Товаропроводящая система

 

В сфере обращения ЛС можно выделить перемещение фармацевтических товаров, начиная от получения сырья, субстанции или культивирования ЛС до покупки ЛП конечным потребителем.

Часть пути товара от момента получения сырья до производства готовой продукции называется движением продукции производственно-технического назначения.

Вторая часть пути товара связана с продвижением готовой продукции от производителя до конечного потребителя или пользователя, и называется товародвижением.

Товародвижение – это процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Не так давно эти два потока объединены в один, который назвали сквозным материальным потоком. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Схема движения материальных потоков

Материальный поток. Новый объект, который появился в процессе движения продукции, стал предметом изучения логистики – искусство проведения расчетов.

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика - организация и управление производством, транс­портировкой, хранением и перевалкой товаров, а также относя­щимися к ним вспомогательными процессами и принятие решений на месте для того, чтобы предоставить в распоряжение клиентов нужные товары в желаемый срок и в нужном количестве.

Логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Логистика в современном ее понимании достаточно новая дисциплина, которая появилась как наука и в области практической деятельности в зарубежных странах с начала 70-х годов, а в России логистика появилась с 90-х годов с начала развития рыночных отношений.

Логистика разрабатывает новые эффективные методы управления сквозным материальным потоком, как практическая деятельность логистика обеспечивает перемещение этих товарных ценностей.

Ученые и практики утверждают, то использование логистики позволяет сократить материальные запасы на 30-70%, уменьшить время на хранение, ускорить прохождение продукции от производителя к потребителю и достигнуть экономического эффекта в системе товародвижения.

Особенностью логистики является то, что материальный поток сопровождается еще несколькими потоками – финансовый, информационный потоки и транспортировка (поток сервисных услуг).

Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.

Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности.

Задачи логистики:

- Планирование.

- Организация.

- Контроль всех видов деятельности по перемещению материальных, финансовых, информационных, сервисных и транспортных потоков от начал производства до конечного потребителя.

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов.

Выделяют три функции логистики:

- интегрирующая (объединяющая) – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

- организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

- управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Интегрирующая функция. Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.

Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой хозяйственных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.

Управляющая функция. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков.

Логистика рассматривается как система, обеспечивающая рыночную ориентацию управления предприятием, что и определяет содержание деятельности предприятия по установлению его связей с потребителем.

Основными направлениями работы, осуществляемыми в этой области, являются:

- изучение рынка и прогнозирование спроса на конкретные виды продукции;

- закупка материальных ресурсов, потребных для производства продукции, принятие решений о размерах запасов и управление запасами;

- организация материальных потоков в производстве;

- организация товарораспределения (подбор и упаковка готовой продукции, транспортирование ее к месту назначения, поставка продукции потребителю, оформление необходимой документации).

В зависимости от того, на каком участке изучается движение сквозного материального потока, различают:

- Закупочную логистику – обеспечение организаций материальными ресурсами;

- Производственную логистику – управление материальными потоками внутри предприятий, создающих продукцию или оказывающих услуги по хранению;

- Распределительную логистику – доведение готовой продукции до потребителя.

Бурное развитие оптового звена на фармацевтическом рынке и использование логистических подходов в фармации делают перспективными такое направление управления и экономики фармации, как фармацевтическая логистика – это наука и практическая деятельность по управлению и оптимизации потоков фармацевтических и других товаров, а так же связанных с ними информационных, финансовых и сервисных потоков, способствующих удовлетворению потребителей в фармацевтической помощи.

Схема движения товаров на фармацевтическом рынке:

- Полученное сырье поступает на склад производителя – это продукция производственно-технического назначения, которая затем передается производителю.

- Произведенная готовая продукция передается дистрибьютору (оптовому поставщику), от которого поступает в розничную сеть и в конечном итоге – к конечному потребителю.

Путь, по которому проходит товар можно разбить на отдельные участки или звенья – звенность товародвижения, то есть количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю, как на основе перехода права собственности на товар, так и без него, то есть создает каналы товародвижения.

Логистический канал (канал товародвижения или дистрибьюции) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от определенного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется логистическую цепь.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления.

Основными звеньями логистической цепи являются:

- поставщики материалов;

- склады;

- транспорт;

- распределительные центры;

- производители товаров;

- потребители продукции.

Логистическая операция - это обособленная совокупность действий, направленных па преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.

Выделяют внешние и внутренние логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним - операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонними или двусторонними, связанными с переходом права собственности на товар с одного юридического лица на другое.

Логистическая операция – обоснованная совокупность действий, направленная на преобразование материального потока:

- Складирование.

- Транспортировка.

- Разгрузка.

- Комплектация (сборка для отправки в аптеку).

- Погрузка.

- Внутреннее перемещение (из одного отдела в другой).

- Сбор.

- Хранение.

- Обработка данных.

Логистическая функция - это совокупность логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование.

Различаются:

- Транзитная форма товародвижения, когда товар перемещается от производителя в места продажи или потребления, минуя склады посредника.

- Складская форма товародвижения, при которой товар доставляется от производителя в места продажи и потребления через одно или несколько складских звеньев посредника.

Товарный склад – это организация, обеспечивающая и осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуску товаров оптовым покупателям.

 Склады различаются:

1. По виду складских зданий (открытые, полузакрытые, закрытые);

2. По размерам помещений (от небольших до складов гигантов);

3. По высоте (обычные, высотные, смешанные);

4. По принадлежности (индивидуального ил коллективного пользования);

5. По степени механизации складских операций (немеханизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические);

6. По выполняемым задачам (общего назначения, таможенные – обеспечение прохождения товаров через таможенное пространство, консигнационные).

Транспортные потоки - включает в себя все действия, которые обеспечивают движение материальных потоков.

Выбранные каналы товародвижения непосредственно влияют на скорость, время, сохранность и стоимость продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.

Канал дистрибьюции считается прямым или нулевым, когда товар поступает от производителя к потребителю, то есть посредники отсутствуют. Таким образом, канал нулевого уровня характеризуется наличием всего двух участников: производитель – конечный потребитель. Канал нулевого уровня - производитель – конечный потребитель.

При включении в канал товародвижения посредников (других оптовиков) он становится косвенным – многоуровневым.

Если посредник один – канал первого уровня: производитель – розничное звено - конечный потребитель.

При наличии двух посредников – канал второго уровня: производитель – оптовое звено - розничное звено – конечный потребитель.

Каналы дистрибьюции могут быть вертикальными (производитель – дистрибьютор (оптовый поставщик) – розничная продажа – потребитель).

Горизонтальный канал – компании одинакового уровня (аптечный склад (оптовый поставщик) продал Рифарму, а Рифарм продал Грану).

Для крупных фармацевтических компаний типично использование всех каналов товародвижения для доведения продукции до конечного потребителя.

На фармацевтическом рынке дистрибьюторов, то есть оптовых поставщиков классифицируют:

1. По объему партий товара:

- Крупнооптовые – ОАС.

- Мелкооптовые – Рифарм.

2. По форме собственности товара:

- Собственный товар.

- Принятый на ответственное хранение товар.

3. По форме собственности предприятия

- Государственное ООО

- Акционерные общества.

4. По характеру поставок дистрибьюторов подразделяют:

- Национальные – осуществляющие прямые поставки от заводов изготовителей региональным дистрибьюторам (Протек и Роста).

- Региональные – работают в своем регионе, осуществляют прямые поставки в аптеки (ОАС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: