Основными функциями современного маркетинга являются:
1. Аналитическая - изучение внешней и внутренней маркетинговой среды организаций - иными словами анализ рынка.
2. Производственная - управление качеством и конкурентной способностью организации, а также товаров и услуг.
3. Сбытовая - это система товародвижения, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также проведение целенаправленной ценовой и товарной политики.
4. Управление и контроль - организация стратегического и оперативного планирования, информационное управление маркетингом, организация контроля маркетинга - обратные связи.
Принципы маркетинга:
1. Производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании.
2. Полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню.
3. Присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной продажи продукции.
4. Постоянное обновление выпускаемой и реализуемой продукции.
|
|
5. Единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.
Базовые критерии маркетинга:
- нужда;
- потребность;
- спрос;
- потребление.
Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высоко конкурентном рынке.
Маркетинговые функции формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, потребление.
Нужда - это чувство нехватки чего-либо, необходимость в чем-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Нужда в фарм. товарах позволяет удовлетворить физиологические нужды - потребность организма в витаминах, ферментах, гормонах, а также недостаток микроэлементов, которые позволяют обезопасить человека от болезни.
Существуют основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности; социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знания и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект, способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить её.
Второй исходной идей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами, они пытаются формировать связь между тем, что они выпускают и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Продавцы часто путают потребности с нуждами. Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при минимальных стоимостных, временных, информационных издержках.
|
|
Спрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью; это желание купить товар, подкрепленный финансовыми возможностями Запросы – это показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые постоянно в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Потребление - это когда товар приобретен покупателем. На потребление оказывает целый ряд факторов:
- экономическое развитие страны;
- уровень заболеваемости;
- форма заболеваний (острый или хронический период);
- возрастной состав населения;
- приближение лекарственной помощи к населению;
- проведение профилактических мероприятий;
- профессионализм фарм. Персонала;
- специфика заболеваемости;
- схемы лечения;
- сезонность потребления лекарственных препаратов;
- культурный уровень населения;
- стихийные бедствия.
Всестороннее изучение факторов влияющих на процесс потребления товаров аптечного ассортимента необходимо для принятия эффективных управленческих решений.