А. Содержание
А. Содержание.. 3
С. Лист учета экземпляров.. 5
Пояснительная записка.. 6
Тематический план.. 7
Перечень практических работ.. 8
Лабораторная работа № 1 -2. 9
Лабораторная работа № 3-4. 12
Лабораторная работа № 5-6. 13
Лабораторная работа № 7-8. 16
Лабораторная работа № 9. 17
Лабораторная работа № 10. 19
Перечень литературы и технических средств обучения.. 22
В. Лист ознакомления
Должность | Фамилия, имя, отчество | Дата | Подпись |
С. Лист учета экземпляров
Место хранения корректируемого экземпляра | Номер экземпляра |
Пояснительная записка
Рабочей программой дисциплины «Численные методы и прикладное программное обеспечение» предусмотрено проведение 10 лабораторных работ, которые объединены в 4 блока по 2 лабораторных в каждом, и 2 работы по отдельным темам. Это сделано для осуществления более индивидуального подхода к студентам: 1-ая работа рассматривается совместно с преподавателем, 2-ая самостоятельно с учетом дифференцированного подхода к студентам. Каждая теоретическая тема подкрепляется лабораторной работой. В курсе дисциплины «ЧМ и ППО» предусмотрено 70 учебных часов, из них 20 часов лабораторных работ.
Целью проведения лабораторных работ является закрепление теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по отдельным темам курса. Наряду с формированием умений и навыков в процессе лабораторных занятий, обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Перед проведением практических занятий студенты обязаны проработать соответствующий материал, уяснить цель занятия, ознакомиться с содержанием и последовательностью его проведения, а преподаватель проверить их знания и готовность к выполнению задания.
Текст работ на практическом занятии студенты должны писать чернилами понятным почерком. Схемы, эскизы, таблицы необходимо выполнять с помощью чертежных инструментов.
После каждого лабораторного занятия проводится зачет, как правило, на следующем практическом занятии перед выполнением последующей работы. На зачете студент должен: знать теорию по данной теме: пояснить, как проводится расчет; уметь проанализировать полученные результаты (в соответствии с основными требованиями к знаниям и умениям по данной теме рабочей программы).
Тематический план
№ п/п раздела, темы | Наименование разделов и тем | Макс. учебная нагрузка студентачас | Количество аудиторных часов при очной форме обучения: | Само- стоятель ная работа студента | ||
всего | в том числе лабораторных занятий | в том числе практи- ческих занятий | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение | 1 | 1 | ||||
Раздел 1. | Приближенные числа и действия над ними | 17 | 13 | 4 | 4 | |
Раздел 2. | Численные методы | 71 | 54 | 16 | 17 | |
Тема 2.1. | Приближенные решения алгебраических и трансцендентных уравнений | 16 | 12 | 4 | 4 | |
Тема 2.2. | Решение систем линейных алгебраических уравнений | 16 | 12 | 4 | 4 | |
Тема 2.3. | Интерполирование и экстраполирование функций | 16 | 12 | 4 | 4 | |
Тема 2.4. | Численное интегрирование | 15 | 10 | 2 | 5 | |
Тема 2.5. | Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений | 8 | 8 | 2 | ||
Зачет (дифференцированный) | 2 | 2 | ||||
ИТОГО | 91 | 70 | 20 | 21 |
Перечень практических работ
№ п/п темы | Наименование темы | Наименование практической работы | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. | Приближенные числа и действия над ними | Практическая работа № 1. Методы оценки погрешностей (с помощью электронных таблиц) | 2 |
Практическая работа № 2. Методы оценки погрешностей (с использованием языка программирования) | 2 | ||
Тема 2.1. | Приближенные решения алгебраических и трансцендентных уравнений | Практическая работа № 3. Решение алгебраических и трансцендентных уравнений приближенными методами (методы половинного деления) | 2 |
Практическая работа № 4. Решение алгебраических и трансцендентных уравнений приближенными методами (метод итерации) | 2 | ||
Тема 2.2. | Решение систем линейных алгебраических уравнений | Практическая работа № 5. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса | 2 |
Практическая работа № 6. Решение систем линейных уравнений приближенными методами | 2 | ||
Тема 2.3. | Интерполирование и экстраполирование функций | Практическая работа № 7. Составление интерполяционных формул Лагранжа и Ньютона | 2 |
Практическая работа № 8. Интерполяция сплайнами | 2 | ||
Тема 2.4. | Численное интегрирование | Практическая работа № 9. Вычисление интегралов при помощи формул Ньютона-Котеса. Вычисление интегралов при помощи формул Гаусса | 2 |
Тема 2.5. | Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений | Практическая работа № 10. Нахождение решений обыкновенных дифференциальных уравнений при помощи формул Эйлера | 2 |
итого | 20 |
Лабораторная работа № 1 -2
Тема: Методы оценки погрешностей.
Цель: Научиться использовать методы оценки погрешностей для решения приклад ных задач.
Источники:
1. Лапчик М.П. Численные методы, М., 2004
2. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента, М: ГУ-ВШЭ, 2000
Оборудование: ПК, ПО ЭТ Excel
Ход и содержание работы:
Часть 1.
Задание 1. В результате измерения длины стола линейкой с сантиметровыми делениями установлено, что значение длины находится между делениями 63 и 64. Указать границы абс. и отн. погрешностей значения длинны, если ее приближение принять ее среднее значение.
Задание 2. В результате 5-кратных измерений периода колебаний маятника студент получил результаты (в секундах): 4,8; 5,0; 4,9; 4,8; 5,0. Установить наилучшее приближение значений периода и границы абс. и отн. погрешностей.
Задание 3. Округлить соответственно до двух, трех и четырех знаков после запятой: 3,009982; 24,00551; 21,161728.
Задание 4. У приближенных чисел 36,7; 2,489; 31,010; 0,031 все цифры верны в строгом смысле. Указать предельные абс. и отн. погрешности этих чисел.
Задание 5. У приближенных чисел 0,310; 3,495; 24,3790 все цифры верны в строгом смысле. Округлить заданные числа до сотых и определить в округленных значениях количество цифр, верных в строгом смысле.
Задание 6. По заданным значениям приближенных чисел и их относительных погрешностей установить количество цифр, верных в строгом смысле: x=2,364 δx=0,07%; y=109,6 δy=0,04%; z=14,307 δz=0,005%. Округлить значения x,y,z до верных цифр с сохранением одной запасной цифры.
Задание 7. Произвести указанные действия и определить абс. и отн..погрешности результатов (исходные числа заданы верными в строгом смысле цифрами): 24,37-9,18; 18,437+24,9; 24,1-0,037; 1,504-1,502; 234,5-194,3.
Часть 2.
Задание 1. Вычислите значение величины А при заданных значениях параметров а и b с итоговой регистрацией результатов вычислений по методу
систематического учета границ абсолютных погрешностей (рис. 1) в среде табличного процессора Ехсеl.
Задание 2. Предыдущее задание выполнить с пошаговой регистрацией границ абсолютных погрешностей.
В ячейках электронной таблицы записаны соответствующие формулы. На каждом шаге вычислений выполняется ручное округление результатов до цифр, верных в широком смысле (т.е. с одной запасной цифрой). Для этого используется встроенная функция округления ОКРУГЛ (число; количество цифр).
Часть 3.
Задание 1. Число х, все цифры которого верны в строгом смысле, округлить до трех значащих цифр. Для полученного числа x1≈x найдите предельную абсолютную и предельную относительную погрешности. В записи числа x1 укажите количество верных цифр (в строгом и широком смысле).
Задание 2. Вычислите с помощью МК значение величины Z при заданных значениях параметров а, b и с, используя «ручные» расчетные таблицы для пошаговой регистрации результатов вычислений по правилам подсчета цифр.
Задание 3. Вычислите значение величины Z при заданных значениях параметров а, b и с, используя один из инструментальных пакетов, с пошаговой регистрацией результатов вычислений по правилам подсчета цифр.
Задание 4. Составьте программу и вычислите на ЭВМ значения величины A при заданных значениях а, b для задания 1 части 2.
Контрольные вопросы:
1. Из каких основных этапов состоит процесс решения задачи с помощью ЭВМ?
2. Из каких частей складывается общая погрешность решения задачи?
3. Что такое абсолютная погрешность приближенного значения величины? Граница абсолютной погрешности?
4. Как можно указать значения нижней и верхней границ приближенного значения?
5. Что такое относительная погрешность приближенного значения величины? Граница относительной погрешности?
6. Какие цифры в записи приближенного числа называются верными в широком смысле? в строгом смысле? значащими?
7. Что такое округление числа? Какова погрешность округления?
8. Как вычисляются погрешности суммы и разности чисел?