Методические основы экономической оценки полезных ископаемых

В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их пользование [23]. Наиболее популярные методы отражены в таблице 2.2
[25, с. 464].

                                                                                                    Таблица 2.2

Методы экономической оценки природных ресурсов

Метод Сущность
Затратный Оценка природных ресурсов определяется по величине расходов на их добычу, освоение или использование.  
Результативный Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурсов определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от их эксплуатации, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.
Затратно - ресурсный При определении стоимости природных ресурсов соединяются затраты на их освоение и доход от использования.  
Рентный Лучшие ресурсы (использование которых дает относительно большой доход при одинаковых затратах) получают большую стоимость; затраты на освоение ресурсов ориентированы на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности данных природных ресурсов. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурсов и их пользователя для возникновения рентных платежей.  
Воспроизводственный Использование каких-либо природных ресурсов должно подразумевать их восстановление. Стоимость природных ресурсов определяется как совокупность затрат, необходимых для их воспроизводства (или как компенсации потерь) за определенный период.  
Монопольно – ведомственный Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения специализированных федеральных служб (министерств и ведомств), в настоящее время монопольно распоряжающихся (управляющих) природными  ресурсами.

 

При определении количества добытого полезного ископаемого применяется как простой, так и косвенный методы [28, с. 7]. При прямом методе количество добытого полезного ископаемого устанавливается путем непосредственного замера с помощью измерительных средств и устройств маркшейдерскими службами. При невозможности применения прямого метода используется косвенный метод, который заключается в определении количества добытого полезного ископаемого по данным о его содержании в добытом (извлеченном) минеральном сырье. Этот метод отражается в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и изменяется только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи
полезных ископаемых.

В свою очередь применение на практике каждого из этих методов осуществляется с учетом особенностей добычи того или иного вида полезного ископаемого, которые регулируются нормами иного (неналогового) законодательства. Особо точные методы должны применяться при добыче драгоценных металлов. Так, например, не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов, а также уникальные драгоценные камни учитываются отдельно. Налоговая база по ним определяется тоже отдельно. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством о драгоценных камнях [2]. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых (статья 340 НК РФ) определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов [5, с. 648-652]:

- исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

На практике возникают некоторые сложности с определением объекта налогообложения в связи с возможностью оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из его расчетной стоимости, т. е. затрат на добычу. Учитывая, что расчетная стоимость всегда существенно ниже стоимости, определенной исходя из цен реализации полезных ископаемых, налогоплательщики стремятся использовать именно этот метод оценки. В ряде случаев это приводит к некорректному подсчету затрат на добычу.

Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого [5, с. 643].

В связи с вышесказанным, можно сделать вывод об основном недостатке налога на добычу полезных ископаемых – он не делает разницы между высоко- и низкодоходными нефтедобывающими предприятиями и месторождениями, т. к. ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых [29, с. 21-23].

Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Следовательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с помощью этого налога [25, с. 22]. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования добычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Но, несмотря на установление с 1 января 2007 г. специфической базовой ставки в размере 419 руб. за одну тонну добытой нефти [3], применение коэффициентов, уменьшающих мировые цены на нефть и степень выработанности участка недр, проблема изъятия ренты при нефтедобыче не решена до конца, так как ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи [30, с. 22-24].

Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, наиболее популярной является идея установки уровня налогообложения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей промышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рентабельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежащим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, результатом которых является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтяных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальнейшего технического совершенствования и, как следствие, снижения соответственно издержек по добыче сырья.

Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая рассчитывается исходя из стоимости основных производственных фондов норматива рентабельности 15%. Налоговым последствием такого варианта является то, что он стимулирует возможное увеличение затрат разработки месторождений, так как сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет отсутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании манипулировать рентабельностью.

Возможно совершенствование рентных платежей в недропользовании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регулярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользователям недр исключительных прав и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ. Величина регулярных платежей зависит от экономико – географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится возможность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.

Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензионное соглашение. Включение в лицензионное соглашений условий разработки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов, и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях при решении проблемы рентных платежей следует не только руководствоваться фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России [23, с. 5].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: