Благодать же и Истина всю землю напомнили, вера на все народы

распространилась и до нашего народа русского дошла:

и похвала князю нашему Владимиру [...]

 

Благословен Господь Бог израилев, Бог христианский, что посетил народ свой и сотворил избавление людям своим, что не позволил тво­рению своему до конца идольским мраком одержиму быть и от бесов­ского служения погибнуть, но направил прежде племя Авраама скрижалями и законом, а после че­рез сына своего все народы спас евангелием и крещением, вводя их в обновление воскресения — в жизнь вечную [...].

Закон ведь — предшественник и слуга Благодати и истины, истина жеи Благодать - слуги будущего жизни нетленной. Как Закон приводит подчиняющихся ему к благодатному крещению, так и крещение сынов своих препровождает к вечной жизни. Моисей и пророки о пришествии Христа по­ведали, Христос же и апостолы его - о воскресении и о будущей жизни.

Излагать в писании сем проро­ческие проповеди о Христе и апо­стольские учения о будущем веке было бы излишне и клонилось бы к тщеславию. Ибо то, что писано в иных книгах, и вам уже ведомо, здесь вам предлагать было бы зна­ком дерзости и славолюбия, — ведь не для невежд мы пишем, а для на­сытившихся с избытком сладости книжной; не для врагов Божьих иноверных, а для сынов его, не для чужих, а для наследников небесно­го царства. И только о Законе, дан­ном через Моисея, и о Благодати и истине, пришедших благодаря Ии­сусу Христу, повесть сия.

И что принес Закон? И что — Благодать? Прежде был дан Закон, потом — Благодать, прежде тень — потом и истина. Образ же Закону и Благодати — Агарь и Сарра, снача­ла — раба, потом — свободная. Да уразумеет это читающий. Как Ав­раам в юности своей имел жену Сарру, свободную, а не рабу, так и
Бог сначала пожелал и замыслил сына своего в мир послать и тем Благодать явить. Сарра же не ро­жала, потому что была она бес­плодной; не была, впрочем, она бесплодной, но предназначено ей было промыслом Божиим в старос­ти родить. Безвестная пока и ута­енная премудрость Божия скрыта была от ангелов и людей не как несуществующая, но как утаенная, с тем чтобы явиться в конце века. Сарра сказала Аврааму: «Вот, обрек меня Господь не рожать, войди к рабе моей Агари и роди от нее».

Так и Благодать сказала Богу: «Еще не пришло время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и дай Закон». Послушал Ав­раам речи Сарры и вошел к рабе её Агари, — внял же и Бог словам Благодати и сошел на Синай. Роди­ла Агарь раба от Авраама, рабыня — родила раба, и дал Авраам имя ему: Измаил. Принес же и Моисей с Синайской горы Закон, а не Бла­годать, тень, а не истину.

После сего, когда Авраам и Сар­ра уже состарились, явился Бог Ав­рааму, сидящему пред дверьми шатра своего в полдень, у дуба Мамврийского. Авраам пошел на­встречу ему и поклонился ему до земли, и принял его в шатер свой. Когда век сей стал к концу при­ближаться, посетил Господь челове­ческий род и сошел с небес, в ут­робу девицы входя. Приняла деви­ца его с поклоном в шатёр тела своего, бесстрастно, так говоря ан­гелу: «Я раба Господня, пусть будет со мной по слову твоему». И тогда отверг Бог лоно Сарры, и, зачав, родила Исаака, свободная — сво­бодного. Также и Бог, когда посе­тил человечество, то явилось ранее безвестное и сокрытое, — родилась Благодать и истина, а не Закон, — сын, а не раб. Когда был вскормлен отрок Исаак, когда окреп, сотворил великий пир Авраам, когда вырос Исаак, сын его. Когда Христос уже был на земле, но Благодать еще не окрепла, а укреплялась в течение тридцати лет, все годы Христос в ней таился, и как вырос и окреп, явилась Благодать Божия всем лю­дям в реке Иорданской, и тогда устроил Бог пир и угощение вели­кое тельцом, вскормленным от ро­ждения, — возлюбленным сыном своим Иисусом Христом, созвав на общий праздник земных и небес­ных, собрав воедино ангелов и лю­дей.

После этого увидела Сарра Из­маила, играющего с ее сыном Исааком, увидела и то, как обидел Измаил Исаака, и сказала она Ав­рааму: «Прогони рабу с сыном ее, не должен наследовать сыну рабы­ни сын свободной». [...] Так и сво­бодная Благодать, увидев, что дети ее христиане терпят обиды от иу­деев, сынов рабского Закона, возо­пила к богу: «Прогони иудеев с их Законом, рассей по странам». Ибо какая связь тени с истиною, иудей­ства с христианством? И изгнана была рабыня Агарь с сыном ее Из­маилом, и Исаак, сын свободной, стал наследником отцу своему Ав­рааму. И изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны Бла­годати христиане сделались на­следниками Богу и отцу. Как исче­зает свет луны, когда сияет солнце, как проходит холод ночи, когда солнечная теплота согревает землю, так и Закон отошел, когда явилась Благодать [...]. Ибо Закон и прежде был, ненадолго вознесся и отошел, вера же христианская хотя и поя­вилась позже, но стала выше Зако­на и распространилась на множе­ство народов. Благодать Христова всю землю охватила и как вода морская покрыла ее [...].

Так и следовало Благодати и ис­тине воссиять в новых людях: ведь не вливают, по словам Господа, ви­на нового, то есть учения благодат­ного, в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, а то и мехи порвутся, и вино прольется. Если не могли иудеи Закона подобие удержать, но многократно идолам поклонялись, то как могли бы сохранить учение истинной Благодати? Для нового учения нужны новые мехи — но­вые народы, тогда и то и другое ненарушимо будет. Так и было: ве­ра благодатная по всей земле рас­пространилась и до нашего народа русского дошла, и озеро Закона пе­ресохло, а евангельский источник наводнился и всю землю покрыл и на нас пролился. Вот уже и мы со всеми христианами славим святую троицу, и Иудея молчит [...]. И мы уже не идолослужителями называ­емся, но христианами, и живем уже не без надежды, но уповаем на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские сооружаем, но Хри­стовы церкви созидаем, уже не приносим бесам в жертву друг дру­га, но знаем, что Христа за нас за­клали и пригвоздили к кресту в жертву Богу и отцу. И уже не по­гибаем, вкушая жертвенную кровь, а спасаемся, вкушая пречистую кровь Христа. Все страны Бог наш помиловал и о нас позаботился: пожелал и спас нас, привел к по­знанию истины [...].

Хвалит хвалебными словами Римская страна Петра и Павла, благодаря которым уверовала она в Иисуса Христа, сына Божия; Азия, Эфес и Патмос хвалят Иоанна Бо­гослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, города и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их пра­вославной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, как сумеем, со­вершившего великое и дивное — нашего учителя и наставника, ве­ликого кагана земли нашей — Вла­димира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые, в свое время владычествуя, просла­вились мужеством и храбростью, во многих странах их победы и си­лу и поныне вспоминают и славят. Ведь не в бедной и неизвестной стране были они владыками, но в русской, о которой знают и на­слышаны во всех четырех концах земли. Сей славный от славных ро­дился, благородный от благородных — князь наш Владимир, и когда он вырос, когда окреп после детской младости или, лучше сказать, ут­вердился в силе и крепости своей, в мужестве и разуме преуспел, то­гда стал единодержцем земли сво­ей, подчинив себе соседние наро­ды: некоторые — миром, а непо­корных - мечом. И жил он так во время свое, землёю своею управлял правдою, мужеством и разумом, и была явлена ему милость вышнего, заметило его всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его — уразумел он суету языческого заблуждения и обра­тился к единому Богу, сотворивше­му всю тварь — видимую и неви­димую. А особенно наслышан он был всегда о православной земле греческой, христолюбивой и силь­ной верою, наслышан, как чтут там единого Бога в троице и поклоня­ются ему, какая власть духовная и чудеса, и знамения творятся там, как церкви там полны людей, как в селах и городах благоверных все прилежны к молитве, все пред Бо­гом стоят. Услышав все это, возже­лал сердцем и возгорелся духом — решил быть и ему христианином, и всей земле его — христианской. Так и исполнилось по благоволе­нию Бога к роду человеческому. Совлек князь наш с себя ветхие ризы, а с ними и ветхозаветного человека, сложил одежду тленную, отряс прах неверия и, войдя в свя­тую купель, возродился от Духа и воды. В Христа крестился, в Христа облекся и вышел из купели про­светленным для нетленной жизни и воскресения, имя принял вечное и славное из рода в род — Василий, по которому и записан в книге жизни в вышнем граде — нетлен­ном Иерусалиме. После всего слу­чившегося с ним не остановился он в подвиге благоверия, и не только в одном этом проявил он свою лю­бовь к Богу, но еще к большему подвигся и повелел всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы откры­то и громогласно во всех городах славилась Святая Троица, чтобы все стали христианами: малые и вели­кие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые люди, бо­гатые и убогие. И не было ни одно­го противящегося его благочестивому повелению: а если кто и не по любви, то по страху перед пове­левшим крестился, ибо благоверие в нем сопряжено было с властью. В едино время вся земля наша вос­славила Христа с отцом и со свя­тым духом. Тогда начал мрак язы­ческий от нас удаляться, и занялась заря благоверия; тогда тьма служе­ния бесовского исчезла, и солнце Евангелия нашу землю осветило: ныне капища разрушаются и церк­ви воздвигаются, идолы низверга­ются, и иконы святых появляются, бесы убегают, и кресты города ос­вящают, пастыри словесных овец Христовых — епископы, и попы, и дьяконы — бескровную жертву приносят, весь клир украсил и об­лек в благолепие святые церкви. [...]

Как же мы тебя восхвалим, о досточтимый и славный, среди земных владык самый мужествен­ный, Василий?! Как доброте твоей сможем надивиться, крепости и си­ле? Какую благодарность воздадим тебе за то, что через тебя познали мы Господа и избавились от заблу­ждения языческого, как отблагода­рим за то, что по твоему повеле­нию на всей земле нашей славится Христос? Как же назвать нам тебя: христолюбец, друг правды, вмести­лище смысла, гнездо милосердия? Как разгорелась в тебе любовь к Христу? Как вселился в тебя ра­зум, который выше разума земных мудрецов? Как ты возлюбил неви­димого и о небесном задумался? Как искал ты Христа? Как предал­ся ему? Поведай нам, рабам своим, поведай нам, учитель наш! Откуда пахнуло на тебя благовонием свя­того духа? Кем подана тебе сладкая чаша мысли о будущем веке? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следо­вал за ним, как же стал ты его уче­ником? Иные и видели его, да не уверовали. Ты же, не видя, пове­рил. Поистине сбылось в тебе благословение господа Иисуса, ска­занное Фоме: «Блаженны не ви­девшие, но веровавшие». [...]

Кто поведает нам о многих твоих ночных бдениях и о дневных твоих щедротах, которые ты оказываешь бедным, сиротам, больным, обре­мененным долгами и всем, нуж­дающимся в помощи. Слышал ведь, как говорил Господь через Даниила Навходоносору-царю: «Совет мой да благоугоден тебе будет, царь На-входоносор, грехи твои милосты­нями искупи и беззакония твои — щедростью к нищим». И слышал ты, отче, светильник наш, не остав­ляй в ушах только сказанное, но делом исполни слышанное: прося­щим подай, нагих одень, жаждущих и голодных накорми, больным по­шли всякое утешение, должников искупи, рабов освободи. Твои щед­роты и милости и доныне помина­ются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелами его, ибо ради любезной Богу милостыни много стараешься ты, как вечный раб Христа. Помогает мне слово написанное: «Милосердие восхвалится на суде». Милостыня мужа — как печать его, ибо по слову все­сильного и милосердного Господа «блаженны милостивые, потому что и они помилованы будут». Или иное апостольское свидетельство приведем о тебе от святых писа­ний, сказанное Иаковом-апостолом о том, что отвративший грешника от заблуждений на пути его спасет душу свою от смерти и снимет множество грехов. Да если бы только одного человека обратил ты в христианство, и то было бы ве­лико возмездие от благого Бога; какое же полное спасение ты дол­жен обрести, о Василий, и от бре­мени каких грехов ты не освобо­дишься, ведь не одного отвратил ты человека от заблуждений языче­ской погибели, не десятую даже часть города, но всю область сию. Показывает нам и уверяет нас сам спаситель Христос в том, какой славы и чести удостоил он тебя на небесах, так он говорит: «Кто при­знает меня перед людьми, того признаю и я перед отцом своим, сидящим на небесах». И если о те­бе узнает от Христа Бог-отец, то твое исповедание о Христе было только перед людьми. Каких только похвал ты не получил от него за признание, что сын Божий есть Христос, за то, что веру его утвер­дил не в едином соборе, но на всей земле этой, и церкви Христовы воздвиг и служителей ему поста­вил. Подобный великому Констан­тину, равный ему в любви к Хри­сту и в почитании служителей его! Тот со святыми отцами Никейского собора законы для людей опреде­лил, а ты, с первыми нашими от­цами епископами часто собираясь, с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей среди людей, недавно познавших Бога. Тот еллинское и римское цар­ство Богу покорил, — ты тоже сделал в Руси. И как у тех, так и у нас Христос стал именоваться ца­рем. Тот с матерью своей Еленой крест из Иерусалима принес и, ра­зослав его по миру, веру укрепил; а ты с бабкою твоею Ольгою, при­несши крест из нового Иерусалима — Константинополя, — поставил его на своей земле. Тебя, подобного Константину, бог удостоил одина­ковой с ним славы и почестей на небесах, все это благоверия твоего ради, которое имел ты в жизни своей.

Верный свидетель благоверию твоему, о блаженный, святая цер­ковь Богородицы Марии, которую ты создал на правоверной основе, где и поныне мужественное твое тело лежит, ожидая звука трубы архангельской.

Добрый весьма и верный сорат­ник сын твой Георгий, которого сделал господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их, не умаляющего совершенного тво­им благоверием, но еще больше со­зидающего, не искажающего, но упорядочивающего, который не­оконченное тобой закончил, как Соломон дела Давида, и создал дом Божий и святой в честь его пре­мудрости на святость и освещение граду твоему, и украсил его вели­кою красотою: золотом, и сереб­ром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что цер­ковь эта вызывала удивление и по­хвалы во всех странах, лежащих окрест. И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада! Славный город твой Ки­ев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам святой Богородице; ей же и церковь на великих вратах создал во имя первого господского праздника — святого благовеще­ния, так что приветствие архангела, данное деве, будет и для града твоего. Деве сказано было: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою»; а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Гос­подь с тобою».

Встань, о честный властитель, из гроба твоего, встань, отряси сон, ведь ты не умер, но спишь до об­щего для всех Воскресения. Встань! Ты не умер! Не следует умирать тебе, уверовавшему в Христа — жизнь всего мира. Прогони сон, возведи очи и взгляни, каких по­честей удостоил тебя Господь и на земле память о тебе оставил в сыне твоем.

Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на рожденного тобой, посмотри на возлюбленного своего, посмотри на того, кого Гос­подь вывал из чресл твоих, посмот­ри на украшающего престол земли твоей и возрадуйся, возвеселись!

Посмотри и на благоверную сно­ху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков, как они живут, как хранимы господом, как благоверие сохраняют, завещанное тобой, как часто посещают они святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени его. По­смотри и на город, сияющий вели­чием, посмотри и на церкви цве­тущие, на христианство растущее, посмотри на город блистающий, иконами святых освещаемый, фи­миамом благоухающий, оглашае­мый святыми хвалами и божест­венным пением. И все это увидев, возрадуйся и возвеселись, и похва­ли благого Бога, устроителя всего этого. Посмотри же на все это, хо­тя бы не телом, но духом, ибо Гос­подь дает тебе увидеть это. Итак, о том радуйся и возвеселись, что семена веры, тобою посеянные, не иссушены были зноем неверия, но орошены дождем Божией помощи и изобильно расплодились [...]. Ра­дуйся, учитель наш и наставник, благоверию. Ты правдою одет, ис­тинною обут, разумом венчан и милостью, как гривною и украше­нием золотым, красуешься. Ты, о честная глава, был одеждой нагим, кормителем алчущих, ты был про­хладою для жаждущих, вдовам — помощникам, странникам — поко­ем, ты был покровом для не имею­щих крова, ты был заступником обижаемых, добрым подателем для нищих [...].

Еще больше помолимся о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы он в мире и здра­вии пучину жизни переплыл и не­вредимым привел корабль душев­ный в пристань небесного завет­рия, сохранив веру и стяжав богат­ство добрых дел, чтобы, без иску­шений окончив правление страной, Богом ему вверенной, встал он ря­дом с тобой, не стыдясь, пред пре­столом Вседержителя Бога и за труд правления людьми принял от него венец славы нетленной со всеми праведниками, трудившимися его ради!

1037-1150 гг.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси X1-ХVII вв. - М, 1987.С. 49-57.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: