Опыт 1. Реакция среды в растворах различных солей

Выполнение работы. В семь пробирок до 1/3 их объема налить дистиллированной воды и добавить по одному микрошпателю кристаллов следующих солей: в первую - ацетата натрия; во вторую - сульфат алюминия; в третью - карбоната натрия; в четвертую - карбоната аммония; в пятую - хлорида калия; в шестую - ацетата аммония. Растворы размешать (стеклянные палочки не переносить из одного раствора в другой). В каждую пробирку добавить по 2-3 капли спиртового раствора универсального индикатора.

По изменению окраски индикатора сделать вывод о реакции среды в растворе каждой соли и его рН.

Какие из исследованных солей подвергаются гидролизу? Написать ионные и молекулярные уравнения реакций их гидролиза и указать вид гидролиза каждой соли (простой или ступенчатый).

В случае ступенчатого гидролиза написать уравнение реакции только для первой ступени, так как практически в достаточно концентрированных растворах последующие ступени протекают очень слабо. Сделать общие выводы о реакции среды в растворах солей, образованных:

а) сильным основанием и слабой кислотой;

б) слабым основанием и сильной кислотой;

в) слабым основанием и слабой кислотой;

г) сильным основанием и сильной кислотой.

 

Опыт 2. Образование основных и кислых солей при гидролизе.

а) Гидролиз ацетата алюминия

Выполнение работы. В пробирку внести 7-8 капель раствора сульфата алюминия и такой же объем раствора ацетата натрия. Укрепить пробирку в штативе и опустить в водяную баню, нагретую до кипения. Отметить образование осадка основной соли алюминия AI(OH)2CH3COO.

Запись данных опыта. Написать молекулярное уравнение реакции образования ацетата алюминия и ионное уравнение его гидролиза. Продуктом какой ступени гидролиза является образовавшийся осадок основной соли? При гидролизе каких солей могут получаться основные соли?

 

б) Гидролиз сульфита натрия

Выполнение работы. Налить в пробирку до 1/3 ее объема воды, внести туда 1-2 микрошпателя кристаллов сульфита натрия и размешать стеклянной палочкой. Две капли полученного раствора нанести на индикаторную бумагу и определить рН.

На присутствие каких ионов в растворе указывает найденное значение рН? В результате какого процесса эти ионы появились? По отсутствию запаха сернистого газа убедиться в том, что сульфит натрия подвергается неполному гидролизу. Какая соль является продуктом гидролиза по первой ступени? Написать молекулярное и ионное уравнения гидролиза сульфита натрия. При гидролизе каких солей получаются кислые соли?

 

Опыт 3. Случаи полного (необратимого) гидролиза солей.

Выполнение работы. В две пробирки внести по 6-8 капель раствора сульфата алюминия. В одну пробирку добавить такой же объем сульфида натрия, в другую – раствора карбоната натрия. Отметить выделение сероводорода в первой пробирке (по запаху) и пузырьков диоксида углерода во второй. В обоих случаях в осадок выпадает гидроксид алюминия.

Запись данных опыта. Написать уравнения реакции, которые привели к образованию гидроксида алюминия. Почему не получилось сульфида и карбоната алюминия?

 

Опыт 4. Факторы, влияющие на степень гидролиза солей.

а) Влияние силы кислоты и основания, образующих соль, на степень ее гидролиза.

Выполнение работы. В две пробирки до 2/3 их объема налить дистиллированной воды. В одну пробирку внести один микрошпатель кристаллов сульфита натрия, в другую–столько же кристаллов карбоната натрия. В каждую пробирку добавить по одной капле фенолфталеина.

Написать ионные уравнения гидролиза сульфита натрия и карбоната натрия (по первой ступени). В растворе какой соли окраска фенолфталеина более интенсивна? В каком растворе концентрация ионов ОН- более высокая? Степень гидролиза какой соли больше? Почему?

Степень гидролиза какой соли при одинаковых концентрациях и температуре должна быть больше: AICI3  или MgCI2 ? В растворе какой соли концентрация

ионов Н+ выше? Проверить свой ответ опытом, определив ориентировочно при помощи индикаторной бумаги рН растворов этих солей.

Сделать общий вывод о влиянии силы кислоты и основания, образующих соль, на степень ее гидролиза.

 

б) Влияние температуры на степень гидролиза соли

Выполнение работы. Налить в пробирку 1\2 ее объема дистиллированной воды и внести в нее 2-3 микрошпателя ацетата натрия.

Написать ионное уравнение гидролиза этой соли. Какое значение должен иметь рН раствора ацетата натрия: меньше 7 или больше?

Добавить в пробирку с раствором соли одну каплю фенолфталеина. Опустить пробирку в водяную баню, нагретую до кипения.

Запись данных опыта. Какой вывод об изменении концентрации ионов ОН-  в растворе можно сделать на основании изменения окраски фенолфталеина при нагревании? В каком направлении смещается равновесие гидролиза? Охладить пробирку в холодной воде. Происходит ли снова смещение равновесие гидролиза?

Сделать вывод о влиянии температуры на степень гидролиза соли. Указать причины этого влияния.

 

в) Влияние разбавления раствора на степень гидролиза соли

Выполнение работы. В пробирку внести 2-3 капли раствора хлорида сурьмы (III) и постепенно по каплям прибавлять воду до белого осадка хлорида оксосурьмы SbOCI. Этот осадок образуется на второй ступени гидролиза из Sb(OH)2CI вследствие отщепления воды. Добавить к выпавшему осадку концентрированную соляную кислоту. Что наблюдается?

Запись данных опыта. Написать ионные уравнения первой и второй ступени гидролиза хлорида сурьмы (III) и общее уравнение ее гидролиза до образования Sb(OH)2CI. Написать формулу для вычисления константы гидролиза хлорида сурьмы(III) для первой ступени. Показать при помощи этой константы, как влияет разбавление на степень гидролиза этой соли. Добавлением какого реактива можно уменьшить степень гидролиза хлорида сурьмы? Проверить свое заключение опытом. Сделать общий вывод о влиянии разведения на степень гидролиза солей. Степень гидролиза каких солей не меняется при разбавлении раствора?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: