МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТЬЮ
Методика диагностики личности
Диагностическая функция — одна из основных в деятельности
социального педагога. Согласно Методическому письму ≪О социально-
педагогической работе с детьми≫ (1993), она предполагает
постановку ≪социального≫ диагноза, для чего проводится изучение
личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни
детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных
и негативных влияний, проблем.
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей
информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии
(цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение — анализ).
Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались
собственно технологии диагностики, которые включают
принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных
методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
|
|
- ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета
диагностики, выбор основных показателей или критериев;
- измерение и анализ показателей;
- формулирование и оформление выводов, заключение, постановку
социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка,
взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности
необходимо:
- выявление специфических социальных качеств, особенностей
развития и поведения;
- уточнение социальной ситуации развития;
- определение степени развитости или деформации различных
свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека
в различные социальные связи (социальные установки,
позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные
способности, психологическая совместимость и т.п.);
71
- ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента,
построение ≪социального портрета≫ личности.
В числе обязательных документов, составляемых социальным
педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика
подопечных, которая относится к числу документов внутреннего
пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется
в своей деятельности следующими требованиями:
соблюдать общие технологические требования: определить цель,
выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,
непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать
и интерпретировать данные (статистическая обработка
и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз
|
|
развития ситуации и определить содержание социально-педагогической
деятельности (особенности социально-педагогической
деятельности) с конкретным подопечным;
соблюдать этические нормы;
защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности
при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения;
информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными
данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя
ему возможность некоторой корректировки этих результатов,
а также в собственно педагогических целях;
обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические
основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых
методов, квалификационных нормативов, соблюдать
профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать
непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). \
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические
операции, а также прибегать к услугам специалистов,
применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать
диагностические данные с разными целями:
социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;
специалисты-смежники — для формулирования административного
решения, постановки профильного или комплексного
диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической
экспертизе и т.п.);
сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения
и т.п.
Результаты диагностической деятельности оформляются социальным
педагогом в единую ≪Карту-характеристику личности
≫, ≪Медико-психолого-педагогическую характеристику личности
≫ и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее
время нет. Существуют различные варианты, возможно
комбинирование или создание собственного варианта, ко-
72
торый бы отвечал практическим задачам деятельности (см. приложение).
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности
социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических
методик: социально-психологических, психологических,
социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем
отдельные из них.
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется
при изучении внешних проявлений поведения человека
без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-
педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы
успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно
наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь,
мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное
значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не
сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями,
высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная
фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные
особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без
вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки
и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.
Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий
то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения
и корректировки информации на основе вербальной (словесной)
коммуникации, являющийся важным способом проникновения
во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех
беседы зависит от предварительно установленного контакта; от
степени ее подготовленности; от умения социального педагога
выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление,
|
|
где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются
вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более
сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации
памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются
по тематическому и проблемному принципам. При этом
переход к новому направлению беседы должен сопровождаться
пояснениями, переключениями внимания.
Анкетирование — метод множественного сбора статистического
материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана
на получение материала, касающегося или непосредственно
испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает
преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.
Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной
и волевой сферы человека, так как словесные высказывания
об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные пере-
73
живания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое
значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный
интерес и отсутствие предвзятости к испытанию,
доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать
ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать
только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно
сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов
высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать
словами ≪почему именно так?≫. Это позволяет при обработке
полученных данных сделать не только количественный, но
и качественный анализ.
При составлении анкет используются вопросы:
- о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий,
планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом
мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный
характер;
- о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
- социально-демографического характера (вопросы, выявляющие
пол, возраст, национальность, образование, профессиональное,
|
|
семейное положение);
- на выявление уровня информированности и знания (вопросы
экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные
или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого
определенных знаний, навыков, а также знакомства с
конкретными фактами, событиями, именами).
По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением
полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок
и не ≪навязывают≫ вариант ответа, поэтому при помощи
открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию
информацию); прямыми; косвенными.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,
адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется
и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить
вопросы к возможностям отвечающего. Требования к
организации интервью: проведение интервью в привычных для
испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом
опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного
количества времени; устранение или уменьшение влияния
третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на
чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Виды интервью:
свободное интервью (проводится без заранее подготовленного
опросника или разработанного плана, определяется только тема;
направление беседы, ее логическая структура, последовательность
вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особен-
74
ностей того, кто проводит интервью; полученная информация не
нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна
своей уникальностью);
фокусированное интервью (его целью является сбор мнений,
оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью
заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются
заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность
может меняться);
формализованное интервью (строго регламентировано детально
разработанными вопросником и инструкцией);
стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);
интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная
форма исследования).
Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании,
с помощью которых выявляется информация,
отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки
испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
На практике используется в ситуациях, когда та
или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов,
имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты
опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов
может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых
форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за
≪круглым столом≫, где происходит выявление доминирующей позиции
по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов
за ≪круглым столом≫ — не более 12 человек. Подобная форма выработки
общего мнения или оценки осуществляется по схеме,
когда каждый участник ≪круглого стола≫ берет на себя определенную
роль:
≪генератор идей≫ — активно выдвигает всевозможные предположения
о прогнозируемом явлении;
≪селекторы≫ — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи,
выдвигаемые ≪генераторами идей≫;
≪стимуляторы≫ — стимулируют ≪генераторов идей≫ к выработке
различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;
≪регуляторы≫ — следят за тем, чтобы полемика не приобретала
хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения;
не переходила в русло взаимной оценки компетентности
друг друга;
≪президент "круглого стола"≫ — удерживает внимание экспертов
на центральной теме дискуссии.
Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров,
пока не удастся выработать некоторую более или менее согласо-
75
ванную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе
анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той
или иной проблеме.
Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного
прогноза — ≪дельфийская техника≫, который заключается
в выработке согласованных мнений путем многократного
повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм
использования данного метода:
- первый опрос экспертов;
- обобщение результатов;
- сообщение итогов;
- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты:
эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную
на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии
с мнением большинства.
Данная схема повторяется 3—4 раза, пока не вырабатывается
согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто
после неоднократных опросов остался на своей позиции.
Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых
параметров: прежнего состояния социальной единицы (≪на
входе≫) и нынешнего состояния социальной единицы (≪на выходе
≫). Разница между этими двумя параметрами представляет собой
≪социальный эффект≫ (реабилитационный, коррекционный и т.п.)
или результат, свидетельствующий об эффективности использования
средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.
Метод оценки эффективности (МОЭ) имеет разновидности:
а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся
устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;
б) параметрический метод, с помощью которого производится
сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам,
нормативам или стандартам, и того, что фактически выполняется
в процессе социально-педагогической деятельности;
в) сочетание первого и второго вариантов.
МОЭ весьма прагматичен, так как позволяет систематизировать
факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять
их в наглядном и обозримом виде, например в виде
соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы
(планы) по совершенствованию деятельности. При использовании
данного метода возможно деление факторов эффективности
на три группы:
1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой
системы, структурной единицы (верхние, внешние или ≪чужие
≫ факторы);
2) факторы, реализация которых зависит от данной системы,
структурной единицы (внутренние факторы);
76
3) факторы, находящиеся на границе внешних и внутренних
факторов.
Анализ документов — один из наиболее часто используемых
методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:
- по степени персонификации — на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования —
на официальные и неофициальные;
- по источнику информации — на первичные (включающие
данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса)
и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).
По надежности информации официальные документы более
надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем
безличные. При использовании вторичных источников важно установить
их первоначальный источник, так как надежность одних
документов зависит от надежности других. Проверка надежности
документа предполагает различение событийной и оценочной информации,
анализ целевых намерений и мотивов составителя документа,
уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.
Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить
фактографические данные об объекте, которые в большинстве
случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений
метода можно отнести следующие:
- учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной
и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;
- отдельные блоки информации очень быстро устаревают;
- цели создания документов чаще всего не совпадают с теми
задачами, которые решает исследователь, поэтому информация,
содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;
- подавляющее большинство данных в ведомственных документах
не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных
установках, направленности человека.
Тестирование — исследовательский метод, в основе которого
лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться
разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности,
психометрические, графические, ассоциативные
тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого
по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ
к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации
результатов, методику обучения того, кто будет ≪читать
≫ тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя
несомненную значимость имеют заключения, на основе
которых строятся выводы по изучаемой проблеме.
77
Биографический метод — один из наиболее часто используемых
методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается ≪социальным
биографиям≫, которые позволяют на основе анализа
личных документов исследовать субъективные стороны общественной
жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным
процессам, социально-психологическим ситуациям, в
которые он был включен опосредованно или непосредственно.
Существуют различные источники биографических данных: направленные
интервью, свидетельства родственников, различного
рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты,
сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни
каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность
с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику
жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности
с другими людьми, при включении его в какие-
либо социальные группы. При использовании метода ≪социальных
биографий≫ следует учитывать два момента: ≪эффект дистанции≫
(по прошествии времени человек может иначе оценивать те или
иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа
получаемой от индивида информации, так как извлеченный из
нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально
вложил субъект.
Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории
конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы,
влияющие на становление и социальное функционирование человека,
выделить механизмы трансляции процесса социализации
(стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации,
жизненных позиций и т.п.).
Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики:
ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-
анализ и др.
Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат
основой для принятия решения, определения стратегии и тактики
деятельности.