Игры на выявление лидера

Игра «раз, два, три».

Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит: «Раз, два, три» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Игроки должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.

Игра «Как тебя зовут?» Дается набор цветных карандашей, фломастеров, лист бумаги. За две минуты необходимо написать свое имя и три своих индивидуальных качества. (Например: Анна, добрая, умная, активная). После каждый из присутствующих держит лист перед собой и произносит вслух то, что он написал.

По скорости выполнения, по тому, кто первый взял фломастер, какого он цвета можно определить лидерские качества ребенка. От того, каким цветом он воспользовался так же определяется психо - эмоциональное состояние ребенка.

Игра «Веревочка».

Для проведения игры нужна веревка, концы которой должны быть завязаны, образуя кольцо. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы: как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник.

Деловая игра «Лидер».

Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо найти 10 определений, характеризующих, на их взгляд, лидера. Далее группа знакомит остальных со своим мнением. В ходе организованного общего обсуждения группа составляет портрет-характеристику лидера.

Деловая игра «Качества и умения лидера».

Работу можно организовать в подгруппах по 5 – 7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе. Общее обсуждение после групповой работы должно закончиться составлением общего списка.

Дискуссия «Влияние лидера на группу».

Участникам дискуссии предлагается обменяться мнениями по проблемам: как влияют ценности лидера на формирование групповых ценностей, каким образом лидер влияет на принятие групповых решений, может ли группа принять решение, противоположное решению лидера и каким образом, как стиль лидерского руководства влияет на организацию работы в группе.

Дискуссия «Команда лидера».

Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие – может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители «команды лидера»? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге обеспечивает эффективность работы группы?

Дискуссия «Лидерство».

Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств.

1. Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества?

2. Какими качествами должен обладать лидер?

3. Считаете ли вы себя лидерами? Почему?

4. Нужны ли лидеру знания организаторской работы?

5. Какую функцию в коллективе выполняет лидер?

6. Каково отношение лидера к членам коллектива?

7. В чем проявляется активная лидерская позиция?

Деловая игра «Рецепт».

Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить «рецепт»: как стать лидером. «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен «технологией приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления лидера.

Игра «Хочу все знать».

Лидерам дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например:

- сколько пуговиц всего на одежде членов группы,

- общий рост в сантиметрах всех членов группы,

- общий возраст всех членов группы.

- список хобби ленов группы.

Игра «Перестройка».

Группе дается задание построиться по каким либо определенным признакам, на время (засекает ведущий). Например: по цвету глаз (от светлых к темным); по номерам квартир (от 0 до…); по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.

Игра «Ощущения».

Участники становятся в одну линию (в затылок). Человек стоящий сзади, без слов, прикасаясь к стоящему перед ним игроку, передает какое либо чувство тот передает следующему и т.д. Игрок, который стоит самым первым, должен сказать, что за чувство дошло до него. Затем стоящий в конце становится в начало, а тот, кто стоял первым становится последним.

Счет от 0 до 10.

Играющие закрыв глаза, должны сосчитать от 0 до 10, при этом каждую новую цифру говорит только один человек. Если какую либо цифру произнесли несколько человек, все начинается с начала. Игра «Веревочка2» Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник и т.д.

Ролевая игра "Съемки фильма"

Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии.

Ведущий назначает одного участника на роль продюсера фильма. Его задача состоит в том, чтобы "снять фильм", а на самом деле организовать какую-нибудь сценку. Сам он должен лишь ограничиться "общей политикой": выбрать из участников режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров, композиторов и т.д. На "съемку фильма" отводится время в пределах 10 минут. Незадейственные участники (или ведущий, если все участники будут принимать участие в "фильме") должны оценить фильм по 5-балльной оценке.

После просмотра "фильма" все участники садятся в круг и обсуждают следующие вопросы:

■ Сделал ли "продюсер" единственно правильный выбор?

■ Все ли участники согласны с теми ролями, которыми им отвел режиссер, продюсер?

■ Как стоило продюсеру и режиссеру строить предварительные собеседования с претендентами, чтобы лучше выяснить сильные и слабые стороны каждого?

Я + Ты=Мы.

Играющие делятся на две команды. Обе шеренги становятся напротив друг друга. Вожатый задает критерии по которым команды должны построиться на скорость и на качество. Например: построиться по росту, по цвету волос (от самых светлых к самым темным), по первым буквам имени, по размеру обуви, по длине волос, по цвету глаз и так далее. Дополнительным условием может быть - молчание участников во время выполнения заданий.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Перекладина

Перекладина устанавливается на высоте талии самого высокого участника игры. И вся команда, взявшись за руки должна пройти под перекладиной лицом и пузом вверх.

15 шагов

Все встают в круг. Ведущий считает до пятнадцати. Участники на каждый счет делают шаг, в сторону, человека которого они до этого молча выбрали. На последнюю цифру они должны дойти до этого человека, не беда, если все разобьются не по парам, а по группам, кто-то мог выбрать одного и того же человека. Но последнее задание обязательно только для пары, они на счет 15 должны вдвоем выполнить какую-нибудь фигуру.

Хлопушка

Все встают в круг. Задание проводиться молча. По хлопку ведущего, все должны показать на человека которого они выбрали. Задание – что бы за меньшее число хлопков, вя группа показывала на одного и того же человека, в том числе и он сам на себя.

Мяч по кругу.

Все встают в круг. Дается задание команде, что бы мяч за три секунды передался как можно большее раз по кругу. Дается время на обсуждение. Вариантов очень много.

Талия

Группе дается задание: нужно встать так, чтобы взяв ремень или шарфик можно было им обхватит всю группу. Дается время на обсуждение и выполняется.

Титаны

Дается задание: нужно группе встать так чтобы земли казалось лишь несколько ног (их количество примерно группа пополам минус два). Время на обсуждение и выполняется.

Скала

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть — номер один становится последним. Аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер два и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто-то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора, 'Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят-лидеров.

Другая разновидность этой игры — координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинков, длине волос и т.д.

Карета.

Вожатый предлагает ребятам построить карету, состоящую из стен кареты, тройки лошадей, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3-5 минут. Интерпретация:

■ Кучер — на данный момент главный лидер — организатор в отряде.

■ Стены и крыша — те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.

■ Колеса, телега, лошади — те, на ком все стремятся "ехать" и кто способен везти, т.е. лидеры меньшего ранга.

■ Жеребенок — "выпавший", но с претензиями на лидерство.

■ Пассажиры — основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Лидер.

Как только двое людей или вступают во взаимодействие, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ребята начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением. Лидеры могут быть разными: деловой, душевных симпатий, интеллектуальный….

 

Верёвочка

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находиться внутри круга. Задание: «сейчас всем 6надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник.» Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и строить треугольник по порядковым номерам, и руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Иру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, эллипс.

Карабас.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садиться ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса – Барабаса, у которого был театр. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев.

Калейдоскоп.

Вот ещё один вариант выделения лидеров, состоящей из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся стремящихся к лидерству. Второе задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чём не договариваться, быстро встало полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?! Обычно, функций организатора опять же берёт на себя лидер, но лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием переложить ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Фотография на память.

Всем предлагается разместиться как для снятия на памятную фотографию. Роль фотографа выполняют вожатые. Лидеры тут же проявятся, начав выстраивать всех перед фотографом. Подыграйте ребятам и увидите кто есть кто.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: