Основные принципы подготовки легкоатлета

Подготовка легкоатлета — обучение его технике легкоатлети­ческих упражнений и тренировка, как и любой педагогический про­цесс, строятся на определенных педагогических принципах.

Принцип всесторонности — один из главных. Суть его заключает­ся в сочетании разностороннего физического развития и теоретической, моральной и волевой подготовки, составляющих единый педаго­гический процесс.

Овладение техникой легкоатлетических упражнений требует опре­деленной физической подготовленности, понимания механизма изу­чаемых движений, настойчивости и упорства в достижении намеченной цели. По мере усложнения решаемых задач повышаются и требова­ния ко всем сторонам подготовки легкоатлета. Без достаточной силы и быстроты, например, невозможно не только выполнять учебные нормативы в скоростном беге, прыжках и метаниях, но и освоить правильную технику, не говоря уже о достижении высоких результа­тов. С другой стороны, в практике нередки случаи, когда прекрасно физически подготовленные спортсмены перед соревнованиями и во время их испытывают такое сильное волнение, что это снижает их результаты и ведет порой к неудаче, полному срыву. Это говорит о том, что волевые качества спортсменов должны целенаправленно воспитываться.

Таким образом, все направления, виды подготовки легкоатлета взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны совершенствоваться параллельно (особенно на первых двух этапах).

Принципы систематичности и постепенности. Подготовка легко­атлета осуществляется по определенному плану и программе, пре­дусматривающим постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последова­тельности необходимых средств и методов на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от из­вестного к неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки.

Исходя из результатов своих наблюдений и медицинского обсле­дования, преподаватель дает индивидуальные рекомендации по объ­ему и интенсивности нагрузок.

Принцип наглядности. Принцип наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные упражнения. В за­висимости от условий, в которых проводится учебный урок или тре­нировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюде­ние за тренировкой квалифицированных спортсменов.

Принцип сознательности и активности. Одна из главных задач учителя или тренера — добиться, чтобы его подопечные сознательно и активно участвовали в процессе обучения и тренировки.

Учебно-тренировочный процесс — всегда тяжелый труд. Тем не менее, он может доставлять радость и удовлетворение. Человек, испытываю­щий интерес к определенному виду труда, может выполнять его более длительное время охотно и менее утомляясь, чем человек равнодуш­ный. По этой причине преподаватель должен постоянно поддержи­вать интерес учащихся, искать «изюминку» в любом на первый взгляд обычном упражнении и поощрять всякое проявление активности с их стороны. Одно из простейших средств повышения интереса к заняти­ям — введение в них игровых и соревновательных элементов.

Все рассмотренные дидактические принципы подготовки легко­атлета приобретают особое значение в условиях занятий с детьми, подростками, юношами и девушками в общеобразовательной школе и ДЮСШ.

Занимаясь легкой атлетикой со школьниками, чрезвычайно важно не нарушать принципов доступности, систематичности, постепен­ности. Стремление иных тренеров ДЮСШ форсировать подготовку юных спортсменов, добиться высоких результатов без создания фундамента общей физической и специальной подготовки в боль­шинстве случаев приводит к нежелательным последствиям, а порой выводит юных спортсменов из строя на продолжительное время.

Какую бы специализацию ни избрал для себя юный спортсмен, он должен быть всесторонне физически развит, обладать крепким здо­ровьем, иметь высокий уровень развития таких основополагающих физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость. Это может быть достигнуто лишь путем разносторонней многоборной подготовки, занятиями не только своим, но и другими видами легкой атлетики, а также другими видами спорта, в первую очередь гимнастикой, акробатикой, лыжами, плаванием, спортивны­ми играми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: