Многодетная семья как объект социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК

Технология социальной работы с семьей и детьми

 

39.02.01 Социальная работа

 

Социальная работа с многодетной семьей

 

Студент группы СР-15-12 __________/Федоровская С.С.

 

Руководитель____________ /Иванова О.В.

 

                                           Председатель П(Ц)К____________/Иванова О.В.

 

Оценка ______________________________

 

«______» ______________ 201__г.

 

_____________________________________

подпись                                             расшифровка

 

 

Санкт-Петербург

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1Теоретические основы социальной работы с многодетной семьей ………5

1.1 Многодетная семья как объект социальной работы…………………5

1.2 Проблемы многодетной семьи в современной России………………9

1.3 Государственная поддержка многодетных семей …………………14

2 Социальная работа с многодетной семьей ………………………………..20

2.1 Основные направления социальнойработы с многодетной семьей ………………………………………………………………………….20

2.2 Виды социальных технологий с многодетной семьей……………..22

2.3 Деятельность центра «Социальной помощи семье и детям» по работе с многодетными семьями ……………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной степени обострили проблемы семьи и семейных отношений. Рост безработицы и цен, постоянные задержки заработной платы в государственных структурах, выплат пенсий и пособий по уходу за детьми, удорожание социальных услуг - эти и другие реалии негативно отразились на семье и ее функциях, возможностях, образе жизни в целом. Проблемы современной семьи - это сущностные, философски насыщенные проблемы переломной эпохи в истории России, ибо семья впитывает и отражает изменения в общественных отношениях.

Особенно противоречиво эти процессы протекают в многодетной семье. С одной стороны в ней заложен уникальный социально - воспитательный потенциал, с другой - она в современной социальной ситуации принадлежит к одной из наиболее уязвимых категорий семей. Многодетная семья, занимая особое место в системе социальных институтов, привлекает все большее внимание специалистов - философов, социологов, демографов, этнографов, психологов, педагогов и других.

На современном этапе отчетливо просматривается кризис семьи – снижение ее педагогического потенциала, ухудшение качества и содержания семейного воспитания оставляет желать лучшего и взаимоотношения между членами семьи [5;6].

Многие факторы падения роли семьи тесно связаны с происходящими в ней переменами и переменами в обществе. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательного воздействия родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить в обществе.

Возрастающее внимание к многодетным семьям в современной  науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, духовно-психологического шока и общей криминализации многодетная семья начинает занимать одно из лидирующих мест среди других травмированных категорий[11;124].

В последние годы появились психологические исследования многодетных семей, которыми занимались Т.Н. Андреева, Н.В. Гаврин, Ж.С. Джандосова, П.А. Думитрашку, B.C. Торохтий.

Объектом исследования: многодетная семья, как социальная категория.

Предмет исследования: социальная работа с многодетной семьей.

Цель исследования: изучить особенности организации социальнойработы с многодетной семьей.

Задачи исследования:

¾проанализировать понятие «многодетная семья» как института социализации и объекта социальной работы, определить ее виды и функции;

¾выявить круг проблем многодетной семьи;

¾рассмотреть основные направления социальной работыс многодетной семьей;

¾раскрыть виды социально педагогических технологий.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ социально педагогической, психологической, педагогической литературы, по данной теме, обобщение и классификация научных данных по поставленной проблеме.



Теоретические основы социальной работы с многодетной семьей

Многодетная семья как объект социальной работы

Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития.

Семья, по-видимому, всегда будет важнейшей первичной социальной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, которую не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, "эмоционального тыла", поддержки, безусловного, без оценочного приятия. Семья также отвечает за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа его жизни. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно взаимодействует с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, но вместе с тем сама семья влияет на жизнь общества[14].

В наше время невозможно представить квалифицированную работу социального работника без четкого разграничения семьи на определенные типы.

В современной литературе встречаются различные типологии семей, но все они характеризуются следующими признаками (Рисунок 1):

¾ по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

¾ по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;

¾ по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;

¾ по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);

¾ по семейному быту, семейному укладу: семья - "отдушина", семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба и семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

¾ по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);

¾ по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

¾ по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

¾ по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

¾ по типу потребительского поведения: семья с "физиологическим" типом потребления, семья с "интеллектуальным" типом потребления, семья с промежуточным типом потребления;

¾ по особым условиям семейной жизни: студенческая, "дистантная", "внебрачная";

¾ по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);

¾ по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

¾ по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая;

¾ по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная[13].

Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить, глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия. Основными функциями современной советской семьи являются следующие:

¾ Репродуктивная функция.

¾ Воспитательная функция.

¾ Обучающая функция.

¾ Коммуникативная функция.

¾ Эмоциональная функция.

¾ Духовно-психотерапевтическая функция.

¾ Развлекательно-рекреативная функция.

¾ Сексуально-эротическая функция.

¾ Хозяйственно-бытовая функция.

¾ Экономическая функция.

¾ Статусная функция.

¾ Функция первичного социального контроля.

¾ Функция социализации.

¾ Защитная функция(Рисунок 2).

Многодетная семья - это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении всех типов до 23 лет, если они учатся по очной форме". В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Таким образом, статус многодетной семьи (а, следовательно, и меры социальной поддержки, которые полагаются многодетной семье) сохраняется за ней до совершеннолетия последнего ребенка, а при условии его обучения в образовательном учреждении по очной форме обучения - до 23 лет.

В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.)[5;7].

Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

¾ Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

¾ Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

Эти две категории вполне благополучны. Они имеют, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

¾ Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: