических объектов. Наши определения и классификации типов политических ориентации следуют подходу Парсонса и Шилза. “Ориентации” относятся к интернализованным аспектам социальных объектов и отношений. Ориентации включают:
|
|
1) “когнитивные ориентации”, т. е. знания и веру относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей, того, что система берет из окружающей среды и что отдает (что “на входе” и что “на выходе” системы);
2) “аффективные ориентации”, или чувства, относительно политической системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в нее людей;
3) “оценочные ориентации”, суждения и мнения о политических объектах, которые обычно представляют из себя комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств.
Классификацию объектов политической ориентации начнем с “общей” политической системы. Мы имеем здесь дело с системой в целом и говорим о таких чувствах, как патриотизм или отчужденность, таких знаниях и оценках нации, как “большая” или “маленькая”, “сильная” или “слабая”, и политики, как “демократическая”, “конституциональная” или “социалистическая”. Мы различаем ориентации относительно “себя” как политического актора (деятеля); содержание и качество норм личных политических обязательств, содержание и качество чувства персональных отношений с политической системой. Трактуя компоненты политической системы, мы различаем, во-первых, три широких класса объектов:
(1) специфические роли или структуры, такие, как законодательные органы, исполнители или бюрократия; (2) ролевые обязанности, такие, как монархи, законодатели, администраторы; (3) конкретная общественная политика, решения или обстоятельства, порождающие решения. Эти структуры, обязанности и решения могут быть классифицированы шире: вовлечены ли они в политический, “на входе” (input), или в административный, “на выходе” (output), процессы. Под политическим, или “входным”, процессом мы подразумеваем поток требований общества к политике и конвертацию (обращение) этих требований в авторитетную политику. Прежде всего в этот “входной” процесс вовлечены политические партии, группы интересов и средства массовой коммуникации. Под административным процессом, или процессом “на выходе”, мы понимаем процесс, посредством которого политика осуществляется и подкрепляется. В этот процесс прежде всего включены такие структуры, как бюрократии и суды.
|
|
То, что мы сказали об индивидуальных ориентациях относительно политики, может быть объединено в простую таблицу.
Таблица 1.1.
Измерения политических ориентации
Система вообще как объект | Объекты “на входе” системы | Объекты “на выходе” системы | Отношение к себе как к объекту | |
Знания Чувства Оценки |
Таблица 1.1 позволяет систематизировать политические ориентации индивидов, если мы установим следующее:
1. Каким знанием обладает индивид о своей нации и о политической системе вообще, о ее истории, размере, расположении, силе, “конституциональных” характеристиках и т.д.? Каковы его чувства относительно этих системных характеристик? Каковы его более или менее осознанные взгляды и суждения о них?
2. Что знает индивид о структуре и ролях разнообразных политических элит и о политических предложениях, инициативах, которые вовлечены в “восходящий” поток “делания” политики? Каковы его чувства и взгляды относительно этих структур, лидеров и политических предложений и инициатив?
3. Что знает индивид о “нисходящем” потоке политического принуждения, о структурах, индивидах и решениях, вовлеченных в этот процесс? Каковы его чувства и взгляды относительно их?
4. Как осознает себя индивид в качестве члена политической системы? Что знает он о своих правах, возможностях, обязанностях и о доступе к влиянию на систему? Как ощущает он эти свои возможности? Какие нормы участия и исполнения усваивает и использует он при формировании политических суждений и взглядов?
Характеристика политической культуры нации по сути представляет собой заполнение таблицы 1.1 для репрезентативной выборки населения. Политическая культура - это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оце-
ночные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов “на входе” и “на выходе”, и себя как политического актора.
Таблица 1.2.