Определите какие определения графы «А» соответствуют понятиям графы «1».
«А» | «1» |
А. Абсолютизация роли разума как источника познании. | 1. Релятивизм. |
Б. Отрицание возможности достоверного познания мира. | 2. Агностицизм. |
В. Утверждение, что истинное знание - результат соглашения между учеными. | 3. Догматизм. |
Г. Абсолютизация роли чувств как источника познания. | 4. Рационализм. |
Д. Утверждение, что все знания являются абсолютной истиной. | 5. Сенсуализм. |
Е. Утверждение, что истинное знание - результат соглашения между учеными. | 6. Конвенционализм. |
Философский тест "мудрость"
Определите, какие высказывания графы "А" соответствуют определениям графы "1".
"А" | "1" |
А. "Человек – мера всех вещей" (Протагор). | 1. Сенсуализм |
Б. "Подлинные истины вообще неизменны…, так что нелепо представлять себе правильность познания, зависящего от времени и реальных перемен" (Е. Дюринг). | 2. Рационализм |
В. "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов" (Д. Юм). | 3. Релятивизм |
Г. "Я не имею ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать» (Л. Фейербах). | 4. Прагматизм |
Д. "Для познания человек обладает разумом и ощущениями, но ощущения обманчивы. Разум же открывает истину". | 5. Догматизм |
Е. "Я равнодушен к морали и признаю ее только когда она полезна" (Дж. Лондон). | 6. Агностицизм |
Философский тест "Проверь себя"
|
|
Не переписывая вопросы, выпишите на свой листок их номера и рядом напишите ответ – "да" или "нет". Приготовьтесь к устному обоснованию своих ответов.
Вариант 1.
1. Согласны ли Вы с мнением Платона, утверждавшим, "чтобы познать мир, надо закрыть глаза и уши"?
2. Признает ли агностицизм познаваемость мира?
3. Существует ли абсолютная истина?
4. В объективном мире истины не существует. Она есть лишь характеристика знаний субъекта. Согласны ли Вы с этим?
5. Прагматизм утверждает, что истинное знание – это знание, которое приносит пользу. Согласны ли Вы с этим?
6. Может ли абсолютная истина быть одновременно и относительной?
7. Признает ли объективный идеализм объективную истину?
Вариант 2
1. Французский философ Гельвеций утверждал, что все недоступное чувствам, недоступно и для ума человека. Прав ли он?
2. И. Кант утверждал, что сущность вещей ("вещь в себе") непознаваема. Согласны ли Вы с этим утверждением?
3. Может ли человек обладать абсолютной истиной?
4. Существует ли истина вне познающего субъекта?
5. Признается ли в прагматизме объективная истина?
|
|
6. Может ли относительная истина быть одновременно и абсолютной?
7. Согласны ли вы с мнением, что поскольку мир бесконечен, то любое наше знание является относительным?
Контрольно-обучающие тесты
Вариант 1
Не переписывая вопросы, выпишите на листке номера ответов, которые Вы считаете правильными. Итоговый ответ должен быть представлен в такой форме 2 2 3 1 …1 (всего 10 цифр)
Что является объектом познания?
1. Весь объективный мир
2. Духовный мир человека
3. Часть природы, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
4. Материальные объекты.
В чем суть агностицизма?
1. Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность достоверного познания объективного мира
2. Агностицизм – философское направление, признающее опыт основным источником знания
3. Агностицизм – философское направление, утверждающее, что все знания являются истинными.
4. Агностицизм - философское направление, отрицающее роль субъекта в познании.
Какая форма познания не относится к чувственному этапу познания?
1. Восприятие
2. Представление
3. Понятие
4. Ощущение.
Против какого направления в гносеологии выступает Л.Фейербах, утверждавший: «Я не имею ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать»?
1. Сенсуализм.
2. Агностицизм.
3. Рационализм.
4. Релятивизм.
5. Укажите правильное высказывание:
1. Только чувственное познание дает истинное знание о мире.
2. В познании мира чувственное и рациональное познание взаимосвязаны.
3. Только рациональное познание дает истинное знание о мире, а чувства вводят человека в заблуждение.
4. Мир нельзя познать, поэтому и чувства и разум вводят человека в заблуждение.
К какому направлению в гносеологии относится высказывание: Истина – это научное положение, с которым согласны большинство ученых?
1. Идеализм
2. Агностицизм.
3. Конвенционализм.
4. Релятивизм.
В чем специфика научного знания?
1. Научное знание приносит пользу человеку.
2. Научное знание имеет всеобщий характер.
3. Научное знание объективно.
4. Научное знание всегда нуждается в опытном обосновании.
8. Выберите положение, характеризующее эмпирическое знание:
1. Эмпирическое знание это знание о наблюдаемых объектах.
2. Эмпирическое знание это знание об идеальных объектах.
3. Эмпирическое знание это универсальное знание.
4. Эмпирическое знание это относительное знание.
Какой метод научного исследования относится к теоретическому уровню познания?
1. Наблюдение.
2. Эксперимент.
3. Анализ.
4. Измерение.
Какой метод научного исследования основан на сравнении явлений?
1. Индукция.
2. Аналогия.
3. Дедукция.
4. Традукция.
Вариант 2
Не переписывая вопросы, выпишите на листке номера ответов, которые Вы считаете правильными. Итоговый ответ должен быть представлен в такой форме 2 2 3 1 …1 (всего 10 цифр)
Тождественны ли понятия «объект познания» и «объективная реальность»?
1. Да, эти понятия тождественны.
2. Нет, понятие «объективная реальность» является более широким, чем понятие «объект познания».
3. Нет, понятие «объект познания» включает в себя понятие «объективная реальность».
4. Да, эти понятия служат для обозначения объектов материального мира.
Какая форма агностицизма возникает в античной философии?
1. Отрицание возможности получить знание опытным путем.
2. Рационализм, абсолютизирующий роль разума как источника знаний.
3. Скептицизм, связанный с субъективизмом получаемых знаний.
4. Догматизм, признающий все знания абсолютной истиной.