Практические ситуации к теме 1

Ключевые понятия


 


 


организация

горизонтальное разделение труда

предмет теории управления субъект управления


вертикальное разделение труда внешняя среда

внутренние переменные организации цель

структура

технология

люди

управление

управленческие ограничения

виды управления

уровни управления

формы отношений управления

этапы развития отношений управления

лицо, принимающее решение

объект управления технократический подход управленческий подход институт

типы институциональных сред методология логический позитивизм редукционистская логика теория открытых систем система

признаки системы социальная система система управления организацией свойства организации


 


 









Контрольные вопросы

1) Что является объектом изучения теории управления?

2) Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда.

3) Почему внешняя среда важна для руководителей? Каковы её основные харак­теристики и факторы воздействия?

4) Дайте определение понятия «управления»? Что означает термин «менедж­мент»? Какие виды управления вы знаете?

5) Что является продуктом и средствами труда в управлении?

6) Что является предметом теории управления?

7) Какие типы институциональных сред вам известны?

8) В чём проявилась недостаточная продуктивность таких подходов научного ис­следования к управлению как логический позитивизм и редукционистская ло­гика?

9) Обоснуйте концептуальную ценность теории систем. В чём состоит особен­ность социальных систем и управления ими?

Упражнения

Упражнение № 1.

Сопоставьте труд управленца, изобретателя, рабочего, покажите их об­щие моменты и различия.

Упражнение №2

Можно ли учебную группу считать социальной системой? Обоснуйте свой ответ. Какие цели ставятся перед учебной группой и какие технологии ис­пользуются в её работе?

Упражнение №3

Деятельность каких из перечисленных ниже лиц можно отнести к ме­неджменту: капитана корабля, министра, участника общего собрания акционе­ров, преподавателя в студенческой группе, президента компании, руководителя космического полёта, начальника производственного участка?

Упражнение № 4

Чем характеризуется обратная связь при управлении студенческой группой?

Упражнение №5

Опишите возможные варианты горизонтального и вертикального разде­ления труда: а) в кафе «Баскин Робинс», б) на кафедре ГСиМ ЛФ ОРАГС, в) в автосалоне, г) поликлинике, д) почтовом отделении, е) офисе сотовой связи, ж) военной дивизии.

Практические ситуации к теме 1

Ситуации - проблемы

Ситуация № 1.Достоверная информация

В 50-е гг. Швейцария была практически монополистом на мировом рынке сбыта часов. С целью удержания конкурентного преимущества швейцарскими бизнесменами, определявшими деловую политику фирм по производству часов, было принято решение запретить экспорт оборудования для производства часов в другие страны.

Проблема 1

Оцените управленческое решение, принятое швейцарскими бизнесменами. Считаете ли вы решение, принятое ими, правильным при условии, что вы об­ладаете информацией о динамике изменения спроса на мировом рынке часов по сегодняшний день?

Ситуация №2. Развитие технологии

Фирма «Адидас» на протяжении длительного времени (до 80-х гг.) зани­мала лидирующее положение на рынках сбыта спортивных товаров, являясь по существу монополистом в этой области. Однако в 80-е гг. ее потеснили новые конкуренты — фирмы «Найк» и «Рибок».

Проблема 2

Как вы думаете, почему фирмам «Найк» и «Рибок» удалось потеснить на мировых рынках спортивных товаров монополиста — фирму «Адидас»?

Ситуация №3. Эффективная команда

Неэффективная система управления крупным автомобильным предпри­ятием привела к тому, что оно оказалось на грани банкротства. На складе ско­пилось значительное количество нераспроданной продукции. Изделия, произ­водимые предприятием, уступают по качеству аналогичным изделиям конку­рентов и теряют рынки сбыта, часть ведущих работников предприятия увольня­ется.

Проблема 3

С чего вы начнете свою работу, если вас назначат директором этого пред­приятия?

Управленческие ситуации - тесты

Управление организацией

Современный этап исторического развития называют периодом сложных политических, социальных и экономических процессов. Происходящие изме­нения затрагивают управление не только в области окружающей среды, техни­ки и экономики, но и в области социального и политического развития. В такой обстановке исключительно важное значение приобретает умелый и своевре­менный учет высшим эшелоном управляющих этих изменений и принятие ими соответствующих мер.

Какое из указанных ниже мероприятий целесообразно, по Вашему мне­нию, осуществить управляющим, чтобы оптимально отреагировать на неожи­данные изменения ситуации.

Варианты суждений

A. Прежде всего следует оценить характер изменений, затем привести в со­ответствие с ними цели и действия самой организации, а также методы управления ею.

Б. В случае изменений всегда принимаются поспешные, нецелесообразные решения, затрачиваются напрасные, ненужные усилия. От этого органи­зация работает неравномерно. Поэтому нужно в срочном порядке выяс­нить негативные стороны ситуации, устранить их и постараться поддер­живать в деятельности организации необходимую стабильность.

B. Изменения, возникающие в окружающей обстановке, сказываются на на­выках, которые требуются от сотрудников организации. Поэтому необхо­димо прилагать усилия к тому, чтобы они могли приспособиться к лю­бым изменениям.

Навыки управляющего

Навыки, которые требуются от управляющего, подразделяются на три вида: технологические, т.е. навыки, связанные с владением конкретной техно­логией; коммуникативные, т.е. навыки, связанные с умением управлять людь­ми; концептуальные, т.е. навыки, связанные с умением принимать ответствен­ные решения, осуществлять комплексный подход к проблемам.

Какое из приведенных суждений вы считаете наиболее правильным?

Варианты суждений

А. Значимость технологических навыков снижается по мере того, как повы­шается ранг управляющего и, соответственно, растет значимость концеп­туальных навыков.

Б. Чем выше ранг управляющего, тем больше требуется от него коммуника­тивных навыков. Важность технологических навыков остается неизмен­ной для управляющего любого ранга.

В. По мере ужесточения окружающей обстановки повышается значимость коммуникативных навыков.

Управленческое решение

На предприятии, где Вы осуществляете управленческие функции, запла­нировано закупить новые станки. Вы собрали ответственных за производствен­ный сектор лиц и обсуждаете с ними вопрос о том, какие поставить станки - те, что предлагает компания «А», или те, что предлагает компания «Б». В ходе дискуссии обнаружилось два противоположных мнения: одни считают, что лучше поставить станки, производимые компанией «А», а другие настаивают на том, что нужно непременно закупить станки фирмы «Б». Поскольку, и в том и в другом мнении есть свой резон, то не так просто принять решение. Вы знае­те, что право принимать окончательное решение принадлежит Вам. Какую из предлагаемых ниже позиций Вы, как управляющий, займете?

Варианты суждений

A. Поскольку практическую работу по использованию станков фактически выполняют подчиненные рядовые работники, то следует продолжить об­суждение данного вопроса и вести дело к тому, чтобы в их среде сложи­лось окончательное решение.

Б. Нужно внимательно выслушать мнения обеих сторон и после этого самому принять окончательное решение, а затем разъяснить всем, по каким причи­нам такое решение принято. Если потребуется - убедить несогласных с Вами.

B. Глубоко разобраться в достоинствах и недостатках обоих мнений, затем доложить об этом вышестоящему управляющему и обратиться с просьбой принять какое-либо решение.

Литература:

Основная - 1, 3, 4, 6. Дополнительная - 8, 9, 16, 17, 25, 28.

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1. Характеристика основных этапов эволюции условий предпринимательской деятельности

Становление научной мысли об управлении организацией тесно связано с развитием предпринимательства. Выделяют следующие этапы эволюции пред­принимательской среды за рубежом:

Период с конца 19 века до 20-30-х годов 20 века, называемый эпохой массо­вого производства, характеризовался:

- не насыщенностью спроса на товары первой необходимости;

- ориентацией фирм преимущественно на национальные регионы;

- относительно слабым социальным и политическим контролем и регулиро­ванием предпринимательской деятельности со стороны государства;

- стабильностью технологий и ассортимента выпускаемой продукции;

- отраслевой специализацией фирм;

- не насыщенностью рынков товарами первой необходимости;

- ценовым характером конкурентной борьбы;

- относительно низкими темпами изменений внешней среды фирм.

Общая характеристика эпохи массового производства - высокая стабильность внешней среды, темпы ее изменений ниже темпов изменений внутри фирмы.

Период с 30-х по 50-е годы 20 века называется эпохой массового сбыта и характеризуется:

- насыщением рынков товарами и услугами первой необходимости;

- переходом от ценовой к неценовой конкуренции;

- активизацией НТП.

Общая характеристика этапа - темпы изменчивости внешней среды сблизи­лись с темпами изменений во внутренней среде, возросла степень неопределенно­сти.

Постиндустриальная эпоха (в последние 15 лет получила название инфор­мационной эры) развивается с конца 50-х годов до настоящего времени.

Важнейшие характерные черты постиндустриальной эпохи:

- достижение обществом уровня высокого экономического благосостояния;

- высокая насыщенность потребительских рынков;

- НТП становится движущей силой экономики;

- перераспределение общественных приоритетов с количественных на каче­ственные;

- усиление роли общественных институтов в ограничении деятельности фирм;

- возрастание роли государства как ограничителя деятельности фирм.

Концепция внутрифирменного управления строится на системном и ситуа­ционном подходе, цель которого максимально адаптировать фирму к неожиданным и резким изменениям внешней среды. Важнейшими ресурсами в этой деятельности становятся социальная система организации и система управления, которые явля­ются объектами управленческих действий.

2.2. Управленческая практика до наступления эпохи массового

производства

До начала очередного этапа промышленной революции управление социаль­но-экономическими системами различных стран характеризовалось следующими параметрами:

1. Размеры организации.

В основном небольшие размеры, малое число крупных организаций, в ос­новном некоммерческие.

2. Количество руководителей.

Небольшое количество руководителей высшего звена и особенно среднего

звена.

3. Специализация управленческой работы.

Слабая специализация, в связи с низкой степенью разделению труда.

4. Количество ЛПР.

Малое количество лиц, имеющих право принимать решения.

5. Стиль руководства.

Выраженный автократический стиль управления.

6.Мотивация.

Интенсивное использование внешних поощрений и наказаний (метод кнута и пряника).

7. Методы принятия решений.

Основаны на приказах и интуиции.

2.3. Школа научного управления

Пионером в области экспериментов по научной организации труда и осново­положником рационалистической концепции организации производства стал Фре­дерик У. Тейлор (1856-1915). Научный менеджмент Ф.Тейлора - это направление, основанное на нормативах, установленных путем систематических наблюдений, экспериментов и логики.

Основные принципы научного менеджмента Тейлора:

- разделение и специализация труда (горизонтальное - на отдельные произ­водственные функции и вертикальное - отделение функции планирования от исполнения);

- нормирование;

- систематический отбор и обучение кадров;

- денежное стимулирование достижения конечного результат.

Основные работы: «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научно­го управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г.).

Последователи школы научного управления:

1. Франк и Лилиан Гилбрет усовершенствовали методы хронометража и ис­следования трудовых движений рабочих, признали роль межличностных отноше­ний в трудовом коллективе.

2. Генри Гантт известен как разработчик графического метода планирования и контроля выполнения работ, который стал предшественником системы сетевого планирования и управления.

3. Генри Форд использовал принципы Тейлора применительно к массовому производству. В основу подхода Форда были положены принципы точного расчета

и планировки производства, его ступеней и связей:

- учет и планировка условий работы;

- подготовка сырья, материала, рабочей силы,

- применение стандартных технологий.

Недостатки научного менеджмента:

а) игнорирование реального единства внутренних процессов организации;

б) ставка на дисциплинированных рабочих, на индивидуальную эффектив­ность;

в) недооценка роли человеческого фактора, упрощённое представление о мо­тивах человека;

г) отсутствие эффективных методов стимулирования труда.

2.4. Классическая школа управления. Процессный подход

Основоположником классического (административного) направления ме­неджмента считают Анри Файоля (1841-1925), управляющего горнодобываю­щей компании во Франции. В 1916 году опубликовал книгу «Промышленное и общее администрирование». Как и Тейлор Файоль придерживался рационали­стических взглядов, но объектом его интересов была организация в целом, а не отдельные направления её деятельности.

Функционирование любой организации А.Файоль сводил к следующим основным видам деятельности: технической, коммерческой, финансовой, бух­галтерской, управленческой, обеспечение безопасности.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления, которые сохраня­ют своё значение и по сей день. 1. Разделение труда. 2. Власть - ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие (единство команд). 5. Единство руководства. 6. Подчинённость личных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала. 8. Цен­трализация. 9. Иерархическая цепь. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Ста­бильность персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.

Последователи административного направления:

1. Г. Эмерсон расширил принципы управления предприятием. Указал на необходимость комплексного подхода к сложным проблемам управления. Впер­вые комплексно рассмотрел рационализацию производства и управления с пози­ций эффективности, понимаемой как наилучшее соотношение между затратами и результатами. Свои идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов производи­тельности» (1913).

2. Л.Урвик был учеником А. Файоля. В книге «Основы администрирова­ния» (1946) развил основные принципы построения организации и функции управления. Одна из основных идей, выдвинутая учёным, - принцип общей цели у всех субъектов деятельности, которая является основой их кооперации.

3. М.Вебер (немецкий социолог) исследовал принципы организации, про­блемы лидерства и структуры власти. Его научное достижение - концепция «ра­циональной бюрократии». В своей основной работе «Теория общества и эконо­мическая организация» (1920) выделяет три типа организации:

- харизматичный,

- традиционный,

- бюрократический (идеальный) тип организации.

Развитием классической школы управления стал процессный подход. Его основным отличием от рациональной школы стало признание взаимной обу­словленности элементов организации. Управление рассматривается как процесс, то есть, непрерывная последовательность реализации функций управления.

К основным функциям управления традиционно относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Объединение функций в единый про­цесс управления обеспечивается связующими элементами: принятием решений по каждой функции управления и коммуникациями.

2.5. Школа человеческих отношений

На становление и развитие школы человеческих отношений повлияли следующие причины:

1. предельная интенсификация использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве;

2. неэффективность использования лишь административных и экономиче­ских методов воздействия на персонал в новых условиях развития производства;

3. развитие различных социальных институтов: профсоюзов, трудового за­конодательства.

Основоположниками этого направления являются: Элтон Мэйо (1880­1949), Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933) и Ф. Роэзлизбергер. Учёные проводили эксперименты с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн Электрик» в го­роде Хотторне (США) в 1924-1939 гг.

Основной вывод учёных состоял в том, что производительность труда ра­бочих существенно зависит не только от условий труда и действий администра­ции по экономическому стимулированию их работы, но и от психологического и социального климата в малых неформальных группах. Поэтому в практике управления необходимо выявлять и исследовать психологические и социальные особенности групп, отказываться от максимального разделения труда, изучать делегирование прав и ответственности.

В соответствии с выводами Фоллетт, важнейшая обязанность менеджера состоит в формировании сплочённого трудового коллектива, создании в нём благоприятного микроклимата, заботе о подчинённых, помощи им в повседнев­ных делах, в том числе и личного характера.

В то же время школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, который представлялся относительно безликой массой, а этого в ус­ловиях дальнейшего усложнения и индивидуализации производственной дея­тельности было явно мало. Поэтому развитием школы человеческих отношений стало возникновение поведенческого (бихевиорестического) подхода, основан­ного на достижениях социологии и психологии после второй мировой войны (Д.МакГрегор, Ф.Ликерт, А.Маслоу, Ф.Герцберг и др.). Поведенческие концеп­ции, не представляющие собой до сих пор единого целого, были направлены на то, чтобы открыть и развить индивидуальные возможности и способности каж­дого работника в отдельности, поставить их на службу интересам организации.

2. 6. Системный и ситуационный подходы

Становление системного подхода основывалось на достижениях предше­ствующих управленческих школ и концепций. В своем развитии системный под­ход объединил несколько направлений:

1. Эмпирическая школа управления, представителями которой являются П. Друкер, Р.Дэвис, Д.Миллер и др., базировалась на выводе о профессионализа­ции управления и изучении специфических особенностей труда менеджеров.

К особенностям труда менеджера, по мнению учёных, следует отнести:

- создание управляющим целостного единства из имеющихся ресурсов;

- ориентация на долгосрочные цели компании при принятии решения;

- комплексный и целевой характер управленческого труда.

П. Друкером была сформулирована концепция «Управление по целям», в соответствии с которой во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки, считал П. Друкер, можно определять ее функции, систему и методы управления.

2. Школа социальных систем. Представители Д. Марч, Г. Саймон, Ч. Бер­нард, Т. Парсонс и др. В рамках этого подхода социальная организация рассмат­ривается как комплексная система с рядом составляющих её отдельных подсис­тем. К таким подсистемам обычно относят индивидуума, формальную структу­ру, неформальную организацию, статусы и роли, а так же физическое окруже­ние. Все вместе они определяются как организационная система. Центральным методологическим понятием оказывается понятие «связи» или «связующие про­цессы», к которым относятся «коммуникация», «равновесие» и «принятие реше­ния». Главным интегрирующим фактором организации признаётся цель.

3. Новая (количественная) школа. Представители - Р.Акофф, С. Бир, Р. Калмон, Д. Форрестер. Формирование этой школы связано с внедрением в науку управления точных наук, а также с возникновением кибернетики и исследова­нием операций. В 60-х годах ХХ века одним из новых подходов к решению проблем управления стало применение количественных методов, сгруппирован­ных под общим названием «исследование операций». Дальнейшее развитие школы оформилось в математическое моделирование организаций и их поведе­ния, создание системотехники и теории принятия решений.

Ситуационный подход расширил практическое применение теории сис­тем, определив внутренние и внешние переменные, которые влияют на органи­зацию. В этом подходе происходит выбор конкретных приёмов и концепций в зависимости от определённых ситуаций, для того, чтобы достичь целей органи­зации. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

2.7. Особенности отечественных школ управления

Экономика СССР характеризовалась отсутствием институтов, свойст­венных экономике рыночного или смешанного типов, таких как: конкуренция, контрактные отношения, банкротство и другие. В этих условиях хозяйствова­ния главным принципом управления стал демократический централизм.

Этапы эволюции институциональной среды в СССР.

1этап. В период НЭПа (1917-1930) была предпринята первая попытка реализовать этот принцип. В этот период отечественная школа управления раз­вивалась в направлении изучения и внедрения в практику научной организации труда, в том числе и управленческого. Изучались и использовались теории Тей­лора, Файоля, Эмерсона, Форда. В это время чётко обозначились две основные группы концепций управления:                                                                          организационно-техническая

(С.Г.Струмилин, А.А.Богданов, А.К.Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович) и социальная (П.М.Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р.Дунаевский).

В стране формируется трёх - четырёхзвенная система управления - нар­комат - главк - (трест) - предприятие. Высшим целеполагающим, контроли­рующим, координирующим органом стал ЦК ВКП (б), его комитеты в регионах и на предприятиях.

2 этап. Период с 1930-х по 1950-е годы характеризуется свертыванием теоретических работ по научной организации и рационализации труда, примене­нием экономических методов и механизмов управления. Центр изучения и ре­шения проблем управления переносится в область организации и планирова­ния производства, в первую очередь, на предприятия машиностроения, метал­лургии, других отраслей тяжелой промышленности.

Институциональная среда в этот период характеризовалась усилением ин­ститутов административного управления, централизацией функций управления, усилением контроля и ужесточением санкций за нарушение исполнительской дисциплины.

3 этап. Конец 50-х - середина 80-х годов. Значительный импульс в разви­тии отечественной школы управления был дан в 1959 году в связи с созданием основ политэкономии социализма, заложивших методологический фундамент теории планирования в централизованной экономике. Развитие теории управле­ния в этот период осуществлялось по следующим основным направлениям:

- применение балансового метода в народнохозяйственном планировании;

- развитие экономико-математических методов планирования;

- применение вычислительной техники и создание АСУ;

- социальные и территориальные аспекты управления;

- развитие хозрасчета и усиление экономического стимулирования;

- применение системного подхода к решению проблем управления;

- психологические аспекты управления.

4 этап. Вторая половина 80-х - начало 90-х гг. ХХ в. Отечественная школа управления в целом оказалась не готовой к кардинальным изменениям в общест­ве, назревавших с конца 1970-х годов. Одной из важных причин сложного соци­ально-экономического положения нашей страны и неэффективности теоретиче­ских инструментов управления стало отсутствие научно обоснованной и согласо­ванной программы социально-экономического развития общества в новых услови­ях.

Дальнейшее развитие отечественной школы управления происходит в прин­ципиально иных условиях хозяйствования, основанных на становлении и развитии рынка и соответствующих ему институтах.

Ключевые понятия


 


 


эпоха массового производства эпоха массового сбыта постиндустриальная эра научный менеджмент административное управление принципы управления процессный подход функции управления школа человеческих отношений хотторнские эксперименты системный подход эмпирическая школа управления школа социальных систем

новая школа теория «7-8»

особенности труда менеджеров ситуационный подход отечественная школа управления фундаментальные общественные институты эволюция институциональной среды в СССР принцип демократического централизма организационно-технические концепции управления социальные концепции управления система управления в СССР организация и планирование производства политэкономия социализма


 


 








Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание основных этапов эволюции условий предприниматель­ской деятельности за рубежом.

2. Обоснуйте факт формирования управления как научной сферы деятельности в конце Х1Х начале ХХ века.

3. Каковы основные принципы научной школы менеджмента, сформулированные Ф.Тейлором? Какие вопросы в рамках рациональной концепции разрабатывали его последователи?

4. Почему А.Файоля называют основателем функционального, а М.Вебера - ин­ституционального направления административной школы менеджмента? В чём отличие рационалистической концепции Тейлора от классического подхода к управлению А.Файоля?

5. Для чего необходимы принципы управления организацией? Раскройте содер­жание процессного подхода к управлению организацией? Находит ли он прак­тическое применение сегодня?

6. В чём состоит заслуга в области менеджмента таких учёных, как Э.Мэйо, М.П. Фоллетт, Ф.Роэзлисбергер?

7. Как вы думаете, с чем связано возникновение различных направлений систем­ного подхода в управлении? Раскройте специфику ситуационного подхода к управлению.

8. Что общего можно обнаружить в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в области управления?

9. Каковы основные этапы эволюции условий командно-административной эко­номики в России?

Упражнения

Упражнение № 1.

Приведите аргументы в пользу следующих утверждений: 1. Управление - это наука. 2. Управление - это искусство.

Упражнение №2.

Подберите необходимые соответствия учёных и научных направлений: Ф. Тейлор____________________ классическая школа___________________

Ф. Гилберт научная школа
А. Файоль школа социальных систем
М. Вебер количественная школа
М.П.Фоллетт концепция «7-8»
Э.Мэйо концепция «узкой базы»
Ч.Бернард концепция «физиологического оптимума»
П.Друкер школа человеческих отношений
А.Маслоу теория административной ёмкости
О.А.Ерманский поведенческая концепция
А.К. Гастев эмпирическая школа
Ф.Р.Дунаевский рационалистическая концепция

Э.Атос                      ситуационный подход


 

Упражнение №3.

Какие положения из известных вам концепций целесообразно было бы использовать в сфере государственного управления в России? Ответ обоснуйте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: