Для студентов ОЗО (3 года обучения)

К выполнению курсовых работ по общей психологии и педагогике

С.В.Кондратьев, О.В.Кондратьева.

I. Общие сведения.

       Курсовые работы по общей психологии и педагогике представляют собой разновидность самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов. Их назначение в том, чтобы на основе изучения и анализа психологической, педагогической и методической литературы осуществить учебное исследования по выбранной теме. При этом определить проблему, сформулировать категориальный аппарат, выбрать методы исследования, провести теоретическую и практическую часть исследования, проанализировать полученные данные, сделать необходимые выводы.

       Курсовые работы по общей психологии и педагогике выполняются в форме теоретико-практических исследований. Теоретическая часть работы осуществляется на основе изучения специальной научной психологической и педагогической литературы, в этом случае рассматриваются и анализируются различные точки зрения на решение выбранной проблемы исследования. Следует обратить внимание на то, что сформулированные теоретические положения должны увязываться с достижениями современной психологической или педагогической науки и потребностями практики. Практическая часть работы может быть выполнена в нескольких вариантах. Так, например, по дисциплине «Общая психология» практическая часть выполняется в виде экспериментальной работы. При этом эксперимент может быть как констатирующим, так и формирующим. В первом случае практическая часть курсовой работы носит сравнительный характер. В данном случае проводится диагностическое исследование: определяются психические свойства (явления, функции и др.) подлежащие изучению и категория испытуемых (учащиеся, работники производства, дети и т.д.), выделяются параметры констатации (уровни и др.) и критерии оценки, подбираются соответствующие методы исследования, осуществляется непосредственно само диагностическое изучение, анализируются полученные результаты с дальнейшей интерпретацией. Во втором случае – наряду с констатирующим экспериментом проводится коррекционная или развивающая (формирующая) деятельность исследователя. Сначала отбирается категория испытуемых и с помощью констатирующего эксперимента выявляется наличие развития (уровень и др.) интересующей психической функции (свойства, характеристики и др.). Затем разрабатывается программа коррекционной работы для всей обследуемой группы: определяются содержание, виды и формы работы, способные обеспечить развитие и закрепление положительных и ослабление, устранение отрицательных особенностей в психическом развитии испытуемых. В течение некоторого времени (2-3месяца) студент проводит соответствующую работу с исследуемыми. По истечении установленного срока проводится диагностический срез, результаты которого сравниваются с данными первоначального констатирующего эксперимента. После этого делаются выводы об изменениях, и определяется степень эффективности формирующего эксперимента.

       По дисциплине «Педагогика» практическая часть может выполняться в трех вариантах: экспериментальная работа, разработка педагогического обеспечения, разработка программно-норматирующих материалов. Экспериментальная работа как часть курсовой работы по педагогики строится аналогично тому, как это делается по общей психологии. Однако в этом случае констатирующий эксперимент касается диагностики педагогических категорий (уровень развития личности, сформированность коллектива, уровень нравственности учащихся и т.д.), а формирующий эксперимент – развития этих категорий. Разработка педагогического обеспечения как практическая часть курсовой работы характеризуется педагогическим моделированием (моделирование воспитательной работы, дидактическое моделирование) содержания, форм организации обучения и воспитания, контроля и оценки педагогической деятельности. Она может быть представлена в виде дидактических сценариев уроков, сценариев воспитательных мероприятий, дидактических разработок системы занятий, методических разработок системы воспитательных мероприятий и т.д. (см. Приложение №1). Разработка программно-нормативных материалов – выражается в виде тематического планирования и программирования. В этом случае требуется разработка образовательно-воспитательной программы кружков (студий, факультативов) определенного направления. Например, образовательно-воспитательная программа психологического кружка для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Такие программы включают в себя: пояснительную записку, в которой определяются концепция работы кружка (студии и т.д.), его цель и задачи, режимность работы; тематическое планирование (возможно по годам обучения); содержание работы по отдельным темам, с выделением форм организации работы, видам работ, формам текущего контроля; итоговые формы контроля и оценки (см. Приложение №2).

       Приступая к выполнению курсовой работы, необходимо учитывать определенную последовательность ее выполнения:

- выбор темы курсовой работы;

- составление ориентировочного плана;

- подбор литературы по проблеме исследования;

- систематизация теоретического материала в соответствии с планом курсовой работы;

- разработка программы практической части исследования (например, подбор диагностических методик или разработка авторских, выбор категории испытуемых; разработка коррекционной программы и т.д.);

- сбор фактического материала по теме исследования (например, в ходе констатирующего эксперимента);

- проведение практической части исследования;

- обработка и анализ полученных данных и систематизация эмпирического (экспериментального) материала;

- уточнение плана работы и составление его окончательного варианта по следующей схеме:

1. ВВЕДЕНИЕ;

2. Теоретическая часть работы;

3. Практическая часть работы;

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ;

5. ЛИТЕРАТУРА;

- оформление курсовой работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: