double arrow

Трудовой арбитраж. Республиканский трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж -это одна из обязательных примирительных стадий разрешения коллективного трудового спора.РТА - это государственный орган, подчиненный Министерству юстиции и разновидность трудового арбитража.

Задачи Республиканского трудового арбитража:

1) рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесенных к его компетенции ТК;

2) координации деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения;

3) ведения кадрового реестра трудовых арбитров, организации их обучения (повышения квалификации);

4) методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;

5) регистрации трудовых арбитражей и др.

Исключительная компетенция РТА:

1) в объединениях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

2) об исполнении коллективных договоров и соглашений;

3) в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку (органы внутренних дел, метрополитен и др.);

4) возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях (ст.385 ТК).

Процедура рассмотрения споров в РТА урегулирована в ст.386 ТК.

Понятие забастовки и порядок ее проведения

Забастовка - стадия разрешения коллективного трудового спора, состоящая во временном добровольном отказе работников от выполнения (полностью или частично) трудовых обязанностей (ст. 388 ТК).

Важные процедурные особенности:

• Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием (2/3 присутствующих работников). Кворум:на собрании - не менее 1/2 работников, конференции - не менее 2/3 делегатов (ст.389 ТК).

• Представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее 2-х недель до ее начала

• После получения уведомления о забастовке наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным организациям, местному исполнительному и распорядительному органу (ст.390 ТК).

• Минимум необходимых работ определяетсяв коллективном договоре либо в течение 5 дней с момента принятия решения о проведении забастовки.

Основания прекращения забастовкиперечислены в ст. 394 ТК. Забастовка или решение о ее проведении могут быть признанынезаконнымиобластными (Мингор-) судами при нарушении требований закона в ходе ее организации.

О гарантиях участников забастовки: за работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата за все время забастовки не сохраняется; период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на отпуск (ст.396 ТК).

ТЕМА 20. ОХРАНА ТРУДА. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ § 1. Понятие и источники регулирования охраны труда § 2. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда. Значение инструктажа по технике безопасности и его виды.

§ 3. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний. § 4. Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. § 5. Компетенция государственной инспекции труда в рамках государств. контроля. § 6. Компетенция профсоюзов и иных уполномоченных лиц по осуществлению общественного контроля.

1.1. Понятие охраны труда Охрана труда - этой комплексный, межотраслевой институт права,

включающий нормы трудового, гражданского и административного права. Охрана труда рассматривается в трудовом праве в широком и узком смыслах:

• в широком смысле к ней относятся все нормы трудового права, т.к. они нацелены на охрану взаимных прав работников и нанимателей;

• в узком смысле это понятие определено легально в ст.221 ТК:

охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологи­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитаци­онные и иные мероприятия и средства. Немного шире определение охраны труда дано в ст.1 Закона «Об охране труда» за счет слова «работающие».

Источники регулирования охраны труда

I. Международные договоры (в частности, Конвенции МОТ №155 1981 г. «О

безопасности и гигиене труда и производственной среде»).

II. Законодательство об охране труда (Конституция, ТК, Закон «Об охране труда» от 23.06.2008 г. и др. НПА).

III. Технические нормативные правовые акты об охране труда: А) Межотраслевые документы по охране труда

1. Межотраслевые нормативные правовые акты (документы) по охране труда

2. Государственные стандарты (ГОСТ)

2.1. Стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ)

2.2. Стандарты Республики Беларусь (СТБ)

2.3. Другие стандарты

3. Строительные нормы и правила (СНиП), содержащие требования по

охране и безопасности труда

4. Санитарные нормы и правила, санитарно-гигиенические нормативы

(СанПиН)

5. Нормативные правовые акты (документы) по безопасному устройству и

безопасной эксплуатации объектов, оборудования, машин, механизмов, вопросам пожарной безопасности Б) Отраслевые документы по охране труда (отраслевые стандарты - ОСТ). Nota bene: В настоящее время насчитывается более 1000 технических НПА по вопросам охраны труда, многие из которых были приняты в СССР.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: