· форма обучения - это способ организации деятельности обучаемых, определяющих количество и характер связей участников процесса обучения;
· формы обучения бывают: индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа); групповые – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное здание самостоятельно; коллективные – совместное выполнение задания несколькими детьми; самостоятельная работа – самообучение ребенка в развивающей среде;
· индивидуальная форма позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми;
· групповая (индивидуально-коллективная) форм а: группа делится на подгруппы; число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей; основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития; при этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения;
|
|
· фронтальная форма: работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание; при этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера; достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения;
· в соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности; организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую;
· в свете ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным;
· в качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности;
· особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Диагностика качества обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.
|
|
Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.
Важным компонентом диагностирования является контроль.
Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка.
Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.