Администрация школы была неприятно удивлена неадекватной реакцией учительницы К. на полученную награду. Когда на районной августовской конференции педагогу вручили грамоту главы администрации, она, не произнеся слов благодарности, вернулась в зал и тихо заплакала. Следствием данной ситуации явилось то, что в глазах администрации школы и части коллег учительница приобрела репутацию неблагодарного человека и профессионала, имеющего завышенную самооценку. Однако прояснение ситуации, осуществленное консультантом, не подтвердило такой вывод: оказалось, что учительница приехала в районный центр в надежде получить значок "Заслуженный учитель Российской Федерации", поскольку накануне была представлена к этому почетному званию. "Замена" награды явилась для учительницы причиной сильного эмоционального потрясения.
Вопросы для обсуждения ситуации:
1. В чем Вы видите причины обиды учительницы К.?
2. Какое поощрение можно считать валентным и повышающим мотивацию профессиональной деятельности?
|
|
3. Какие рекомендации мог бы, с Вашей точки зрения, дать консультант администрации школы?
Тест для самоконтроля
I. Выберите правильный ответ:
1. Развитие школы – это:
а) поэтапное улучшение успеваемости;
б) повышение квалификации педагогического персонала
в) закономерное, целесообразное, управляемое позитивное изменение самой школы;
г) сотрудничество учителей, учащихся и их родителей;
д) любая инновация, реализованная коллективом.
2. Стратегия – это:
а) любая программа действий, имеющая конечную цель и предполагаемый результат;
б) паттерн или план, интегрирующий главные цели организации;
в) совокупность приемов, обеспечивающая принятие эффективного управленческого решения;
г) вид управленческой деятельности, направленный на перевод организации из состояния "сущее" в состояние "должное".
3. К группам влияния на процесс стратегического управления школой могут относиться:
а) люди, имеющие властные полномочия;
б) группы лиц, способных оказать школе финансовую помощь;
в) эксперты, осуществляющие аттестацию и аккредитацию образовательного учреждения;
г) информационные источники, содержащие полезные рекомендации для принятия стратегических решений.
4. Социальное партнерство – это:
а) форма социального взаимодействия различных институтов, объединенных солидарными связями и узами сотрудничества;
б) согласованные действия администрации школы и профсоюзной организации по социальной защите и поддержке сотрудников;
в) ведущий способ укрепления материально-технического и инвестиционного потенциала вуза;
|
|
г) сотрудничество различных институтов и организаций на договорной основе.
II. Закончите следующие предложения:
1. Команда управления в школе, как правило, состоит из …
2. Школа чаще всего обращается к услугам внешнего консультанта, если …
3. В процессе инновационного развития школы педагоги играют такие роли, как …
4. Успех управленческого консультирования зависит от таких факторов, как …
III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?
1. Управленческое консультирование не может быть рассмотрено как разновидность педагогического, ибо его объектом является организация, а не ребенок.
2. В современных условиях школа должна опираться прежде всего на внутренних консультантов, ибо они лучше знают свою организацию и их привлечение не требует дополнительных ассигнований.
3. Компромисс – единственный путь к гармонизации интересов групп влияния.
4. В вузе целесообразно использовать сценарные стратегии. Они позволяют в наибольшей степени учитывать импульсы влияния среды.
Библиография
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999.
2. Гормин А.С. Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики: Монография. – В. Новгород: НРЦРО, 2002. – 108с.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород, 1997. – 607с.
4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. –М.: Экономистъ, 2002. –416 с.
5. Зайченко О.М., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Управленческое консультирование // Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 216 c.
6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: основные понятия и принципы. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2001.
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2003. –304 с.
8. Консультирование в области образования. Часть I: Научно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 130с.
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический Проект, 2000. – 240с.
10. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000.
11.Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 2000. – 109с.
12.Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб: Питер, 2001. – 688 с.
13.Педагогика открытости и диалога культур: Монография / Под ред. М.Н.Певзнера, В.О.Букетова, О.М.Зайченко.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 262с.
14.Стратегический менеджмент вуза: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Л.Гаврикова / Авт.-сост. А.Л.Гавриков, В.А.Исаев, Т.А.Каплунович, М.Н.Певзнер, Д.В.Пузанков, В.Ф.Рябов, Р.М.Шерайзина, А.Г.Ширин. - Великий Новгород: НовГУ, 2003 – 348 с.
15.Управленческое консультирование: В 2-х т. / Пер. с англ. –М.: Интерэксперт, 1992. – Т. 2. – 350с.
16.Adams J.S. Inequity in Social Exchange / Ed. by L.Berkowitz // Advances in Experimental Social Psychology – v.2. – N.Y. – 1965.
17.Alderfer C.P. Existence Relatedness and Growth: Human Needs in Organizational Settings. –N.Y., 1972.
18.Dalin P., Rolff H.-G., Buchen H. Instutioneller Schulentwicklungsprozess. – Boenen, 1995, 350 S.
19.Drucker P.F. "The Coming of the New Organizations." Harvard Business Review, Jan.-Feb. 1988, pp. 45-53.
20.Folling-Albers M. Veränderte Kindheit – veränderte Grundschule. – Frankfurt/Main, 1989. – 302 S.
21.Gilliland B.E., James R.K., Browman J.T. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2-nd Ed. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1989.
22.Herzberg F., Maunsner B., Snydermann B. The Motivation to work. –N.Y., Wiley, 1959.
23.Lippit G., Lippit R. Beratung als Prozess. – Goch, 1984.
24.Maslow A.N. Motivation and Personality. – N.J. Harper and Row, 1970.
25.McClelland D. The Achieving Society. – Princeton, N.Y., 1961.
26.Müller-Böling, D. Zur Organisationsstructur von Universitaeten, in: Die Betriebswirtschaft, 1997, 57.Jg., S.603-614.
27.Quinn D. Strategies for change: logical incrementalism. Cambridge, 1989. 162
|
|
28.Rolff H.-G., Buhren C.G., Lindau-Bank D., Mueller S. Manual Schulentwicklung. Handlungskonzept zur pädagogischen Schulentwicklungsberatung (SchuB). – Weinheim, Basel, 1998, 366 S. 43
29.Vroom V.H. Work and motivation. – N.Y.: Wiley, 1964
Глава 6.
Супервизия профессиональной
деятельности педагога