Методика диагностики личности

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТЬЮ

Методика диагностики личности

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности

социального педагога. Согласно Методическому письму ≪О социально-

педагогической работе с детьми≫ (1993), она предполагает

постановку ≪социального≫ диагноза, для чего проводится изучение

личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни

детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных

и негативных влияний, проблем.

 

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей

информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной технологии

(цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение — анализ).

Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались

собственно технологии диагностики, которые включают

принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных

методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

- ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета

диагностики, выбор основных показателей или критериев;

- измерение и анализ показателей;

- формулирование и оформление выводов, заключение, постановку

социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка,

взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности

необходимо:

- выявление специфических социальных качеств, особенностей

развития и поведения;

- уточнение социальной ситуации развития;

- определение степени развитости или деформации различных

свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека

в различные социальные связи (социальные установки,

позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные

способности, психологическая совместимость и т.п.);

71

- ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента,

построение ≪социального портрета≫ личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным

педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика

подопечных, которая относится к числу документов внутреннего

пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется

в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель,

выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать

и интерпретировать данные (статистическая обработка

и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз

развития ситуации и определить содержание социально-педагогической

деятельности (особенности социально-педагогической

деятельности) с конкретным подопечным;

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности

при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения;

информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными

данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя

ему возможность некоторой корректировки этих результатов,

а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические

основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых

методов, квалификационных нормативов, соблюдать

профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать

непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). \

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические

операции, а также прибегать к услугам специалистов,

применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать

диагностические данные с разными целями:

социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;

специалисты-смежники — для формулирования административного

решения, постановки профильного или комплексного

диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической

экспертизе и т.п.);

сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения

и т.п.

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным

педагогом в единую ≪Карту-характеристику личности

≫, ≪Медико-психолого-педагогическую характеристику личности

≫ и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее

время нет. Существуют различные варианты, возможно

комбинирование или создание собственного варианта, ко-

72

торый бы отвечал практическим задачам деятельности (см. приложение).

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности

социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических

методик: социально-психологических, психологических,

социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем

отдельные из них.

 

Наблюдение — метод познания и исследования, который используется

при изучении внешних проявлений поведения человека

без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-

педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы

успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно

наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь,

мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное

значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не

сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями,

высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная

фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные

особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без

вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки

и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.

Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий

то, на что надо обратить особое внимание.

 

Беседа — в социально-педагогической работе метод получения

и корректировки информации на основе вербальной (словесной)

коммуникации, являющийся важным способом проникновения

во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех

беседы зависит от предварительно установленного контакта; от

степени ее подготовленности; от умения социального педагога

выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление,

где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются

вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более

сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации

памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются

по тематическому и проблемному принципам. При этом

переход к новому направлению беседы должен сопровождаться

пояснениями, переключениями внимания.

 

Анкетирование — метод множественного сбора статистического

материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана

на получение материала, касающегося или непосредственно

испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает

преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной

и волевой сферы человека, так как словесные высказывания

об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные пере-

73

живания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое

значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный

интерес и отсутствие предвзятости к испытанию,

доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать

ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать

только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно

сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов

высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать

словами ≪почему именно так?≫. Это позволяет при обработке

полученных данных сделать не только количественный, но

и качественный анализ.

При составлении анкет используются вопросы:

- о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий,

планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом

мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный

характер;

- о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

- социально-демографического характера (вопросы, выявляющие

пол, возраст, национальность, образование, профессиональное,

семейное положение);

- на выявление уровня информированности и знания (вопросы

экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные

или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого

определенных знаний, навыков, а также знакомства с

конкретными фактами, событиями, именами).

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением

полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок

и не ≪навязывают≫ вариант ответа, поэтому при помощи

открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию

информацию); прямыми; косвенными.

 

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,

адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется

и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить

вопросы к возможностям отвечающего. Требования к

организации интервью: проведение интервью в привычных для

испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом

опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного

количества времени; устранение или уменьшение влияния

третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на

чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Виды интервью:

свободное интервью (проводится без заранее подготовленного

опросника или разработанного плана, определяется только тема;

направление беседы, ее логическая структура, последовательность

вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особен-

74

ностей того, кто проводит интервью; полученная информация не

нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна

своей уникальностью);

фокусированное интервью (его целью является сбор мнений,

оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью

заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются

заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность

может меняться);

формализованное интервью (строго регламентировано детально

разработанными вопросником и инструкцией);

стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная

форма исследования).

 

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании,

с помощью которых выявляется информация,

отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки

испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

На практике используется в ситуациях, когда та

или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов,

имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты

опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов

может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых

форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за

≪круглым столом≫, где происходит выявление доминирующей позиции

по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов

за ≪круглым столом≫ — не более 12 человек. Подобная форма выработки

общего мнения или оценки осуществляется по схеме,

когда каждый участник ≪круглого стола≫ берет на себя определенную

роль:

≪генератор идей≫ — активно выдвигает всевозможные предположения

о прогнозируемом явлении;

≪селекторы≫ — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи,

выдвигаемые ≪генераторами идей≫;

≪стимуляторы≫ — стимулируют ≪генераторов идей≫ к выработке

различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;

≪регуляторы≫ — следят за тем, чтобы полемика не приобретала

хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения;

не переходила в русло взаимной оценки компетентности

друг друга;

≪президент "круглого стола"≫ — удерживает внимание экспертов

на центральной теме дискуссии.

Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров,

пока не удастся выработать некоторую более или менее согласо-

75

ванную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе

анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той

или иной проблеме.

Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного

прогноза — ≪дельфийская техника≫, который заключается

в выработке согласованных мнений путем многократного

повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм

использования данного метода:

- первый опрос экспертов;

- обобщение результатов;

- сообщение итогов;

- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты:

эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную

на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии

с мнением большинства.

Данная схема повторяется 3—4 раза, пока не вырабатывается

согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто

после неоднократных опросов остался на своей позиции.

 

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых

параметров: прежнего состояния социальной единицы (≪на

входе≫) и нынешнего состояния социальной единицы (≪на выходе

≫). Разница между этими двумя параметрами представляет собой

≪социальный эффект≫ (реабилитационный, коррекционный и т.п.)

или результат, свидетельствующий об эффективности использования

средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

 

Метод оценки эффективности (МОЭ) имеет разновидности:

а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся

устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;

б) параметрический метод, с помощью которого производится

сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам,

нормативам или стандартам, и того, что фактически выполняется

в процессе социально-педагогической деятельности;

в) сочетание первого и второго вариантов.

МОЭ весьма прагматичен, так как позволяет систематизировать

факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять

их в наглядном и обозримом виде, например в виде

соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы

(планы) по совершенствованию деятельности. При использовании

данного метода возможно деление факторов эффективности

на три группы:

1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой

системы, структурной единицы (верхние, внешние или ≪чужие

≫ факторы);

2) факторы, реализация которых зависит от данной системы,

структурной единицы (внутренние факторы);

76

3) факторы, находящиеся на границе внешних и внутренних

факторов.

 

Анализ документов — один из наиболее часто используемых

методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

- по степени персонификации — на личные и безличные;

- в зависимости от статуса документального исследования —

на официальные и неофициальные;

- по источнику информации — на первичные (включающие

данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса)

и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы более

надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем

безличные. При использовании вторичных источников важно установить

их первоначальный источник, так как надежность одних

документов зависит от надежности других. Проверка надежности

документа предполагает различение событийной и оценочной информации,

анализ целевых намерений и мотивов составителя документа,

уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить

фактографические данные об объекте, которые в большинстве

случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений

метода можно отнести следующие:

- учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной

и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

- отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

- цели создания документов чаще всего не совпадают с теми

задачами, которые решает исследователь, поэтому информация,

содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;

- подавляющее большинство данных в ведомственных документах

не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных

установках, направленности человека.

 

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого

лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться

разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности,

психометрические, графические, ассоциативные

тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого

по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ

к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации

результатов, методику обучения того, кто будет ≪читать

≫ тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя

несомненную значимость имеют заключения, на основе

которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

77

Биографический метод — один из наиболее часто используемых

методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается ≪социальным

биографиям≫, которые позволяют на основе анализа

личных документов исследовать субъективные стороны общественной

жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным

процессам, социально-психологическим ситуациям, в

которые он был включен опосредованно или непосредственно.

Существуют различные источники биографических данных: направленные

интервью, свидетельства родственников, различного

рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты,

сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни

каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность

с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику

жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности

с другими людьми, при включении его в какие-

либо социальные группы. При использовании метода ≪социальных

биографий≫ следует учитывать два момента: ≪эффект дистанции≫

(по прошествии времени человек может иначе оценивать те или

иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа

получаемой от индивида информации, так как извлеченный из

нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально

вложил субъект.

Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории

конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы,

влияющие на становление и социальное функционирование человека,

выделить механизмы трансляции процесса социализации

(стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации,

жизненных позиций и т.п.).

Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики:

ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-

анализ и др.

Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат

основой для принятия решения, определения стратегии и тактики

деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: