Философия управления персоналом

Конспект лекции

По учебной дисциплине «Управление персоналом».

 

Тема раздела - «Основы управления персоналом и кадровое планирование»

В разделе будут освещены три вопроса:

Методология управления персоналом организации

Основы кадрового планирования в организации

Оперативный план работы с персоналом

 

 



Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.1. Методология управления персоналом организации. 4

1.1.1. Философия управления персоналом. 4

1.1.2. Концепции управления персоналом. 9

1.1.3. Закономерности управления персоналом. 12

1.1.4. Принципы управления персоналом. 17

1.1.5. Методы управления персоналом. 21

1.1.6. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами. 26

1.2. Основы кадрового планирования в организации. 34

1.2.1. Цели и задачи кадрового планирования 34

1.2.2. Измерения и методы кадрового планирования 37

1.2.3. Этапы кадрового планирования 43

1.2.4. Место кадрового планирования в системе управления персоналом. 49

1.2.5. Кадровый контроллинг и кадровое планирование 53

1.3. Оперативный план работы с персоналом. 58

1.3.1. Порядок разработки оперативного плана работы с персоналом. 58

1.3.2. Содержание оперативного плана работы с персоналом. 62

1.3.3. Определение потребности и планирование привлечения персонала 64

1.3.4. Планирование использования и безопасности персонала 69

1.3.5. Планирование развития персонала 71

1.3.6. Планирование высвобождения персонала 74

1.3.7. Планирование расходов на персонал 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время управление персоналом заявило о себе как самостоятельный вид профессиональной деятельности. В связи с этим перед профессиональными сообществами в этой сфере встает немало задач, предъявляющих высокие требования к специалистам по управлению персоналом социально-экономических систем и требования к их квалификации.

Ещё в 2012 году Президент России Владимир Путин, предупреждая о вступлении России и мира в новый этап развития, и считая, что ближайшие годы станут решающими и переломными не только дня нашей страны, но и для всего мира, отметил важность человеческого капитала. Сегодня назревают новые геополитические, экономические разломы, в будущем начнутся новые глобальные битвы за ресурсы, ключевым из которых станет интеллект, человеческий капитал. Такое заявление президент сделал в ходе обращения к Федеральному собранию$$$РБК. Информационный портал. [Электронный ресурс]. - http://top.rbc.ru/politics/12/12/2012/836169.shtml (дата обращения 02.03.2015)%%%1^^^.

Исходя из вышеизложенного, современной российской науке необходимо обратить внимание на проблемы в области управления персоналом, решение которых позволит в стратегической перспективе сформировать человеческий капитал в России, способный выдержать конкуренцию на мировом рынке и этим противостоять современным вызовам в мире в целом.

Тема раздела - «Основы управления персоналом и кадровое планирование»

В разделе будут освещены три вопроса:

Методология управления персоналом организации

Основы кадрового планирования в организации

Оперативный план работы с персоналом

 


 


Методология управления персоналом организации

 

Философия управления персоналом

Управление персоналом как особая теория управления зародилась в рамках менеджмента и со второй половины ХХ века начала конституироваться и внедряться в управленческую деятельность зарубежных компаний. В настоящее время управление персоналом представляет собой сложное социальное явление, которое проявляется и в виде социального института, и в качестве науки. Оно оформилось в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Многогранность управления персоналом выдвигает перед сообществом специалистов в этой сфере немало практических, теоретических и организационных проблем$$$Турчинов А.И. Кадровая политика и управление персоналом: проблемы теории и практики. // Коммуникология. 2014. Т. 7. № 5. С. 103-117.%%%2^^^.

 

 

  Управление персоналом - особый вид профессиональной деятельности, целенаправленная деятельность руководства организации, а также специалистов службы управления персоналом, включающая: разработку философии, концепции, кадровой политики, стратегии управления персоналом; кадровое планирование; маркетинг персонала; наем, контроллинг,аудит,оценку и учет персонала; профориентацию, социализацию, аттестацию и адаптацию персонала; организацию трудовых отношений; управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала и организации;управление организационной культурой, этическими нормами поведения, стрессами и конфликтами; организацию, нормирование, регламентацию, обеспечение безопасности, условий и дисциплины труда; управление занятостью; развитие персонала: обучение, стажировку, повышение квалификации, профессиональную переподготовку, управление кадровым резервом, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; социальное развитие персонала; мотивацию и стимулирование персонала; работу с высвобождающимся персоналом; организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом;делопроизводственное, кадровое, правовое; нормативно-методическое и информационное обеспечение системы управления персоналом; оценку и бюджетирование затрат на персонал, а также оценку результативности деятельности руководителей и специалистов управления, работы подразделений системы управления организацией, оценку социальной и экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом; управленческий (в том числе кадровый) консалтинг$$$Проект профессионального стандарта «Менеджер по управлению персоналом организации». М, 2014. С 4-5.%%%3^^^.  

 

 

Отражение все эти вопросы находят в философии управления персоналом.

 

  «Философия управления персоналом представляет собой философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснении лежащих в основе управления, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения»$$$КибановА.Я. Основы управления персоналом. 3-е изд. M: ИНФРА-M, 2014 http://dx.doi.org/10.12737/4118. С. 34.%%%4^^^  

 

 

В современной трансформационной экономики приоритетным элементом производительных сил и главным источником развития экономики являются люди, от уровня образованности, подготовки, мотивационной деятельности и мастерства которых зависит процесс развития различных сфер.

 

  Персонал – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и владельцев.  

 

В современных условиях рыночной экономики под персоналом организации следует понимать всю совокупность работающих, не только трудящихся найму, но и собственников. Их трудовой потенциал, соответствующий производственному потенциалу, обеспечивает эффективную деятельность организации.

Персонал является социальной подсистемой в организации. Рассмотрим классификацию персонала в организации. Персонал организации можно разделить на:

1. Производственный персонал, который занят переработкой предметов труда с использованием средств труда. Работники данной категории осуществляют деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. В свою очередь производственный персонал разделяют на:

- основной - занят непосредственно в производственном процессе;

- вспомогательный - занят в обслуживании производственных процессов.

2. Управленческий персонал, деятельность которого связана с процессом управления организацией с преобладающей долей умственного труда. Преобладающая их деятельность заключается в изучении проблем и переработке и создании информации с использованием технических средств управления, подготовке, реализации и контроле управленческих решений и.т.д.

В категорию управленческого персонала входят:

- Руководители. Они обладают юридическим правом принятия решения и наличие в подчинении других работников.Линейные руководители, отвечают за принятие решений по всем функциям управления. Функциональные руководители, реализуют отдельные функции управления. Могут выделяться следующие уровни руководителей: Executive– директор, его заместители; Top-management - начальники цехов, управлений; Middlemanagement(средний уровень)– начальники служб, отделов; First-linemanagers(нижний уровень) - начальники участков, групп,руководители секторов, мастера.Функции и зоны ответственности определялись исходя из иерархического уровня должностей: Executive - ответственность за блоки ключевых показателей; Top-management - ответственность за отдельные элементы блоков ключевых показателей; Middlemanagement - руководство функциями, ответственность за группы показателей по управляемым функциям; First-linemanagers - управление в рамках функции, ответственность за отдельные показатели в рамках функции.

- Специалисты. Это работники одной профессиональной области. В свою очередь специалистов можно подразделить на:

а) функциональные специалисты, которые работают с управленческой информацией (референт, бухгалтер, финансист, экономист, маркетолог и т.п.);

б) специалисты-инженеры, которые работают с конструкторско-технологической или проектной информацией в области технологий и техники (конструкторы, инженеры, технологи и т.д.);

в) служащие – технические специалисты, которые выполняют вспомогательные работы (операторы, курьеры и т.п.).

Возможность удовлетворения сотрудниками, своих личных потребностей, работая в организации, составляет основу сущности философии управления персоналом. Иначе говоря, внутри организации должны быть созданы все условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений между работниками. Это подразумевает, что каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки, т.е.:

- возможность каждого сотрудника активно участвовать в процессе принятия важных решений в организации;

- создание безопасных и здоровых условий труда;

- возможность использования адекватных и справедливых компенсаций

Создавая подобные условия, администрация имеет возможность завоевать преданность и уважение сотрудников организации, что сторицей окупит затраты создания этих условий. Способность администрации эффективно управлять персоналом организации напрямую зависит от ее заботы о повышение качества жизни сотрудников.

Однако не только на удовлетворение потребностей организации в персонале направлена философия управления персоналом, она также заключается в максимально возможном удовлетворении потребностей персонала. В философском смысле это и является основной целью системы управления персоналом.

 

  «Под философией организации следует понимать совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений воспринимаемая все персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Соблюдение философии организации гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и следствием этого является эффективное развитие организации»$$$КибановА.Я. Основы управления персоналом. 3-е изд. M: ИНФРА-M, 2014 http://dx.doi.org/10.12737/4118. С. 35.%%%5^^^  

 

С другой стороны, игнорирование требований философии организации провоцирует конфликты между руководством компании и ее работниками, снижает эффективность деятельности организации, её имиджа и даже может привести к банкротству, так как персонал – это главное достояние организации.

Необходимость строгой регламентации взаимоотношений администрации и работников, персонала между собой обуславливает целесообразность оформления философии организации в отдельный нормативный документ. Данный нормативный документ разрабатывается на основе таких документов как Конституция РФ, Гражданский кодекс, Декларация прав человека, Кодекс законов о труде, Коллективный договор, Устав. Кроме того, при создании подобного документа необходимо учитывать вид собственности, национальный состав организации, тип производства, уровень благосостояния. А значит, здесь не стоит забывать основы религиозных писаний и опыт лучших организаций.

В разделы нормативного документа организации в обязательном порядке должны входить такие пункты как цели и задачи организации, декларации прав работника, требования к поведению сотрудников, оплата труда, рабочее место, условия труда и социальные блага.

Следует учитывать национальные и региональные аспекты философии управления персоналом и организации в целом (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 Характеристика разновидностей философии управления персоналом

 

Показатели работы

Философия управления персоналом

Российская Американская Японская
Основа организации Смешанная Эффективность Гармония
Отношение к работе Главное - реализация заданий Главное - реализация заданий Главное - выполнение обязанностей
Конкуренция Практически нет Сильная Практически нет
Гарантии для работника Средние между высокими и низкими Низкие Высокие (пожизненный наем)
Принятие решений Сверху вниз Сверху вниз Снизу вверх
Делегирование власти Распространено Распространено В редких случаях
Отношения с подчиненными Чаще семейные, чем формальные Формальные Семейные
Метод найма По деловым качествам По деловым качествам После окончания учебы
Оплата труда Смешанная В зависимости от результатов В зависимости от стажа

 

В отечественных организациях при разработке философии управления персоналом следует учитывать отечественную специфику и не забывать, что управление персоналом – это деятельность, направленная на обеспечение организации конкурентоспособными кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. Поиск, отбор и прием подходящих работников в организацию является началом этой деятельности. Для блага организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением профессионального потенциала и интеллектуального капитала (интеллектуальных ресурсов) персонала и организации в целом. Развитие персонала, повышение трудового потенциала и интеллектуального капитала приводит к росту производительности труда, прибыльности организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: