Церковный раскол XVII века как корень последующих русских бед

 

Димитрий Саввин

 

«Тема, которой посвящена данная статья, весьма специфична. С одной стороны, она не нова

 

– о ней написано множество работ, было множество дискуссий, немало было сломано копий (кстати, в данном случае этот оборот можно понимать, в том числе, и вполне буквально). В общем, более чем не нова. С другой, несмотря на изобилие книг и публикаций, несмотря на многие споры, которые шли триста пятьдесят лет и продолжаются до сих пор, для огромного круга людей эта проблема – проблема так и не преодоленного раскола Русского Православия – остается еще некоей terra incognita, загадкой и вопросом, от ответа на который во многом зависит будущая судьба России…

Истинно-православные христиане (русские монархисты), как правило, источник всех наших бедствий видят в 1917г., в грехе предательства царя и последующем цареубийстве. Спорить с этим, с христианской точки зрения, было бы глупо, но затем логично встает следующий вопрос: а откуда, собственно говоря, взялся 1917 год? И на это ответ также имеется, и ответ также весьма многим известный: вестернизация России, попрание православных устоев русской жизни, разрушение канонического строя Русской Церкви при Петре I заложило основы катастрофы 1917г. Но и отсюда возникает еще один, столь же логичный неизбежный вопрос: а откуда взялся Петр I, этот enfant terrible Русского Самодержавия?

Факты, изложенные ниже – не новость и не открытие (в большинстве своем), с точки зрения исторической науки. Но, к сожалению, о них мы часто забываем, и забываем себе на беду.

 

 

Кокуй – духовная родина Петра I? Или все же не только Кокуй…

 

В известной работе И.Л. Солоневича «Народная монархия» дается не слишком подробная, но качественно аргументированная критика всей той совокупности беззаконий, которая чаще именуется «царствованием Петра Великого». Пытаясь дать оценку личностному сознанию Петра I и основным факторам, его определившим, И.Л. Солоневич указывает на следующий источник его происхождения: «Ненависть к Москве и ко всему тому, что с Москвой связано, проходит красной нитью сквозь всю эмоциональную историю Петра. Эту ненависть дал, конечно, Кокуй (немецкая слобода – Д.С.). И Кокуй же дал ответ на вопрос о дальнейших путях. Дальнейшие пути вели на Запад, а Кокуй – был его форпостом в варварской Москве. Нет Бога, кроме Запада, а


 

131


Кокуй пророк его. Именно от Кокуя технические реформы Москвы наполнились эмоциональным содержанием: Москву не стоило улучшать – Москву надо было послать ко всем ч…м со всем тем, что в ней находилось: с традициями, с бородами, с банями, с Церковью, с Кремлем и с прочим». И опять же все верно. И опять остается открытым вопрос: откуда все-таки взялся enfant terrible?

 

Иван Лукьянович в своей «Народной монархии» честно признается, что ответа на этот вопрос он, строго говоря, не видит (по крайней мере, ясного ответа): «Ничего этого мы не знаем: «не учили». Не знаем и того, кто позволил пятнадцатилетнему мальчишке Петру таскаться по кабакам и публичным домам Кокуя. Известно, что Петра Второго споили просто и откровенно, но не было ли и вокруг Петра I людей, которые, вместо того, чтобы воспитывать его, предпочитали то ли активно толкать его в Кокуй, то ли пассивно смотреть как он развлекается»?

Итак, enfant terrible, скорее всего, все же не свалился на голову этаким снегом с летнего неба – да и не сваливаются таким образом на головы народов такие «инфанты» во всех отношениях, как Петр I. И именно в этом месте концепция И.Л. Солоневича имеет логический сбой, который и закрывает от него ответ.

Рассматривая жизнь Московской Руси вплоть до воцарения и реформ Петра, И.Л. Солоневич, делая ряд оговорок (скорее, для формальной объективности, чем для чего-либо иного), в целом признает ее во многом близкой к идеалу. Для характеристики царя Алексея Михайловича он приводит следующие слова иностранца-современника: «Царь, при беспредельной своей власти над народом, привыкшим к полному рабству, ни разу не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Государь Алексей Михайлович действительно был одним из весьма выдающихся русских царей. Но был один предмет, на который он все-таки посягнул – причем столь решительно, что превзошел в этом всех без исключения своих предшественников на великокняжеском и царском троне (если не считать самозванца Лжедмитрия – впрочем, во многом обогнал и его). И, честно рассмотрев все факты, приходится признать: Кокуй – это не причина. Это, по большому счету, только следствие. Предметом посягательств царя Алексея Михайловича было не чужое материальное достояние. Им оказалось все русское духовное наследие, вся церковная история Руси, бывшая до него. Самое же посягательство на нее обыкновенно называют «церковной реформой XVII века», производной которой стал раскол.

 

 

Не за один «аз»…

 

Когда заходит речь о церковном расколе середины XVII столетия, то в абсолютном большинстве случаев православные христиане-новообрядцы (будем употреблять сей термин за неимением лучшего), даже имеющие богословское образование, не могут дать внятного ответа относительно его причин. То есть ответ, конечно, дается: бунтовали-де русские люди из-за «мелочей» (два или три перста и т.п.) потому, что привыкли к старым «испорченным» текстам, почему и не хотели принять новые «исправленные». Такой ответ – своеобразная «отмашка», и «отмашка» в высшей степени несерьезная. Действительно, есть ли у нас основания считать множество православных русских людей – наших предков, живших на Руси в XVII в., такими идиотами или законченными мазохистами, что они ради сущей ерунды, за один «аз», готовы были идти на лишения, на пытки, готовы были и сами бросаться в огонь? И что, собственно, это был за «аз»?

 

Критика церковной «реформы» XVII в. почти до конца XIX в. была под запретом. Когда же этот запрет ослаб, а позже и был снят совершенно, из среды православных христиан-новообрядцев раздались голоса, характеризующие положение дел в богослужебно-обрядовой сфере весьма сурово. Своеобразным приговором никоновой «реформе» звучат слова свт. Феофана Затворника о новообрядных богослужебных текстах: «Что много непонятного – справедливо… Наши иерархи не скучают от неясности, потому что не слышат… Заставили бы их прочитать службы хотя бы на Богоявление… Кто только станет вчитываться или вслушиваться, непременно кончает вопросом: да что ж это такое?.. Архиереи и иереи не все слышат, что читается и поется. Потому и не знают, какой мрак в книгах…». И за примерами этого «мрака» далеко ходить не надо. Откроем современный православный молитвослов. Посмотрим хотя бы молитву Честному Кресту:


 

132


«… и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата». Что значит «нам тебе»?

Старый текст: «… Господа нашего Исуса Христа… давшаго нам Крест Свой Честныи на прогнание всякаго супостата».

Этот и многие другие примеры (которых можно привести великое множество) относительно безобидны. Тут мы видим лишь безсмыслицу. В других же случаях наблюдается явное еретическое влияние, иногда приводящее к очевидным кощунствам. Классический пример – молитвы из Чина Крещения:

Старый текст: «… молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый».

Новый текст (просуществовавший до 1915 года): «ниже да снидет с крещающимся, молимся Тебе,дух лукавый».Прочитайте эти слова вслух–весьма вероятно,мороз по коже проберет.Новозвратимся к чину Крещения:

Старый вариант: «И вообрази Христа Твоего в хотящем породитися святым крещением от моего недостоинства».

Новый: «… хотящего породитися моим окаянством».

Судя по новому тексту, человек рождается в новую жизнь не от Бога при посредстве священника, а от самого священника (латинское мудрование), да еще не как-либо, а его окаянством, то есть скверным качеством! Задумайтесь только, дорогие братья и сестры, разве здесь не просматривается явный сатанинский след, а ведь данную молитву священники читают, крестя народ, и по сей день.

Еретические намеки видны во многих нововведениях «справщиков» – творцов реформы.

Есть они даже в молитве Святому Духу:

Старая формула: «Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи …» была изменена так: «… Душе истины».

Святой Дух – Третья Ипостась Святой Троицы, назван уже не истинным, но Духом истины.

В чем смысл такой перемены? Понять его невозможно, если не вспомнить один из первых латинских лжедогматов: филиокве, то есть учение об исхождении Святаго Духа также «и от Сына». Христос Бог называется в Св. Писании «Истиной». Сам Спаситель так свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14; 6). Изменив текст молитвы (назвав Духа Святаго Духом истины, то есть Духом Христа), «справщики»-вредители сделали прозрачный намек на филиокве. Такие язвы-«филиоквочки» периодические попадаются в наших богослужебных текстах, и об одной из них ниже мы будем говорить более подробно.

 

Кстати (вопреки расхожему мнению), вредительство «справщиков» не миновало и текстов Священного Писания. Приведем лишь один – один из наиболее вопиющих примеров такой «справы»:

Старый текст Послания св. Апостола Павла к Колоссянам: «И вас мертвых сущих в прегрешениих и в необрезании плоти вашея сооживил есть с Ним, отмыв нам вся прегрешения» (Кол. 2; 13). Справщики выдали следующий вариант: «… сооживил есть с Ним, даровав нам вся прегрешения». Подобную замену – что указывает на то, что замена эта была обусловлена некоей идеей, мы видим и в молитве св. Ефрема Сирина. Вместо бывшего в старом тексте «дух уныния, и небрежения, сребролюбия, и празднословия отжени от мене», вредоносные «справщики» написали: «… дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» (о возможных причинах такой подмены также пойдет речь ниже). Даже из этих (а это, поистине, капля в море!) примеров видно: проблема заключается явно не в «мелочах».

К сожалению, цели настоящей статьи и ее объемы не позволяют хотя бы относительно подробно перечислить все изъяны и описать весь ущерб, нанесенный нашему богослужебному строю (достаточно подробно этот вопрос рассматривается в работе известного историка Б.П. Кутузова «Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа»).

Необходимо также отметить, что самая порча богослужебных текстов, привнесение ряда новшеств в чин Богослужения (причем иные из этих новшеств были явно латинского происхождения) – это только половина беды. Вторая половина заключается в том, что вся эта вредоносная справа была де-юре догматизирована «собором» 1666-1667гг.

Очень многие привычно, в силу дурной традиции, считают старообрядцев обрядоверами, однако на самом деле обрядоверие насаждалось на Руси ни кем-либо иным, а самими вершителями церковной «реформы». Именно они предали новым обрядам статус догмата. В


 

133


частности, отцы собора, ничтоже сумняшеся относительно нового Служебника со всеми его погрешностями, вынесли следующее определение: «… и ни кто же да дерзнет от ныне во священнодействие прибавити что или отъяти, или изменити. Аще и ангел (по нас) будет глаголати что ино, да не имате веры ему» (правило 24). Каждая буква нового Служебника со всеми его «порождениями… окаянством» стала неизменной под страхом анафемы, то есть превратилась, фактически, в догмат. Старые же обряды назывались ересями. Один из главных идеологов «собора», архимандрит и «справщик» Дионисий писал, что сугубая аллилуия – это «вельми и зело велия ересь». Двуперстное благословение – ересь лютерская и кальвинская. А в двуперстном крестном знамении он умудрился обнаружить, ни больше ни меньше, арианство, македонианство, савеллианство и аполинарианство. Старообрядческое же «обрядоверие» (по системе «от противного») было лишь формой защиты исконно православных преданий – следствием этой порочной догматизации нового обряда. Самым же страшным и фатальным деянием «собора» 1666-67гг. стало анафематствование старого обряда, что было по своему логично, ведь старый обряд рассматривался как совокупность всевозможных ересей.

 

А.В. Карташев прямо утверждает, что отцы собора «… посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее». Добавим лишь: не только церковную историю московского периода, но и всю вообще русскую церковную историю до середины XVII в. А также осудили и всю древнюю Греческую Церковь, ибо, как справедливо писал Каптерев, старый обряд «… был созданием Православной Греческой Вселенской Церкви, и ранее, в течение целых столетий, он существовал у православных греков, и обвинять за него русских в еретичестве в существе дела значило обвинять в еретичестве старую Греческую Православную Церковь».

Это значит, что на названной скамье подсудимых оказались и прп. Сергий Радонежский, и св. блгв. кн. Александр Невский, и свт. Алексий Московский, и даже свт. Иоанн Златоуст и свт. Василий Великий. Правда, деканонизации всех русских святых, слава Богу, не последовало – беззаконная анафема не была доведена до своего логического конца (что опровергает радикально- старообрядческую точку зрения, будто новообрядческая Русская Церковь в принципе порвала со своим церковным прошлым, начав с чистого листа). Однако ряд разбойных «деканонизаций», увы, имел место. Имя св. блгв. кн. Анны Кашинской было вычеркнуто из святцев, а св. мощи ее были погребены под спудом (причина была в двуперстном перстосложении руки святой). Были прекращены службы прп. Евфросину Псковскому, были и иные прецеденты беззаконных «деканонизаций». И лишь спустя столетия некоторых православных русских святых «реабилитировали» (так, почитание св. Анны Кашинской возобновилось в 1910г.). Очевидно, что причины, вызвавшие раскол Русской Церкви, состояли не

 

в «едином азе», и не в «невежестве» и «суеверии» русских людей. Борис Павлович Кутузов совершенно справедливо называет церковную «реформу» XVII в. диверсией. Но вот кому и зачем была эта диверсия нужна?

 

 

Церковная революция сверху: западники-филокатолики… и не только они

 

Чуть менее двух лет назад автор настоящего текста в своей статье «Антисимфония» уже писал о том, что интоксикация церковного организма ересями, еретическая революция происходит, как правило, одним из двух путей. Первый путь – церковная революция «снизу» (классический пример – Реформация, породившая протестантизм). Протестантски настроенные мiряне и низшие чины иерархии выступают главной движущей силой – и духовно-идеологической, и кадровой. Второй путь – еретический переворот «сверху», когда высшие иерархические места захватываются носителями «нужных» воззрений. Именно таким образом действовали масоны в отношении Константинопольской Патриархии в начале XX столетия. Таким же образом работало МГБ-КГБ в послевоенный период в СССР, проводя на наиболее значимые должности в Московской Патриархии «лояльных лиц», а иногда и откровенных своих ставленников. Ну а задолго до них эту схему пытались реализовать в России иезуиты. Поскольку попытки совращения в унию Московской Руси проваливались с треском, Рим несколько смягчил свою тактику. Вместо откровенной пропаганды унии паписты начинают действовать через различных агентов влияния – начинают обработку представителей русской аристократии и,


 

134


прежде всего, пытаются найти общий язык с русскими царями. И настоящим прорывом в деле латинизации Руси стала Смута и кратковременное воцарение Лжедмитрия I.

 

Как известно, самозванец, в случае успеха, обещал Риму окатоличивание Руси. И бывшие с ним постоянно иезуиты, которые и должны были контролировать этот процесс, среди прочих давали ему и такие инструкции: «Издать закон, чтобы в Церкви Русской все подведено было под правила соборов отцов греческих… учредить семинарии, для чего призвать из- за границы людей ученых, хотя и светских». Расчет был точен. Даже и отрекшиеся от унии (Ферраро-Флорентийской) греки после полного разрушения Византийской Империи (1453г.) не имели ни собственной развитой богословской школы, ни собственного книгопечатания. Греческие богословы (как потом и малорусские) ездили за «наукой» в Европу, и лишь единицы возвращались на Родину, не заразившись латинским духом (или протестантским). Богослужебные греческие книги, печатавшиеся в латинских, очень часто именно иезуитских типографиях, и корректировавшиеся латинянами через выученных ими же греков, пропитывались католическими идеями, наполнялись вышеупомянутыми «филиоквочками». А в начале XVII в. те же самые процессы мы можем наблюдать и в Малороссии, находившейся под властью Польши и латинизировавшейся в чем- то даже более глубоко, чем греческий Восток. Именно в силу этих причин в 1480г. в русскую архиерейскую присягу была включена клятва о том, чтобы не принимать греков ни на митрополию, ни на епископство, как находящихся под властью неверного царя, а с 1620г. соборно закреплена практика крещения всех малорусов и белорусов, ранее «крещеных» обливательно.

Сближение в вопросах канонических с Греческой Церковью, в силу этого, рассматривалось на Московской Руси как дело крайне опасное для Православия. И справедливость этого взгляда подтверждается тем, что иезуитами оно рассматривалось так же. Собственно, западнический настрой значительной части бояр, многие из которых выступали активистами церковной «реформы», известен. Известно также и то, что некоторые творцы этой самой «реформы» были тайными католиками, и поддерживали непосредственные сношения с Римом. Так, Паисий Лигарид еще в 1643г. писал в Рим секретарю «Пропаганды» Игноли: «С моей стороны сделано все для возвеличивания и прославления Римской церкви в защиту ее догматов и обрядов». Латинский почерк виден в «трудах» и таких персонажей, как Симеон Полоцкий и Епифаний Славинецкий. Все это давно уже не секрет, но, рассматривая деяния реформаторов и, прежде всего, так называемое «исправление» церковных книг, невольно задаешься вопросом: а только ли латинское здесь наблюдается влияние? И даже более того: а играли ли филокатолики в этом деле первую скрипку, или эта самая скрипка осталась за кем-то иным? И уж не был ли этот «кто-то иной» представителем той самой «традиции», которая замечена в некоторой слабости к разного рода скрипкам?

 

Несмотря на все разнообразие приемов и методов, которыми пользовались иезуиты, их, так сказать, исторический почерк более- менее узнаваем. Узнаваем именно потому, что цель, которую преследовали иезуиты, в сущности, всегда была одна: подчинить всех и все римскому папе. В силу этого, например, понятно, для чего в русские богослужебные тексты могли вноситься латинские элементы (как специально, так и не специально – в силу западного образования «справщиков»). Часть очевидных погрешностей можно объяснить еще и тем, что лица, которые «правили» тексты, просто плохо владели славянским языком. Однако очевидной порчи, причем порчи кощунственной, это все-таки не объясняет, ибо для таких фанатичных католиков, какими были Поссевино и Юрий Крыжанич, было бы естественным стремление к латинизации русского церковного строя. Но вот сознательно, вплоть до кощунства, портить богослужебный текст они стали бы едва ли.

О некоторых, достаточно широко известных кощунственных «правках» выше уже было упомянуто. Но вот еще один впечатляющий пример: в ходе начавшейся в середине XVII столетия справы, в одной из новых версий молебного канона Ангелу Хранителю появилось выражение: «страстьми свиней умных житие соверших» (ранее же упоминались лишь «свиньи неразумные»). Другие изменения еще более показательны.

В «Руководстве к изучению Устава Богослужения Православной Церкви» о.К. Субботина, в описании суточного богослужебного круга, мы читаем: «… образовались следующие девять церковных служб: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Литургия (обратите внимание на последовательность! – Д.С.)… Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий, и служебных и частных, неудобно собираться ко


 

135


всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать Богослужение три раза в день. Поэтому к трем основным службам были присоединены остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. Именно: к Вечерне присоединены 9- й час (пред Вечернею) и Повечерие (после вечерни); к Утрени – Полунощница (пред Утренею) и 1-й час (после Утрени); к Литургии – 3-й и 6-й часы (пред Литургией)». Но вот неясно, а почему 9- й час оказался присоединен к Вечерне? Ведь венчает Богослужебный суточный цикл именно Божественная Литургия, и по логике вещей, именно ей 9-й час и должен был бы предшествовать. И раньше, до раскола, так и было. Смысл же реформаторских изменений нынешний настоятель старообрядческой общины (РДЦ) г.Санкт-Петербурга священноиерей Олег Морозов объясняет так:

 

«В 9-м часу распятый иудеями на кресте Христос умер – наступила Его физическая смерть. Это и вспоминается христианами в молитвах на 9-м часе. Далее на Литургии прославляется Воскресение Господа нашего Исуса Христа. Перенесение же 9-го часа назад, к Вечерне (или ко Всенощному бдению) означает, что сначала иудеи распяли Христа, и Он умер, а теперь они ожидают «спасителя», ведь дальнейший ход богослужения означает ожидание Спасителя. Возникает вопрос: какого? Если для них это «спаситель», то для нас – антихрист, так как после распятия и воскресения Христа никаких спасителей больше не будет».

Весьма примечательным является также, в этом смысле, и корректировка седьмого члена Символа веры. Вместо дораскольного текста: «… Его же царствию несть конца» (то есть нет конца) «справщики» вставили: «… не будет конца». Здесь можно видеть католическое влияние – но нет ли здесь и иудейского следа? Ведь если мессия еще не пришел, то и царству его не будет конца – тогда, конечно же, когда оно наступит, но не ранее. Сюда же можно отнести и вышеприведенные вставки о «даровании» (прости, Господи!) Богом согрешений. Латинское веяние можно видеть и здесь. Но невозможно не заметить и явного сходства с иудейским мiровоззрением.

Л.А. Тихомиров в своих «Религиозно-философских основах истории» пишет следующее: «В демонологии Каббалы сатана, в смысле ожесточенного противника Бога совершенно отсутствует». А стало быть, совершенно отсутствует главный виновник греха. Более коротко и ясно эту особенность иудейского мышления раскрывает почти легендарный труд Флавиана Бренье «Евреи и Талмуд»: «Чтобы дополнить нравственный облик Бога, каким Он изображается

 

в талмуде, добавим, что талмуд великодушно приписывает Ему ответственность за все грехи, совершаемые на земле: «Это Он, – говорят раввинские писатели, – дал людям развратную натуру»; следовательно, Он не может упрекать их за впадение в грех, раз Он Сам их к нему предназначил. Поэтому Давид, совершив прелюбодеяние, и дети Эли, занимавшиеся лихоимством, в действительности не согрешили; Бог один виновник их прегрешений». Не отсюда ли просьба «не давать» прегрешения (молитва св. Ефрема Сирина), ведь если диавола нет, то грех приходит (прости, Господи!) от Бога.

Все эти «умные свиньи» и «дарования прегрешений» уже встречались в истории христианского мiра (как собственно христианского, так и лишь идентифицирующего себя в качестве такового). Такие богохульные, кощунственные вкрапления – один из характерных признаков работы антихристианских тайных обществ. В средневековой Европе, например, такие общества, нередко маскирующиеся под братства каменщиков (отсюда и последующее название – масоны), вносили еретические или сомнительные символы в архитектурный облик средневековых соборов. Вновь обратимся к работе Л.А. Тихомирова (цитата из работы Финделя): «На всех старинных монументах, – говорит Финдель, – монументальных постройках видны указания на тайное братство каменотесов, его символику и его религиозные воззрения. Так, в церкви св. Зебальда (Мюремберг) были изображены монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге в верхней галерее против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли (как святыню) спящую лисицу, за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечой. Осел стоял у престола и служил мессу. Таковы их религиозные воззрения, и они возникли очень давно. Строительство Страсбургского собора начато еще в XI веке, а закончено – одна часть в XIII веке, другая в XV веке… В Доберанской церкви в Мекленбурге (освящена в 1368 году)… до сих пор еще хорошо сохранилось запрестольное изображение, знакомящее нас с религиозными взглядами архитектора. На первом плане три священника вертят мельницу, в которой мелется догматика, сверху над ними Пресвятая Дева с младенцем Исусом,


 

136


на чреве Ее пылающая звезда, внизу тайная вечеря, на которой изображены апостолы в известной всем масонам позе и т.д.».

 

Это была настоящая война – война символов, которую столетиями вели гуманисты-сатанисты против христианского мi ра. Русский народ впервые подвергся серьезной атаке с их стороны в XV в. – в 1470г., когда в Новгороде появилась ересь жидовствующих. И опять очень важный нюанс: так называемая ересь жидовствующих, тайное общество жидовствующих сатанистов, появляется ни где-нибудь, а в Новгороде, ибо именно Новгород в тот период времени был для Руси «окном в Европу». А где же было такое «окно» в XVII веке?

Без всякого сомнения, таким окном стала Малороссия, значительная часть которой была присоединена к Русскому Царству ни кем иным, а государем Алексеем Михайловичем. Бывшая до этого под властью Польши и подвергнувшаяся значительной европеизации, Малороссия также стала настоящими воротами из Европы на Русь. Примечательно, что накануне этого в Польше, в состав которой входили тогда многие земли Малой и Белой Руси, были достаточно сильны радикальные протестантские секты. В том числе и секты антитринитарные, то есть, по сути дела (с учетом примитивного, буквального мiровоззренческого крена всего протестантского общества

в сторону Ветхого Завета), секты жидовствующих. Показательно, что даже в «Пресловии…» к Острожской Библии содержится поучение против антитринитарных учений – столь сильны они были среди западнорусского населения.

Было бы вполне логично, если бы в XVII в. новые тайные общества, наподобие секты жидовствующих, пришли к нам из этого малороссийского «окна в Европу». Очень возможно, что именно оттуда они и пришли (вся «интеллектуальная» гвардия церковной «реформы»-революции, такие персонажи как, например, Симеон Полоцкий, появились именно оттуда). В последующем (почти до конца XVIII в.) малороссы, сравнительно с великороссами, в сфере богословия и даже светской науки (а также церковного управления) будут доминировать в России. Имеются и свидетельства об оккультных увлечениях вершителей «книжной справы». Так, Симеон Полоцкий составлял (в том числе и для царя Алексея Михайловича) гороскопы. По некоторым данным, относительно рождения будущего царя Петра I, им также были даны Алексею Михайловичу рекомендации оккультного порядка. По Б.П. Кутузову, зачатие будущего enfant terrible состоялось, согласно основанным на астрологии указаниям Симеона Полоцкого, 11 августа 1671г., то есть в канун Успенского поста.

 

Вообще же увлечение гороскопами, эзотерикой и иной бесовской мистикой было не чуждо многим представителям тогдашней русской аристократии. Не случайно таких людей вожди старообрядчества прозвали «альманашниками» (от «Альманах» – тогда это слово употреблялось

в значении сборника разного рода оккультных и астрологических сведений). И совсем не безумным, на таком фоне, выглядит свидетельство Аввакума: «Какую же премудрость любит Павел митрополит и прочии ево товарищи, зодейщики? Со мною он, Павел безумный, стязався, глаголющи: «Велено-де научится премудрости альманашной и звездочетию». И опять вопрос – кем велено?..

Наиболее вероятно, что и патриарх Никон, и царь Алексей Михайлович были ловко обмануты – и иезуитами, и теми, кто в данном случае с ними работал на пару, а именно: тайным обществом жидовствующих сатанистов. Разумеется, можно пытаться возразить: царь Алексей Михайлович сделал так много доброго: присоединение Малороссии, освоение Восточной Сибири и т.п. Но есть ли у нас какие-то основания считать дурным человеком Иоанна III? Едва ли. Однако если бы не свт. Геннадий Новгородский и прп. Иосиф Волоцкий, то не исключено, что жидовствующие не были бы побеждены (да они и не были разгромлены окончательно), и подчинили бы своему влиянию Великого Князя. Примечательно, кстати, что патриарх Никон, уже будучи в добровольном изгнании, вернулся к старому дореформенному чину Богослужения. Примечательно также и то, что в 1657г. он благословил о.Григорию (Неронову) служить по старому Служебнику (в последующем такое будет невозможно почти полтора столетия до введения Единоверия). В этом смысле показательно и то, что тот же разбойничий «собор» 1666-67гг., который осудил и предал анафеме старый обряд, а с ним и всю церковную жизнь за семь столетий до того, осудил также и патриарха Никона.

Разного рода фактов, подтверждающих существование тайного антихристианского общества жидовствующих на Руси, немало. И если исходить из того, что такой оккультный элитарный орден действительно был, то становится понятно, откуда взялся enfant terrible. И вопрос И.Л. Солоневича: откуда Кокуй взялся в жизни юного Петра I? – самое зачатие которого


 

137


состоялось соответственно указаниям астрологов – в общем и целом можно считать исчерпанным. Тогда же становится понятно, почему на Русь обрушился шквал губительных петровских преобразований. Погромные реформы, а вернее, революция Петра I стала лишь проекцией в социально- политической и культурной сферах той духовной катастрофы, которая совершилась в Русской Церкви в XVII в. И именно там следует искать корень большинства наших сегодняшних бед. Но вот было ли тайное оккультное общество, которое во второй половине XVII столетия сумело взять в свои руки многие властные рычаги в России? Отчасти прояснить эту ситуацию позволяют некоторые, ставшие не так уж давно известными факты из жизни Петра I.

 

 
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: