Ситуации - проблемы
Ситуация № 1.Принципы управления корпорацией «Зону»
В одной из крупнейших японских корпораций — «Сони», которая ставит и решает сложные задачи новаторского характера, большое значение придается участию всего коллектива в поиске эффективных путей достижения стоящих перед ней целей.
Корпорацию «Сони» отличают антибюрократический стиль управления, стремление преодолеть отчужденность различных подразделений и уровней управления корпорации.
Проблема 1
Как вы оцениваете стремление руководства корпорации «Сони» привлечь к участию в решении проблемы, в том числе управленческого характера, всех сотрудников корпорации? Оправдан ли, по вашему мнению, такой подход к организации производства? На какие принципы управления организацией опирается компания?
Ситуация №2.Корпоративная культура «ИБМ»
Основанная в 1911 г. в результате слияния нескольких фирм, производивших счетную технику, корпорация ИБМ сегодня — крупнейший в мире производитель электронного оборудования в сфере информатики. За долгие годы деятельности в корпорации сложилась определенная корпоративная культура, которая является следствием действующей в ней системы управления.
Сложившаяся в ИБМ корпоративная культура предполагает вовлечение ее работников в активный производственный процесс, установление продуктивных отношений между руководителями и подчиненными, широкое использование принципа уважения к человеку.
Взаимоотношения руководителя и подчиненного являются одним из действенных элементов системы управления корпорацией.
Проблема 2
Проанализируйте сложившиеся в корпорации ИБМ отношения между руководителями и подчиненными в процессе управления деятельностью корпорации. Какие, по вашему мнению, элементы корпоративной культуры в наибольшей степени способствуют решению возникающих перед корпорацией ИБМ проблем?
Ситуация №3.Выбор стиля управления
Директор одного из столичных банков получил конфиденциальную информацию о состоянии активов и пассивов крупного морского пароходства и перспективных планах его развития, которые представлялись ему заманчивыми с точки зрения получения ожидаемой прибыли.
Ознакомившись с представленным пароходством бизнес-планом и оценив сложившуюся ситуацию, директор банка принял решение о крупных инвестициях в пароходство.
Проблема 3
Правильно ли поступил директор банка? К каким последствиям может привести данное решение?
На какой принцип управления организацией опирается руководитель?
Использование какой технологии управления в рамках одного из известных вам стилей (моделей) менеджмента позволит уменьшить риск неблагоприятных последствий принимаемого решения?
Ситуация №4.Подход к управлению и эффективность
На сборочной линии одной американской компании в Атланте, штат Джорджия, 35 американок собирали транзисторные панели, производя ряд стандартных операций. В Токио на другом предприятии той же компании на таком же конвейере работало 35 японок, выполнявших те же операции. Единственным отличием этих линий была различная производительность: японские работницы производили на 15 % больше панелей, чем американки.
Проблема 4
С чем связан разрыв в производительности труда американских и японских работниц? Какие элементы японского стиля управления позволили обеспечить более высокую отдачу?
Ситуация №5.Изменения в корпоративном управлении
В связи с проблемами в корпоративном управлении японских компаний в последнее десятилетие, связанными с недостаточной гибкостью организационных структур, забюрократизированностью процедур принятия решений, отсутствием независимого внешнего контроля за деятельностью высших менеджеров, предпринимаются попытки изменить традиционную модель менеджмента. В частности, речь идёт о повышении прозрачности компаний для акционеров, привлечении иностранных инвесторов, включение в состав советов директоров иностранных менеджеров. Проблема
Каким образом, на ваш взгляд, повлияют данные изменения на стиль управления японских компаний и эффективность их работы? Можно ли назвать, и почему, эту тенденцию переходом от этноцентризма к культурному релятивизму?
Литература:
Основная - 1, 3, 5, 6.
Дополнительная: 15, 16, 17, 18, 19, 21, 26, 30, 31, 32.
ТЕМА 4. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
4.1. Сущность планирования как ведущей функции процесса управления
Функция планирования является главной в процессе управления. Анри Файоль говорил о планировании: Выражение «управлять - значит предвидеть» дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку «предвидение - если и не все управление, то, по крайней мере, его важнейшая часть».
Планирование - это процесс подготовки на перспективу решений о
том, что, кем, как, когда и почему должно быть сделано.
Содержание функции планирования:
1) планирование тесно связано с достижением желаемых будущих состояний (целей), которые маловероятны без вмешательства человека;
2) планирование связано с формированием событий, как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения и использования наличных ресурсов для достижения целей;
3) планирование является прагматической деятельностью, которая связана с выбором рациональных вариантов действий из определенного набора альтернатив, ограниченных, имеющимися в распоряжении ресурсами.
Особая проблема состоит в том, как осуществляется выбор альтернативного варианта, почему ориентируются на те или иные критерии выбора. В теории и практике управления применяют классический и системный подходы к выбору рационального варианта плана.
Различают следующие типы рационального выбора:
1. Техническая рациональность.
2. Экономическая рациональность.
3. Правовая рациональность.
4. Социальная рациональность.
5. Рациональность здравого смысла.
6. Мета рациональность.
Таким образом, планирование является мыслительным и социальным процессом, постоянно сводящим то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации при заданных ресурсах, воздействии окружающей среды и поведении субъекта управления, с тем, что представляется как желательный исход ситуации.
4.2. Методологические подходы к планированию
Специалист в области стратегического управления Т. Саати выделяет следующие методологии планирования:
1) формальное планирование предусматривает применение количественных моделей и методов оптимизации;
2) инкрементальное (приростное) планирование исходит из отсутствия полных и совершенных знаний привлекаемых к планированию. Данный подход использует качественные рассуждения и «здравый смысл»;
3) системное планирование предполагает, что будущее неопределенно и не может быть предсказано исходя из условий только настоящего и прошлого. Поиск сходимости между возможными и желаемыми состояниями основан на количественных и качественных методах анализа, как вариантов плана, так и его критериев.
Современный специалист в области бизнеса и менеджмента, системоаа- литик Р. Акофф предлагает следующую методологию планирования:
Риактивизм предполагает ориентацию на прошлое, противодействие изменениям (консервативный тип планирования). Применим при краткосрочном планировании, предполагает выбор средств при заданных задачах и целях, идеалах.
Инактивизм предполагает ориентацию на настоящее состояние (инерционный тип планирования). Применяется при тактическом планировании, даны цели и идеалы, выбор средства и задачи.
Преактивизм основывается не предсказаниях, прогнозах будущего и подготовке к нему. Применяется при стратегическом планировании. Заданы идеалы, выбираются средства, задачи, цели (прогнозный тип планирования).
Интерактивизм основан на учете взаимодействия прошлого, настоящего и будущего. Выбор идеалов, целей, задач, средств. Реализуется в рамках стратегического управления (нормативное планирование).
4.3. Этапы процесса планирования.
Наиболее полно функция планирования реализуется в процессе стратегического планирования.
Стратегическое планирование - это процесс, включающий последовательность действий и решений, предпринятых ЛПР, которые ведут к разработке комплексных всесторонних планов (стратегических планов) и предназначены для осуществления миссии и целей организации. Этапы стратегического планирования:
1) определение миссии;
2) разработка целей организации;
3) оценка и анализ внешней среды;
4) обследование внутренней среды организации;
5) разработка и анализ стратегических альтернатив осуществления миссии и достижения целей;
6) выбор стратегии и стратегическое планирование;
7) реализация стратегии;
8) оценка и контроль реализации стратегии, внесение при необходимости корректив в миссию и цели организации (обратная связь).
Объекты анализа и планирования подразделяются на две большие группы: пространственные и поведенческие.
На характер и содержание основных этапов планирования влияют:
- масштабы планирования, различают: а) общее планирование, которое осуществляются на уровне всего объекта управления; б) специальное планирование, осуществляется на уровне его отдельных подсистем или их частей;
- уровени планирования, различают: а) глобальное планирование (подразумевается весь национальный или международный рынок или сфера действия); б) локальное планирование;
- временные параметры планирования: долгосрочное, тактическое, оперативное планирование.
4.4. Цели организации
Основная общая цель организации, определяющая смысл ее существования, называется миссией. Миссия организации образует методологическую и концептуальную основу для выработки общих и частных целей организации, планирования и управления в целом.
Например, миссия японской корпорации «Мацусита электрик» выглядит следующим образом:
1) взаимная выгода для компании и потребителей;
2) получение прибыли на пути служения обществу;
3) честная конкуренция;
4) обеспечение выгоды компании и всех, связанных с нею лиц;
5) управление компанией путем привлечения к участию всех заинтересованных лиц;
Цель управления - одна из базовых категорий науки об управлении - представляет собой желаемые пределы, величины или результаты целесообразной деятельности по развитию системы в течение определенного времени.
Цели могут иметь сложную пространственно-временную структуру. Временная структуризация целей предусматривает построение иерархии целей с позиций временного горизонта: долгосрочные, среднесрочные, текущие, оперативные.
Пространственная структуризация целей - это иерархическое древо целей, последовательно детализируемых для каждого иерархического уровня организации.
Структуризация целей основана на следующих свойствах целей:
1. Соподчиненности.
2. Развёртываемости.
3. Соотносительной важности целей.
Один из методов упорядочения цели - метод дерева целей.
4.5. Оценка и анализ внешней среды организации
Анализ внешней среды организации - представляет собой процесс, посредством которого ЛПР осуществляет мониторинг (наблюдение) за внешними по отношению к организации факторами. Анализ динамики этих факторов направлен на выявление благоприятных возможностей и угроз для целей и интересов организации, является основой для выработки плановых решений.
К основным факторам макросреды функционирования организации относят:
1. демографические факторы;
2. экономические факторы;
3. природные факторы;
4. факторы научно-технической среды;
5. факторы политической среды;
6. факторы социальной среды;
7. факторы культурного окружения;
8. международные факторы;
Микросреда организации представлена субъектами (силами), которые имеют к ней непосредственное отношение.
К факторам микросреды относятся:
1. поставщики;
2. посредники;
3. консультационные организации;
4. кредитно-финансовые учреждения;
5. клиенты - потребители товаров и услуг фирмы;
6. конкуренты;
7. контактные аудитории.
Для большинства фирм факторы внешней макро- и микросреды являются
неуправляемыми, поэтому изменение в них, особенно негативные, рассматриваются как причины, требующие адаптации фирмы.
4.6.Анализ и оценка внутренней среды организации
Анализ и оценка внутренней среды организации направлены на изучение ее сильных и слабых сторон с позиций требований внешней среды. Для обследования применяется функциональный подход, отражающий основные направления деятельности фирмы.
- Маркетинг.
- Финансы и бухгалтерский учёт.
- Производственная функция.
- Функция управления человеческими ресурсами.
- Культура и образ корпорации.
Анализ внешней и внутренней среды организации направлен на выявлении угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешнем окружении, а также сильных и слабых сторон, которыми она обладает. Применяемый в теории и практики управления метод 8^0Т-анализа (первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности и угрозы) является широко признанным подходом, позволяющим провести данное обследование (табл.4.1).
Таблица 4.1 - 8^0Т - матрица
|
Наряду с методом 8^0Т - анализа может быть применён метод составления профиля среды. |
4.7. Выбор стратегий
Стратегия (от греч. слова - искусство полководца) - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для осуществления миссии и достижения целей организации.
Под стратегией также понимают набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Основные варианты стратегических альтернатив:
1) стратегия роста:
а) интенсивный рост;
б) интеграционный рост;
в) диверсификационный рост;
2) стратегический ограниченный рост;
3) стратегическое сокращение:
а) ликвидация;
б) отсечение лишнего;
в) сокращение и переориентация;
4) стратегия сочетания.
Распространенным инструментом анализа и формирования стратегий является портфельная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ). Она используется для оценки потребности в финансировании, выявления прочности конкурентной стратегии.
К факторам, влияющим на стратегический выбор, относят: риск, знание прошлых стратегий, реакцию владельцев, время.
4.8. Реализация стратегического плана
Организация сможет реализовать стратегический план если:
1) разработаны планы, детализирующие реализацию стратегии, а также условия и порядок действия выполнения планов;
2) предоставлены достаточные ресурсы (то есть, разработан бюджет стратегического плана).
Детализирующие планы, условия и порядок их реализации включают в себя: тактику, политику, процедуры, правила.
Условием успешной реализации стратегии является выполнение следующих требований к процедурам и правилам:
1) разъяснение исполнителям содержания правил и процедур;
2) обоснование необходимых процедур и правил исходя из целей организации;
3) институализация правил и процедур;
4) взаимная адаптация новых правил и процедур к внутрифирменной атмосфере;
5) учет при необходимости в правилах и процедурах культурных традиций и особенностей.
Бюджет - это метод распределения ресурсов, измеренных в количественной форме и необходимых для достижения целей, также выраженных в количественной форме.
Бюджет выполняет две функции:
1) является источником финансирования по каждому направлению деятельности;
2) является средством контроля расходов, эффективности работы управляющих по достижению целей.
4.9. Контроль за выполнением стратегического плана
Назначение и объекты контроля:
1) констатация и оценка достигнутых результатов коммерческой и обеспечивающей деятельности;
2) констатация и оценка деятельности отдельных работников и групп по- достижении результатов;
3) констатация и оценка осуществления эффективности мероприятий, выполненных в соответствии с планами;
4) комплексная констатация и оценка эффективности управления;
5) формирование обратной связи между результатами и целями, выработка конкретных мероприятий, информирование и стимулирование персонала.
Принципиальная схема контроля и анализа общих целей, а также их временных и пространственных составляющих предусматривает:
1) установление единого измерителя для цели и результата;
2) фиксация цели;
3) фиксация результата;
4) оценка отклонения, выявления ее причин;
5) выводы и предложение по коррекции.
Распространенным методом временной и пространственной иерархиза- ции общих целей организация и контроля за их исполнением является метод МВО (шападешеп! Ъу оЪ|есйуе8) - управление по целям.
Метод МВО включает этапы, сходные с этапом разработки стратегии:
выработка формулировки целей;
разработка планов и их достижение;
системный контроль, измерение и оценка работы и результатов;
корректировка меры для достижения запланированных результатов.
Ключевые понятия
|
планирование
типы рационального выбора
методология планирования
формальное планирование
инкрементальное планирование
системное планирование
риактивизм
инактивизм
преактивизм
инактивизм
интерактивизм
стратегическое планирование
цель управления
миссия
пространственно-временная структура целей метод дерева целей анализ внешней среды факторы макросреды
микросреда организации
анализ и оценка внутренней среды
метод 8Ш0Т-анализа
стратегия
стратегия роста
стратегия ограниченного роста
стратегическое сокращение
стратегия сочетания
детализирующие планы
тактика
политика
процедуры
правила
бюджет
Метод МВО
Метод составления профиля среды
Контрольные вопросы
1. Каково назначение функции планирования в организации? Какие типы рационального выбора альтернатив вы знаете?
2. Найдите взаимосвязь между двумя типами методологии планирования, предложенными Т. Саати и Р.Акоффом.
3. Каковы основные этапы процесса планирования? Почему, на ваш взгляд, функция планирования наиболее полно реализуется в рамках стратегического планирования?
4. Понятие и роль цели в организации. Что такое миссия организации?
5. Для чего необходим анализ динамики факторов внешней и внутренней среды организации? Какие методы стратегического анализа вам известны?
6. Какой подход используется для изучения внутренней среды организации?
7. Что означает понятие «стратегия»? Для чего современной организации необходима выработка стратегии? Какие виды стратегических альтернатив вам известны?
8. Какие условия необходимы для реализации стратегии? Что такое бюджет, какие функции он выполняет?
9. Какова принципиальная схема контроля за реализацией стратегии?
Упражнения
Упражнение № 1.
Сформулируйте возможные варианты миссии вуза, в котором вы учитесь, а также следующих организаций:
а. крупного регионального предприятия АПК по выращиванию и переработке птицы;
б. областной администрации;
в. сети кафе быстрого питания;
г. регионального банка;
д. международной организации-производителя спортивной одежды и обуви;
е. телевизионного агенства;
ж. крупного туроператора.
Упражнение №2.
Составьте сетевой график решения какой-то проблемы (например, выполнение курсовой работы, подключение к Интернету, организация летнего отдыха, организация студенческой весны на высоком уровне). Найдите на графике критический и оптимальный путь для своих действий. Методика выполнения работы изложена в учебнике [1, с.334-335].
Упражнение №3.
Предложите следующим организациям стратегию развития, исходя из складывающихся условий:
1. Мясоперерабатывающий комбинат. Предприятием охвачены возможные
сегменты рынка и обеспечено производство товаров максимально широкого ассортимента хорошего качества. Конкуренция на потребительском рынке очень жёсткая. Рынок производства и переработки сельхозпродукции развивается, и появляется возможность приобрести уже работающие животноводческие предприятия или инвестировать средства в строительство новых свиноферм.
2. Мебельная фирма. Рынок мебели достаточно насыщен и конкуренция сильна не только среди местных производителей, но и со стороны мебельных фирм других регионов и стран. У предприятия значительная кредиторская задолженность и слабая конкурентоспособность продукции. За последние два года внешние управляющие не смогли исправить положение.
3. Крупное машиностроительное предприятие. Является одним из ведущих предприятий в этой отрасли и обладает большим инвестиционным потенциалом. Фирма провела маркетинговое исследование одного из крупных региональных рынков, в результате которого была выявлена высокая привлекательность строительного сектора экономики, в частности, производство и продажа отделочных материалов.