Педагогическое мастерство и педагогическое творчество в деятельности учителя

Действия учителя должны быть направлены на разностороннюю деятельность учащихся. Функция учителя - формирование всесторонне развитого ученика Основные приемы воздействия - сам учитель как образец. Профессиональная программа учителя биологии (Н.А. Рыков и Щербаков, 1972г.) Функции учителя биологии: 1) информационная; 2) развивающая; 3) ценностно-ориентационная (трансформация знаний в убеждения); 4) мобилизационная (актуализация, эмоциональный настрой); 5) конструктивно-проективная; 6) коммуникативная; 7) организаторская; 8) исследовательская (изучение учащихся, внесение нового в содержательный образ, анализ собственного опыта). Дидактическая способность - умение передать информацию, понятно объяснить.

Мастерство - это комплекс свойств личности обеспечивающий высокий уровень самоорганизации программной деятельности. Основа - профессиональные знания. Мастерство педагога заключается в умении управлять своим поведением, умением воздействовать на личность и коллектив, духовность, культурность. Учитель должен вносить личную основу. Педагогическая техника включает в себя умение управлять собой, решать педагогические задачи; учитывать вербальные (в т.ч. культуру речи, дикцию) и невербальные факторы педагогического процесса. Два метода завоевания внимания: активный и пассивный. Такт педагога - это мера педагогической целесообразности, воздействие учителя на учащихся, умение установит продуктивное общение.

Педагогическое творчество. Педагогическая деятельность по своему принципу носит творческий характер. Обращаясь к решению неисчислимого количества типовых и оригинальных педагогических заданий, учитель строит свою деятельность: анализ педагогической статистики (диагноз), проектирование результатов в сопоставлении с исходными данными (прогноз), конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса, оценка полученных данных, формирование поведенческих задач. Непременным условием педагогического творчества является активная восприимчивость к рекомендациям науки и опыту новаторов. Педагогическое творчество требует от учителя умения наблюдать, анализировать и исследовать воспитательный процесс, вскрывать его противоречия и движущие силы.

Полифункциональный характер профессиональной деятельности учителя биологии.

Учителя - люди интеллектуального труда, обладающие следующими установками: 1. Ответственность за состояние будущих поколений (в т.ч. состояние окружающей их социальной и природной среды); 2. Осознание ценности жизни на Земле; и др. Деятельность учителя включает: 1. гностическая (предметные и педагогические ЗУН); 2. прогностическая (планирование УВП); 3. конструктивная (умение оптимально сочетать методы); 4. организационная (организация деятельности учащися); 5. коммуникативная; 6. аналитическая (оценка результатов УВП); 7. инновационная. Успех обучения зависит от личности учителя.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: