Опыт 3. Сравнение химической активности кислот

а) Взаимодействие хлороводородной и уксусной кислот с мрамором

В одну пробирку внести 3—4 капли 2 н. рас­твора уксусной кислоты, в другую — столько же 2 н. раствора хлороводородной кислоты. Выбрать два приблизительно одина­ковых по величине кусочка мрамора и бросить по одному в каждую пробирку. Какой газ выделяется?

В какой пробирке процесс идет более энергично? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций. От концентрации каких ионов зависит скорость выделения газа? В растворе какой кислоты концентрация водородных ионов больше? Сделать вывод об относительной силе исследованных кислот.

б) Взаимодействие хлороводородной и уксусной кислот с цинком

В одну пробирку до 1/3 ее объема налить 2 н. раствор хлороводородной кислоты, в другую — столько же 2 н. раствора уксусной кислоты. Выбрать два одинаковых по величине кусочка цинка. В каждую пробирку бросить по одному кусочку. В каком случае водород выделяется более энергично? Написать ионные уравнения реакций. Объяснить наблюдаемое различие в скоростях реакций.

Опыт 4. Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов

а) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты

В две пробирки внести по 5—7 капель 0,1 н. раствора уксусной кислоты. В каждую пробирку прибавить одну каплю метилового оранжевого. Под влиянием каких ионов метиловый оранжевый принимает розовую окраску? Одну про­бирку с уксусной кислотой оставить в качестве контрольной, а в другую внести 3—4 микрошпателя ацетата натрия и переме­шать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску получен­ного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке. На изменение концентрации каких ионов указывает изменение окраски метилового оранжевого?

Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение константы ее диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении к ней ацетата натрия. Как меняются при этом степень диссоциа­ции уксусной кислоты и концентрация ионов Н+?

б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания

В две пробирки внести по 5—7 капель 0,1 н. раствора аммиака. В каждую пробирку прибавить одну каплю раствора фенолфталеина. Под влиянием каких ионов фенол­фталеин принимает малиновую окраску?

Одну пробирку с раствором аммиака оставить в качестве кон­трольной, а в другую добавить 3—4 микрошпателя хлорида аммо­ния и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной про­бирке.

Написать схему равновесия в растворе аммиака. Как смещается равновесие в этом растворе при добавле­нии к нему хлорида аммония? Почему при этом окраска фенол­фталеина бледнеет?                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: