Консультирование ребенка как вид социально-педагогической поддержки

 

Важной сферой применения педагогического консультирования в современной образовательной практике является консультирование ребенка. Для данного вида консультирования несомненный интерес представляют идеи педагогической поддержки и заботы, разработанные Е.И.Казаковой, О.С.Газманом, Н.Б.Крыловой, Т.В.Анохиной и др.

Согласно О.С.Газману, педагогическая поддержка или помощь в саморазвитии является самостоятельным компонентом педагогического процесса наряду с такими его составляющими, как обучение и воспитание. "Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни" (5, 29). Таким образом, данный автор понимает педагогическую поддержку как помощь в индивидуальном развитии личности. При этом он опирается на теории социализации, акцентирующие внимание на активность самой личности в контексте явлений коммуникации и взаимодействия. Это теории встречи субъектов со своим зеркальным и индивидуальным "Я" (Ч.Кули, У.Томас, Д.Мид, Ф.Занецкий, У.Уэнтворт и др.), теории, подчеркивающие "диалог активностей" (символический интеракционизм, интерсубъективность), теории взаимовлияний "Я" и "Мы" (У.Бронфенбренер, И.Толмен, Д.Коулмен). Эти теории обосновывают гуманистическую по своей природе идею невозможности приобщения человека к культуре вне его собственной мотивированности на этот процесс, что весьма созвучно пониманию консультирования как процесса, предполагающего определенный уровень мотивационной готовности личности к решению своих проблем.

Существенным с точки зрения уточнения концептуальных основ педагогического консультирования является выделение О.С.Газманом ключевого слова педагогической поддержки – "проблема ребенка". Необходимость в педагогической поддержке и заботе возникает тогда, когда у ребенка появляется желание приобщиться к чему-либо и он встречает перед собой трудности. В этой связи Т.В.Анохина отмечает: "Невзирая на различия в терминологии, важно подчеркнуть сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки. Это оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды" (1, 74).

Педагогическая поддержка направлена на устранение препятствий, возникающих на пути достижения ребенком целей образования – обучения, воспитания и саморазвития.

В контексте задач, решаемых педагогическим консультированием, весьма интересным представляется выделение Т.В.Анохиной субъективных "Я-препятствий" (личностных) и социальных "Они-препятствий" (средовых). "Я-препятствия" берут свое начало в основных структурных компонентах личности, в качестве которых обычно выделяют когнитив­ную, эмоционально-волевую и поведенческую составляющие. К это­му типу препятствий могут быть отнесены те или иные сложности в деятельности, отношениях, самосознании, с которыми ребенок может справиться, дополнительно мобилизуя волевые, интеллектуальные, нравственные силы. Для преодоления таких препятствий он исполь­зует имеющийся у него "багаж" знаний, опыта, способностей. Ему необходимо только "распаковать" этот "багаж" и наиболее рацио­нально воспользоваться его содержанием. Помощь и поддержка в этом случае должны быть направлены на то, чтобы ребенок научился лучше понимать себя, владел навыками самоорганизации, знал свои сильные и слабые стороны, формировал адекватную самооценку.

Если, например, подросток испытывает застенчивость в общении с малознакомыми людьми или в ситуациях, когда он оказывается в цен­тре всеобщего внимания, такому подростку необходимо оказать помощь, которая позволила бы ему преодолеть неуверенность в себе, повысить самооценку, развить специфические социальные умения. Для этого могут быть использованы такие приемы, как создание си­туации успеха, стимулирование социальных контактов ребенка, включение в деятельность, позволяющую избегать "поглощенность собой".

Ребенок постоянно сталкивается с определенной недостаточностью знаний, способов деятельности, социального опыта для дости­жения желаемого результата. Нередко те средства, которые использует ребенок, требуют замены или дополнения другими средствами. Для этого ему нужна помощь взрослого человека.

Так, ребенок может рассматривать агрессивное поведение как самый короткий путь к тому, чтобы укрепить свое положение среди сверстников. В отношении этого ребенка важной задачей будет являться его обучение умениям межличностного общения - умениям убеждать, снискать расположение к себе, вести переговоры, находить компромиссы. Новые средства общения призваны заменить агрессив­ные и конфликтные способы взаимодействия.

Часто ребенок сталкивается с недостаточностью информации для какого-либо самостоятельного действия. В этом случае испытываемая им трудность выражается в вопросе и может быть устранена ответом на вопрос.

Источником "Они-препятствий" выступает социальная среда. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок, могут быть обусловлены, например, социальным неблагополучием семьи, в которой он воспитывается.

Ориентация на решение проблем или помощь в преодолении препятствий предполагает соблюдение определенных принципов педагогического сопровождения, в качестве которых в литературе называют следующие:

· Согласие того, кому предназначена поддержка, на внешнюю помощь.

· Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности.

· Вера в эти возможности.

· Ориентация на способность индивида самостоятельно преодолевать препятствия.

· Совместность, сотрудничество, содействие.

· Конфиденциальность (анонимность).

· Доброжелательность и безоценочность.

· Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

· Реализация принципа "Не навреди".

· Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (1, 77).

Н.Н.Михайлова и С.М.Юсфин рассматривают педагогиче­скую поддержку как особую педагогическую деятельность, сущест­венно отличающуюся от деятельности по обучению и воспитанию. Согласно авторам, в образовательной практике поддержка ребенка "представляет собой различные тактики деятельности взрослого че­ловека по отношению к детской проблеме. Эти тактики обеспечивают условия безопасности ребенка при получении им опыта самостоятельных действий, помогают ребенку справиться с эмоциональными переживаниями проблемы и способствуют переводу проблемы в деятельность по её разрешению. Через соответствующие тактики педагогическая поддержка реализует охранительную, развивающую ("взращивающую") и формирующую (закрепляющую, доводящую до более высокого уровня) функции в отношении конкретного ребенка" (8, 208).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: