Пронумеровать 5 пробирок и внести по 4—5 капель 0,5 н. растворов: в первую пробирку MgCl2, во вторую— AlCl3 в третью—Na2SiO3, в четвертую — NiSO4, в пятую — ZnSO4. Прибавить в пробирки 1, 2, 4, 5 по несколько капель (до начала выпадения осадков гидроксидов) 0,5 н. раствора щелочи, в пробирку 3 - 2 н. раствора НС1. Определить химический характер выпавших гидроксидов. Для этого половину суспензии гидроксида магния отлить в чистую пробирку и прибавить к ней 4—5. капель 0,5 н. раствора НС1, к оставшейся части в первой пробирке добавить дополнительно 6—8 капель 0,5 н. раствора щелочи. В обоих ли случаях растворился осадок? Кислотными, основными или амфотерными свойствами обладает Mg(OH)2?
Аналогичным образом исследовать свойства гидроксидов алюминия, кремния, никеля (II) и цинка. В чем они растворяются? Каковы их химические свойства?
Сделать общий вывод о влиянии радиуса, заряда и внешней электронной оболочки ионов на характер диссоциации гидроксидов. При написании схем диссоциации амфотерных гидроксидов учесть, что в щелочных водных растворах они переходят в комплексные гидроксоионы. Например, схема диссоциации амфотерного гидроксида цинка записывается следующим образом: 2ОН- + Zn (Н2О)42- = Zn (ОН)2 + 4Н2О = [Zn (ОН)4]2- + 2Н3О+
|
|
в кислой в щелочной
среде среде
Написать уравнения растворения Zn(OH)2 и А1(ОН)3 в кислоте и щелочи.