Методические особенности организации воспитательного процесса

Методика воспитания – систематизированный знания об организации воспитательного процесса и (целе)сообразных и эффективных способах достижения результатов /гностический аспект/ + алгоритм конструирования воспитательной деятельности. Методикой является лишь конструктивный способ деятельности, приводящий к заранее осмысленному результату. Иерархия методик ВД: общая (программа взаимодействия воспитанников и воспитателей в определенных условиях /работа классного руководителя/; включает общие цели и задачи ПД; основные направления и объем содержания ВД; примерный комплекс средств/форм организации ВП), частная (система правил, требований, предъявляемых к органу воспитательного процесса для эффективного решения частных воспитательных задач /методика экологического воспитания/), конкретная методика (последовательность действий и пути взаимодействия педагогов и воспитанников в конкретных Фомах организации ВД /методика подготовки и проведения классного часа/).

Принципы конструирования ПД: осознание и выработка стратегии деятельности (общая направленность воспитательной деятельности, проявляющаяся в задачах, соответствии оным содержания и форм ВД, организации дел и событий), разработка и осуществление тактики действий (соответствие действий и позиций педагога намеченной стратегии – характера, продуманности, обоснованности педагогических организационных решений; проявляется в умении конкретизировать стратегические задачи применительно к актуальным условиям и выбирать адекватные способы взаимодействия, свою позицию и роль в совместной деятельности), учет объективной логики процессов и явлений (определяет структуру ВП и предполагаемую последовательность этапов; логика выполнения педагогом конкретных действий – субъективна и зависит от избранной тактики), выбор и отработка техники действий (умение педагога выполнять необходимые действия верно; владение организаторскими и психологическими приемами; владение разнообразными формами и способами организаторской деятельности). «Формула» методики ВД = стратегия ВД + тактика педагогического воздействия + технология организаторской деятельности. Примеры: стратегия общей заботы об ОС + техника сотрудничества старших и младших классов + технология коллективной деятельности = методика коллективного творческого воспитания / педагогики общей заботы; стратегия личных достижений и успеха воспитания + техника педагогического сопровождения + технология организации каждого = методика педагогик успеха. Результаты: организационно - практический и воспитательный.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: