Инновационная деятельность в образовательном учреждении

Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (в педагогике: направленных на качественное усовершенствование УВП).Новшество – средство решения конкретной педагогической проблемы – является новым для конкретной образовательной системы, учреждения в определенный период времени. Новизна носит конкретно-исторический характер: возникает, опережая время, становится нормой и устаревает Þ абсолютная /отсутствие аналогов и прототипов/, относительная и псевдоновизна /оригинальничание/. Пути: экстенсивный (привлечение дополнительных мощных инвестиций – средств, оборудования, технологий) и интенсивный (внутренние резервы). Признак инновации – прогрессивнее начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Объекты: цели, содержание (увеличение объема материала), методы (новые, активные формы, повышение мотивации) и технологии (применение новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации); стили ПД, организация (ускорение темпов обучения, устранение потерь времени) и система управления УВП; система контроля и оценки уровня образования; система финансирования; учебно-методическое обеспечение; система воспитательной работы; учебный план и учебные программы; деятельность учителя и школьника. Субъекты нововведений:Классификация нововведений: jпо компонентам педагогического процесса (в целях и содержании образования; в методиках, средствах, приемах, технологиях ПП; в формах и способах организации УВП; в деятельности администрации, педагогов, учащихся); k по масштабу (локальные и единичные, не связанные между собой; комплексные, взаимосвязанные; системные, охватывающие ОУ); l по инновационному потенциалу (модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией /ОП, учебного плана/; комбинированные; радикальные преобразования); m по отношению к предшественнику (замещающие, отменяющие, открывающие, ретровведениям). Источники идей: потребности страны как социальный заказ; воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах различного значения; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт (в т.ч. зарубежный); творчество педагогов и руководителей; опытно-экспериментальная работа. Критерии: новизна; оптимальность; результатвность; возможность твоческого применения в массовых масштабах. Примеры: «школа для жизни, через жизнь» (О.Деколи, Бельгия) – обучение организовывалось в соответствии с особенностями развития детского мышления; ребенка стремились ввести в деятельностные процессы: наблюдения, измерения, выражения мыслей и пр.; важным компонентом обучения выступало непосредственное окружение ребенка.

Должна проводиться экспертиза на соответствие. Педагог несет профессиональную ответственность за свою инновационную деятельность.

Проектирование

24. Реализация и защита прав детей в образовательном учреждении.

Образование является предметом, рассматриваемым в 2-х статьях 27 и 28 конвенции ООН о правах ребенка. Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому, доступность высшего образования. Особый акцент делается на равенстве образования девочек и мальчиков. В некоторых школах существует попытка реализовать права детей, вводят предмет право, на котором им рассказывают об их правах и свободах. Права детей печатают на некоторых дневниках и тетрадях. Дети могут их знать, но понимать или использовать неправильно. Образовательные программы - реальный механизм реализации прав ребенка. Есть конвенция, но нет механизма полностью осуществляющего права ребенка.

                         Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка - единый документ, имеющий юридическую силу, касающийся детей. Детализирует индивидуальные права. Конвенция была принята ООН 20 ноября 89 годе и вступила в силу 2 сентября 1990 года. К настоящему моменту 139 стран либо подписали ее, либо стали участниками. Конвенция указывает права ребенка с правами и обязанностями родителей обеспечивать их развитие и защиту; и предоставляет ребенку право на участие в принятие решений, затрагивающих его настоящее и будущее. В числе наиболее остро стоящих проблем рассматриваются: обязательство по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях, защита от сексуальных и иных видов эксплуатации, наркомании, детской преступности, положение детей в вооруженных конфликтах.

25. Взаимодействие школы и семьи: задачи, содержание, формы совместной деятельности.

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Координация деятельности семьи и школы осуществляется: 1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета с четким распределением функций каждого; 2. Организация силами школы систематического обучения родителей наиболее эффективной работе с детьми; 3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода результатов выполненных работ. Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, конгресс, ассоциации. Во многих случаях составляется совместный план семьи и школы. Главное требование - обеспечение родительского контроля над всеми направлениями школьной деятельности. Родители получают доступ к рассмотрению вопросов: выбор предметов, определение объема знаний, составление учебного плана. Совместная работа школы и семьи направлена на развитие нравственных интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Современные семьи воспитывают в основном на принципе гуманистической педагогики - креативности - свободное развитие способностей детей, гуманизма. Признание личности в качестве абсолютной ценности демократизма - установление равноправия, ретроспективности - осуществление воспитания в традициях народной педагогики, приоритетности - нравственных общечеловеческих норм и ценностей, гражданственности - осознания себя членом общества. Главная нагрузка по обеспечению связи школы с семьей ложится на классного руководителя. Свою деятельность он организовывает через классный родительский комитет, родительское собрание, через учителей, работающих в этом классе. Важной частью является личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласованность и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия. Традиционной является просвещенческая функция - многие семьи нуждаются в педагогических советах, прогрессивной поддержке.

Системы (структуры) воспитания:

1) по целевому критерию - целостное формирование личности, формирование нравственности, приобщение к общественным ценностям, воспитание жизненных позиций, развитие склонностей личности с учетом ее возможностей и желаний + социальные требования, организация личностно-социальной ценности многообразия деятельности, развития общества,

2) по главным стадиям воспитательного процесса - овладение знаниями, нормами и правилами поведения, формирование убеждения, чувств,

3) последовательность педагогических действий- ознакомление с общими нормами формирование отношений, формирование взглядов и убеждений, формирование общей направленности личности,

4) по эффективности - проектирование процесса, организация деятельности, регулирование межличностного общения и его коррекция, контроль и подведение итогов, формы воспитания это внешнее выраженный процесс воспитания, варианты организации конкретной воспитательной программы. Каждая из форм решает определенные воспитательные задачи, формируя на этой основе его качества и умения, формы воспитательной деятельности должны функционировать в тесном взаимодействии и обеспечивать достижение единой цели - воспитание и развитие школьников. Особенности форм состоят в том, что они осуществляются преимущественно в определенной среде жизнедеятельности школьников (учебный процесс, краеведение, внеклассная работа, туризм). В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм. Наиболее распространенной является классификация организованных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая форма (весь коллектив), кружковая (группа), индивидуальная. Другой подход связан с направлением воспитательной работы классного руководителя. Например, организация познавательно-развивающей деятельности учащихся больше всего соответствует: викторина, что где когда...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: