Технологии взаимодействия государства и бизнеса в решении проблем развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала страны

В современных условиях развития российского общества накопилась довольно обширная практика взаимодействия государства и бизнеса в вопросах развития кадрового потенциала. Как правило, это взаимодействие, исходя из требований Трудового кодекса, осуществляется в рамках системы трипартизма на основе различного вида соглашений: генеральных, в интересах всего общества; отраслевых и региональных. Стороны соглашений (для генеральных - это Правительство Российской Федерации, общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей) вырабатывают общие позиции по целому комплексу проблем, которые затем переводятся на язык планов и программ в интересах их эффективного решения. Одной из неоднократно провозглашенных целей системы трипартизма выступает сохранение и развитие кадрового потенциала.

В целях систематизации и упорядочения указанных технологий взаимодействия государства и бизнеса условно их можно свести к ряду обобщенных групп. Исходя из этого, выделяются следующие группы технологий$$$Турчинов А.И, Панин И.Н., Коростылева Н.Н. Государственная кадровая политика Российской Федерации: взаимодействие государства и бизнеса по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала страны. – М.: РАГС, 2010. – 190 с. С. 58-68.%%%56^^^:

1. Политические.

2. Правовые.

3. Социально-экономические.

4. Административные (организационные).

5. Информационно-пропагандистские.

6. Собственно кадровые.

В рамках Российской трехсторонней комиссии активно используется такая политическая технология, как консультации в вопросах регулирования социально-трудовых отношений для разработки основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития страны. Проводится совместная деятельность по разработке и реализации проектов программ социально-экономического развития отраслей отечественной экономики, направленных на повышение их конкурентоспособности, рост производства, обеспечение социальных гарантий работникам. Кроме того, Правительство Российской Федерации обязуется содействовать развитию конструктивных отношений организаций и объединений работодателей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам социального развития, совместной разработки и реализации социальных программ. Создаются необходимые условия для проведения социальной экспертизы проектов государственных, отраслевых и региональных социально-экономических программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

В области правовой объединение работодателей привлекается к рассмотрению и обсуждению проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год до рассмотрения их в Правительстве Российской Федерации. Российская трехсторонняя комиссия ежегодно, до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, рассматривает его на своем заседании. Представители бизнеса активизировали свое участие в совершенствовании законодательства в области малого предпринимательства, создания комплексной системы его поддержки. Проводится совместный мониторинг соблюдения норм трудового законодательства, разрабатываются организационно-правовые основы социального (в том числе и кадрового) аудита в организациях крупного, среднего и малого бизнеса. Правительство Российской Федерации разрабатывает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов по вопросам социально-трудовых и иных связанных с ними отношений, принимает нормативные правовые акты по этим вопросам с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. Решения Российской трехсторонней комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения сторон Российской трехсторонней комиссии в обязательном порядке доводятся до сведения Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Правительство России планирует осуществить меры, связанные с внесением изменений в действующее законодательство, обеспечивающие:

-   участие объединений работодателей в организации профессиональной подготовки кадров;

-   экономическое стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, в том числе опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства, включающего базовое, послевузовское и дополнительное образование.

Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и иные связанные с ними отношения, также проводят консультации с соответствующими общероссийскими профсоюзами и объединениями работодателей. Государство и бизнес обязуются способствовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов.

Есть возможность говорить и о некоем спектре социально-экономических технологий взаимодействия государства и бизнеса. Так, по рекомендации Правительства России при заключении отраслевых и региональных соглашений работодатели устанавливают минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации. В перспективе предусматривается переход на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. Кроме того, Правительством Российской Федерации устанавливаются базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, определяется обоснованное соотношение величин базовых окладов по профессиональным квалификационным группам с целью обеспечения объективной дифференциации гарантированных размеров оплаты труда специалистов разного уровня квалификации. Предполагается осуществление практических мер по разделению социальной ответственности государства и работодателей.

В области административной (организационной) в ходе административной реформы осуществляется передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и объединениям профсоюзов. Государство реализует меры по содействию формированию соответствующих объединений работодателей. Совместно с объединениями работодателей организуются и проводятся конкурсы профессионального мастерства на отраслевом и региональном уровнях, а также ежегодный всероссийский конкурс профессионального мастерства "Профессионал года". В планах Правительства Российской Федерации предусматривается принятие мер по созданию при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов, участию в них представителей общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов.

К информационно-пропагандистским технологиям относятся: проведение мониторинга, обобщение опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном, межрегиональном и территориальном уровнях и работы органов социального партнерства; разработка и внедрение на всех уровнях социального партнерства комплексной системы обмена информацией о соглашениях и коллективных договорах; предоставление Росстатом и его территориальными органами профсоюзным объединениям и объединениям работодателей статистической информации, необходимой для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, предусмотренные федеральным планом статистических работ на очередной год; изучение и внедрение в практику организаций социальной (включая кадровую) отчетности. В перспективе предполагается осуществление совместных мер по развитию общенациональной системы информации о рынках труда, отвечающей реальным потребностям работников, работодателей и государства в качественной и доступной информации о состоянии и динамике развития рынков труда, а также подготовка информационно-аналитического сборника «Атлас профессий».

И, наконец, вполне обоснованно речь может идти о внедрении и апробации технологий в собственно кадровой области. В целях обеспечения экономики квалифицированной рабочей силой и установления устойчивой связи профессионального образования с рынком труда будут разработаны предложения по созданию статистической базы и методики прогнозирования потребностей в рабочих и специалистах, выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по видам экономической деятельности и в региональном разрезе; с учетом международных классификаторов осуществляется разработка общероссийского классификатора профессий, системы профессиональных стандартов и оценки качества работников, модернизация единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения.

Объединения работодателей активно участвуют в разработке предложения по созданию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей.

Совместными усилиями государства и бизнеса предполагается создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях, а также взрослого населения с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда; разработать мероприятия по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах. Предусматриваются государственные меры экономического стимулирования участия работодателей в развитии профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, развитие механизмов образовательного кредитования, экономического стимулирования профессиональных учебных заведений в трудоустройстве выпускников по полученной профессии (специальности).

Разработка спектра технологий взаимодействия государства и бизнеса - итог непростой работы по согласованию основных принципов формирования и реализации социально-трудовой и связанной с нею экономической политики в предстоящий период. Это результат найденного в ходе переговоров сторон компромисса, отражающего сложившиеся на сегодня в стране экономические и социальные реалии, совместный вклад социальных партнеров в развитие гражданского общества. Залогом успеха их реализации может быть только четкое соблюдение заинтересованными сторонами основополагающих принципов социального партнерства. Прежде всего, это касается участия социальных партнеров, учета их мнения при выработке и принятии на государственном уровне решений.

Другой важной проблемой является четкое разделение ответственности каждой из сторон взаимодействия. Именно представители бизнеса инициируют в настоящее время конкретные предложения по определению сферы социальной ответственности Правительства Российской Федерации, объединений работодателей и объединений профсоюзов. В последние годы руководители разных уровней российской системы государственного управления много говорили о социальной ответственности бизнеса, причем нередко вкладывая в это понятие разное содержание. Но социальная ответственность - это не дорога с односторонним движением. Каждая сторона социального партнерства должна четко определить сферу своей ответственности, обозначить ее критерии. Опыт предыдущих лет показывает, что государство, утвердив планы основных мероприятий в сфере социального партнерства, не создает четких механизмов контроля и ответственности государственных органов за их исполнением.

Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе социально-экономического развития страны начала складываться вполне конкретная система технологий взаимодействия государства и бизнеса по вопросам формирования, развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала российского общества, обозначились позитивные тенденции ее совершенствования. Однако преждевременно говорить, что эти тенденции необратимы, и в ближайшем будущем можно рассчитывать на весьма существенные результаты реализации этих технологий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: