Виды социальных технологий с многодетной семьей

Технология социальной работы - последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.

Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика [10;82].

Технология социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греческого diagnosis - распознавание. Социальная диагностика - оценка состояния социального объекта распознавание и анализ социальных патологий и проблем.

Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение нежелательного развития событий [9;54].

Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение проблемы многодетной семьи и нахождение правильных средств для её разрешения.

В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры.

¾ Начальный этап - обозначение проблемы (жалоба клиента, семьи, близких, заявление педагога и т. д.)

¾ Далее сбор данных о ситуации. Существует два типа исследовательских методов:

· историко-генетические - призваны определить время, истоки, причины зарождения проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии, проследить ее состояние на различных этапах;

· структурно-функциональные методы предполагают получение данных о текущем состоянии проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы.

Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы, в частности интервью и наблюдение.

Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление. Сортирование на важные и малозначимые. Ранжирование проблем, выделение ключевой. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социального диагноза.

Примерами применения социальной диагностики при работе с многодетными семьями может служить: диагностика благополучности семьи, диагностика социально-психологического здоровья семьи, диагностика семейных нарушений и т. д.

Социальное посредничество и консультирование, как коммуникативные технологии. Когда семьи сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии решить сами возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании [15].

Посредническая деятельность социального работника начинается с диагностики социальной ситуации, уточнения проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему.

На следующем этапе посреднического процесса социальный работник совместно с клиентом делают выбор учреждений, к услугам которым они хотят обратиться. После осуществления выбора учреждения социальный работник помогает установить контакт с избранной организацией.

Важным моментом последнего этапа является то, что социальный работник должен не просто направить клиента в организацию способную ему помочь. Но и проконтролировать процесс установления и налаживания контакта между клиентом и специалистом учреждения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы.

Консультирование в социальной работе может быть очным и дистантным. Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое, семейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое. Консультирование как социальная технология имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем.

Примером применения данной технологии в работе с многодетной семьей можно привести консультацию по вопросам оформления льгот и субсидий для многодетных семей, психолого-педагогическая консультация и т. д.

Еще одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж [15].

Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

¾ информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;

¾ прямое вмешательство в ситуацию;

¾ заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

¾ непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);

¾ контроль, оценка и завершение работы с клиентом[15].

На всех этапах работы с многодетной семьей социальный работник фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д [15].

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

¾ на уровне клиента - его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;

¾ на уровне содержания патронажной работы - выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

¾ на уровне методов патронажа - использование не только традиционных путей оказания помощи, по и специальных дополнительных «обходных», а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и «пошаговой» помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

¾ на уровне организации - это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

¾ на уровне границ социальной работы - максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

¾ на уровне продолжительности работы - пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход).

Адаптация в социальной работе с многодетными семьями. Социальная адаптация занимает существенное значение в системе технологий социальной работы с многодетными семьями.

Рассмотрим общие положения социальной адаптации. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию[14].

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

В последнее время особую актуальность для социальных работников приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладают малым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи [6;120].

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях.

Применение технологий социальной адаптации в социальной работе с многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального статуса, семейного состава многодетных семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.

Технология социальной профилактики и коррекции. Технология социальной профилактики и коррекции в работе с многодетной семьей может быть применима, при предотвращении и коррекции девиантного поведения среди детей и подростков многодетных асоциальных семей, профилактике безнадзорности и правонарушений детей в многодетных семьях и т. д.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Современная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями [12; 136].

Основная цель профилактической деятельности состоит в выявлении причин и условий. Ведущих к отклонениям, предупреждении и уменьшении вероятности проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал.

Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведением профилактической работы [15].

Из этого следует, что профилактика проводится в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Методы профилактики обычно включают в себя обучение клиентов новым навыкам, которые помогают им успешно действовать или сохранять здоровье.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия, лечения социальной ситуации, коррекцию социально-психологических позиций семьи, разрешение конфликтов. Коррекционной воздействие может идти в разных планах: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление.

В программе коррекционной работы девиантных подростков особое место должно занимать консультирование родителей и педагогов [13].

Для родителей и педагогов это программы позволяющие преодолеть ригидность мышления, социальные стереотипы, жесткие алгоритмы воспитания и социального воздействия.

Для детей и подростков необходимы как групповые программы по преодолению и коррекции негативных социальных установок, снятию синдромов тревожности, агрессивности, замкнутости, так и индивидуальные, диагностико-коррекционные, психотерапевтические и социально-психологические программы [4].

Итак, среди основных технологий социальной работы с многодетной семьей можно выделить:

¾ технологии сбора и обработки информации о семье, нуждающейся в помощи;

¾ технология оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, психолого-педагогической и т. д.);

¾ технологии непосредственной работы специалиста с клиентом, по конкретным вопросам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: